Нужно развивать конкурентные преимущества

Российская экономика 2 февраля 2012, 10:00
Нужно развивать конкурентные преимущества

Как правило, страны имеют либо сырьевые ресурсы, либо качественную рабочую силу. У России есть и то, и другое — на это конкурентное преимущество и надо опираться. То есть не оттеснять наши добывающие сектора, а развивать их, дополнять перерабатывающими отраслями.

Например, не просто добывать нефть и газ, а развивать нефтепереработку и нефтехимию. То есть создавать продукты с высокой добавленной стоимостью, которые будут приносить больше денег в бюджет. Вопрос в том, что прежде нужно дисконтировать капиталовложения, чтобы понять, какие сектора развивать. Нужно понимать, какие из имеющихся конкурентоспособных секторов развивать: авиапром, автопром или нефтегазопереработку, нефтехимию. Но уже есть понимание, что круг перспективных секторов составляют именно эти отрасли.

Транспортные коридоры из Азии в Европу, например, на основе Транссиба — тоже вариант. Но пока дешевле морские пути. Разве что появятся новые технологии, резко удешевляющие наземные перевозки — какие-нибудь поезда на воздушной подушке… Или если мы после вступления в ВТО допустим иностранных инвесторов в транспортный сектор и в сектор вторичных транспортных услуг — обслуживание аэропортов и проч. Тогда Россия действительно сможет стать транспортным мостом между Европой и Азией.

Что касается инновационных секторов, то я предложил бы здесь не складывать яйца в одну корзину. Не вкладываться только в нанотехнологии или IT-сектор, а вкладываться еще и в биотехнологии например. Эти отрасли могут «выстрелить». Но нужно понимать, что здесь вы, образно говоря, покупаете опцион. Поэтому нужно хеджировать риски, не закладываясь на что-то одно, не вкладывая на первом этапе значительные ресурсы. Идеально было бы зарабатывать деньги в реальном секторе, а часть полученных доходов вкладывать сюда: пропадут, так не жалко, зато выигрыш может быть колоссальным.

Но все это должно быть оформлено в виде стратегии. Причем стратегия развития экономики должна быть рассчитана на 15 лет, как минимум. А пока у нас «Стратегия-2020» принимается накануне 2012 года. Какая же это стратегия — на 8 лет? Стратегии должны быть рассчитаны лет на 20, не меньше.

Дело в том, что ее реализация во многом зависит от достижения инвестициями критического объема — и этот объем может достигаться очень долго. Поэтому, если через 10 лет нет результатов, нельзя отчаиваться, а нужно продолжать идти вперед и вкладывать деньги.

Другой вопрос, будет ли это делаться. Думаю, для предотвращения шараханья нужно закрепить стратегию в законе. Сейчас в Госдуме лежит законопроект о долгосрочном планировании, вернее о стратегии управления, там прописано составление стратегических планов, вернее, целого их комплекса, на уровне России, федеральных округов и секторов экономики. Но он нуждается в доработке — пока непонятен механизм исполнения и координации. Бизнесу же невозможно «спускать планы» как в советские времена.

Но само стратегическое планирование нужно непременно. Возможно, в содружестве науки, правительства и бизнеса — т.н. «тройной спирали». В разных странах такие «треугольники летящих гусей», как говорят в Японии, строились по-разному. В той же Японии главную роль здесь играло правительство. В Европе, где есть НИС (Национальная инвестиционная система), главную роль играет бизнес. Россия здесь, мне кажется, впереди планеты всей, потому что у нас главную роль играет наука: в консорциуме ВШЭ и РАНХ готовится «Стратегия-2020». Главное, чтобы эти разработки внедрялись в практику.


Также в рубрике

  • Торгово-промышленная палата (ТПП) России предлагает ввести мораторий на увеличение тарифов естественных монополий и на жилищно-коммунальные услуги в ходе воплощения плана восстановления экономики после пандемии коронавируса.
  • В странах ЕС продолжают снимать ограничения. Открываются спортзалы, парки и пляжи. Так, пляжи для купания с понедельника открылись в Испании.
  • Несколько собственных и партнерских точек американской сети Domino’s Pizza в ряде регионов могут не открыться после снятия ограничений из-за коронавируса. Компания с 2019 года конфликтует с франчайзи, а пандемия лишь ухудшила ситуацию.
  • Инвестиционная программа ОАО «Российские железные дороги» на 2020 год скорректирована в сторону уменьшения за счет сокращения затрат на проектирование, сообщил генеральный директор компании Олег Белозеров.
    Промышленность25 мая 2020, 16:23
  • Фонд социального страхования (ФСС) начнет выплачивать медикам и водителям машин скорой помощи, которые заразились коронавирусом, компенсацию, сообщает Минздрав. На это из резервного фонда правительства выделяется 11,5 млрд рублей.
    Страхование25 мая 2020, 16:06