Индекс «Кофе с Молоком» показал, что сладкая жизнь кончилась

Индекс «Кофе с Молоком» показал, что сладкая жизнь кончилась

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) рассчитывается на основе динамики цен и объемов потребления четырех категорий товаров – кофе, молока, бутилированной воды и шоколада.
Российская экономика / Павел Еськов 04 Июн 2018, 11:20
Индекс «Кофе с Молоком» показал, что сладкая жизнь кончилась

Безусловно, эти продукты не относятся к самым важным товарам. И все же, каждый из нас покупает их хотя бы раз в месяц. А потому, даже по ним можно судить о потребностях россиян.

Кстати, расчет подобных индексов весьма популярен во всем мире: взять хотя бы известный каждому «Индекс БигМака». Впрочем, БигМаки – это там, далеко. А у нас…

Почему были выбраны именно эти продукты? Разумеется, кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются для россиян продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее «чайной», нежели «кофейной» страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни»: в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и просто из-под крана... Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. 

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».

И то, что по итогам апреля индекс «КсМ», как выяснил исследовательский холдинг «Ромир», показал резкое снижение – на 8,4% до отметки в 916 процентных пунктов, показывает: россияне стали экономить на «приятных моментах».

Разумеется, нужно учитывать, что мартовский всплеск был объективен: мы поздравляли с праздником весны наших женщин. А что любят женщины? Естественно, шоколад.

В апреле же, когда праздники остались позади, шоколад потерял свою актуальность в качестве универсального подарка. Кстати, схожие результаты снижения Индекса «КсМ» фиксировались и в прошлом (-8,6%), и в 2014 году (-8%).

Правда, в 2016 году апрельское снижение оказалось несколько скромнее и составило всего 4,2%, а в 2015 году в апреле «КсМ» и вовсе прибавил около половины процента к показателю марта.

Впрочем, и в годовом выражении «КсМ» подрастерял свои позиции, сократившись на 1,2% к показателю апреля прошлого года.

Вот и получается, что помимо окончания праздничной закупки шоколада, тренд отражает то, что люди сознательно отказываются от маленьких гастрономических радостей.

И финансовая сторона тут вовсе не причем: по сравнению с мартом сократились цены почти на все составляющие индекса. Ну, кроме воды, которая прибавила в цене 1,8%. Шоколад же стал дешевле на 1,7%, кофе – на 2,1%, а молоко – на 2,7%. Зато объемы покупаемых для «Кофе с Молоком» продуктов за месяц уменьшились.

Так, в апреле по сравнению с предыдущим месяцем россияне купили на 1,4% меньше молока, потребление кофе снизилось на 5,4%, воды – на 6%, а шоколада – на рекордные 13,4%.  Все эти факторы и привели к столь существенному снижению показателя «КсМ» в апреле.

В Москве апрельский «КсМ» показал еще большее снижение, чем в целом по стране – он похудел сразу на 10,8% по сравнению с мартом. И годовое снижение индекса простых удовольствий в столице на 6,9% оказалось также ощутимее, чем в целом по России. Хотя, в столице за месяц шоколад подешевел  на 1,6%, вода – на 5,1%, молоко – на 5,9%. Дороже москвичи в апреле платили только за кофе на 10,1%. Однако такой скачок в цене кофе был компенсирован резким снижением объемов его покупки – сразу на 19,2%.

Существенно снизились и объемы покупки москвичами шоколада – на 18,8%. Вода и молоко хоть и прибавили за месяц в объемах (+1,2% и +0,2% соответственно), но эти изменения не смогли повлиять на общий результат.

Как отмечает кандидат экономических наук Анна Щербакова, «данные товары – это индикаторы качества жизни потребителей. Думаю, расчет данного показателя является информативным и интересным для экономики».

«Финансовая газета» уже писала, что согласно другим исследованиям холдинга «Ромир», россияне в последнее время перестали экономить на еде. Однако нынешнее уточняет: наши соотечественники готовы тратить больше, но на нечто существенное.

А что касается «маленьких гастрономических радостей», многие убеждены, что с этим можно повременить: может быть, как-нибудь, потом…

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться