Рынок сувенирной продукции показывает устойчивый рост

Началось все в США в середине XIX века, когда коммивояжер страховой компании прикрепил к своей визитке карманный календарик. С тех пор традиция обмениваться подарками и сувенирами со своими деловыми партнерами прочно вошла в практику мирового бизнеса. А также дала мощный толчок развитию соответствующей индустрии. Так, объем этого рынка в США составляет сейчас порядка $20 млрд
Российская экономика / 12 июня 2018, 22:00
Рынок сувенирной продукции показывает устойчивый рост

Подводные камни

Показатели России куда скромнее, ведь рынок корпоративных подарков и сувениров более-менее оформился и структурировался лишь к началу 2000-х и многое у него еще впереди. Тем более что кризисный спад 2014–2015 годов отраслью уже успешно преодолен. Если в 2015 году объем отечественного рынка сувенирной и представительской продукции эксперты оценивали в 20,5 млрд рублей, то уже за 2016 год он достиг почти 25 млрд рублей. И в дальнейшем потенциал роста прогнозируется на уровне 15–20% (а для отдельных компаний и 40%) годовых.

Несмотря на радужные перспективы, в сувенирном бизнесе есть свои сложности. В первую очередь они связаны с трудностью прогнозирования спроса. В одночасье вчерашний хит продаж может утратить актуальность, а «выстрелить» – неожиданная новинка. Учитывая, что в основном поставки идут из стран Юго-Восточной Азии, а занимают они 3–4 месяца, оперативно выполнить заказ в этом случае не получится.

Поэтому серьезные компании, работающие на этом рынке, имеют штат своих сотрудников на местах, скажем, в Китае. Там они отслеживают качество продукции, текущие тренды, а также пытаются просчитать, какой продукт мог бы заинтересовать россиян. Впрочем, и такая работа на опережение не всегда приносит ожидаемые плоды. Соотечественники, как правило, воспринимают необычные новинки с некоторым недоверием. Скажем, экосувениры из материалов вторичной переработки, известные в Европе уже десять лет, только-только начинают завоевывать отечественную аудиторию.

На бизнес оказывает влияние и сезонность, с явным «креном» в сторону Нового года, на который приходится до 40% заказов. Некоторые компании с таким потоком могут и не справиться. Поэтому опытные игроки начинают заполнять свои склады праздничной продукцией заранее, еще в сентябре.

И еще один фактор риска – курс рубля. Ведь порядка 75% готовой и «полуфабрикатной» сувенирной продукции приходится на импорт.

Почему это так, хорошо показывает пример авторучек. Их импорт составляет порядка 2 млрд в год, а общий объем выпускаемых в стране ручек не превышает 5–10% от продаваемых на рынке. Дело в пишущем узле стержня, качественное производство которых требует немалых инвестиций, а получение отдачи от них требует длительного времени. И наш бизнес этой темой пока не заинтересовался. Вот и получается, что даже отечественные производители работают на импортных узлах. В дешевом ценовом сегменте – на китайских, а в дорогом – на европейских.

Бизнес в разрезе

Крупных компаний, предлагающих наиболее полный ассортимент (от бюджетного варианта до дизайнерского эксклюзива) азиатского, европейского и отечественного происхождения, на российском рынке деловых сувениров не так уж много – около десяти. Наценка на их продукцию в среднем составляет 30%, а на редкие экземпляры даже 100%.

Но с конечным потребителем они дела не имеют. Этим занимаются агентства, закупающие у них продукцию, наносящие логотипы или адаптирующие ее другим способом, в соответствии с пожеланиями заказчика, а затем реализующие, получая свои 30%. Таких компаний уже более 300. Да и клиентская база у них значительно шире: рекламные и PR структуры, туристические организации, торговые сети и пр. Кстати, доля сувенирной продукции в общем объеме российского рекламного рынка не так уж мала – порядка 6–8%.

Однако рынок сувенирной продукции не ограничивается промо или бизнес сегментом. Он может быть любым. Ведь у подарка нет утвержденных параметров, материалов изготовления или технических характеристик. Его суть одна – это важный атрибут современных коммуникаций разных уровней: от международных бизнес контактов до личных отношений. Так что фантазировать участники рынка здесь могут фактически безгранично, предлагая креативные решения.

Корпоративный сувенир имеет свой «срок годности» – три года, потом он морально устаревает. Сейчас некогда популярная продукция вызывает даже улыбку. Водонепроницаемое радио для душа, шашки с рюмками вместо фишек или бейсболки со светящимися козырьками далеко в прошлом. На первое место сейчас выдвигаются многофункциональные гаджеты. К примеру, бутылка для воды с функцией спикера и зарядного устройства. А также великое множество устройств, относящихся к группе «digital».

Пришедшие на смену кубику Рубика игрушки, выполняют еще и антистрессовые задачи. Есть и другие, выполненные из вспененного полиуретана, неспешно восстанавливающие форму после сжатия рукой. Они, по мнению специалистов, помогают расслабиться, в том числе и во время напряженного трудового дня.

Этот год проходит под знаком ЧМ‑2018 по футболу, поэтому актуальна и соответствующая продукция: сумки в форме мяча, футболки с номерами и именами любимых спортсменов и прочий набор болельщика. И по-прежнему в тренде «долгожители» сувенирного рынка – кружки, ручки, календари и блокноты. Они успешно конкурируют с молодым поколением гаджетов.

Все в одном

Современный деловой человек мобилен, занимается спортом и много времени проводит в поездках. Подчас ему бывает сложно в пути подзарядить свой гаджет. А ведь мобильник может «сесть» в самый неподходящий момент. Например, во время важных переговоров. Тогда просто незаменимыми в дороге становятся многофункциональные девайсы – помощники, которые к тому же и очень компактны.

Казалось бы, какие опции могут быть у обыкновенной бутылки для воды вместимостью 350 мл? Оказывается, она еще может быть аудиосистемой, зарядным устройством и лампой. Весит гаджет всего 500 г, но задач решает много. Встроенная лампа работает в нескольких режимах. Так, при езде на велосипеде можно включить мигающий красный свет, или же использовать бутылку в качестве лампы с белым светом. А USB-порт подзарядит мобильные устройства.

Для тех, кто занимается зимними видами спорта, увлекается охотой и рыбалкой подойдет другой гаджет. В холодное время года он согреет ваши руки, в темноте – осветит путь, а также обеспечит длительную работу мобильных устройств. Как-никак три в одном: внешний аккумулятор, светодиодный фонарик и грелка для рук. Есть и другой «многофункционал», который можно использовать как картридер, съемный жесткий диск и Wi-Fi роутер.




Также в рубрике

  • Из официальных комментариев по итогам I полугодия 2020 года.
    Потребительский рынок20 сентября 2020, 16:00
  • Карантин и падение доходов населения из-за кризиса неожиданно оказались на руку ритейлерам. В связи с изменением образа жизни и сокращением целого ряда статей семейного бюджета люди стали тратить больше денег в торговых сетях.
    Рынки20 сентября 2020, 12:00
  • Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен отработать не менее полугода, что установлено трудовым законодательством. И если он не отгулял его в полном объеме, работодателю в случае его увольнения придется рассчитаться за все года, когда сотрудник не отдыхал хотя бы один день из положенных.
    Российская экономика19 сентября 2020, 15:00
  • С 1 января следующего года вступает в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ 5/2019 «Запасы»). В нем не содержится положений о порядке определения стоимости запасов, внесенных в уставный капитал. В этой ситуации для компаний возрастает значимость оценки активов, в том числе и независимой.
    Деньги19 сентября 2020, 11:00
  • Государственный праздник День финансиста отмечается в России в 10-й раз. Рассказать об этапах становления отечественной финансовой системы, об успехах и вызовах, с которыми сталкиваются профессионалы отрасли, «Финансовая газета» попросила президента Финансового университета при Правительстве РФ Аллу Грязнову.
    Интервью18 сентября 2020, 16:00