Как сообщила газета Washington Examiner, Джонсон отметил, что ограничительные меры не оказывают ужасного экономического эффекта.
Действительно, несмотря на политическое и информационное давление на инвесторов из различных стран, они продолжают вкладываться в проекты России. А российский рынок дает зарубежным инвесторам доход, порой существенно превышающий вложения в их родных странах при меньших издержках.
Согласно исследованию Всемирного банка, посвященному простоте ведения бизнеса по всему миру, по показателю простоты регистрации бизнеса Россия занимает 28 место в мире; по простоте регистрации прав собственности – 12; по обеспечению исполнения контрактов – 18.
То есть для бизнеса текущая деятельность не выглядит такой уж невыполнимой, как ее принято представлять: улучшаются условия прохождения бюрократических процедур, упрощается взаимодействие с фискальными органами, а значит, и для инвесторов это все выглядит как рискованная, но потенциально выигрышная инвестиция.
«Финансовая газета» составила рейтинг ведущих зарубежных компаний, представленных на рынке нашей страны. В него вошло 35 «иностранцев». Основным критерием являлся объем денежных средств, которым обладает бизнес. При равных показателях состояния преимущество отдавалось тем, кто раньше вышел на российский рынок.
№ |
Название компании |
Объем капитала на 1 января 2018 г. $$ млн |
Сфера деятельности |
Год прихода в Россию |
Штаб-квартира |
1. |
Ашан, Атак / Groupe Auchan |
404 |
Торговля |
2002 |
Франция |
2. |
Метро Кэш Энд Керри и Медиа-Маркт-Сатурн / Metro Group |
310 |
Торговля |
2001 |
Германия |
3. |
Тойота Мотор / Toyota Motor |
278 |
Машиностроение |
2002 |
Япония |
4. |
Дж.Т.И.Россия / Japan Tobacco International |
276 |
Производство и продажа табачных изделий |
1999 |
Япония |
5. |
ФМСМ / Philip Morris International |
269 |
Производство и продажа табачных изделий |
1993 |
Швейцария |
6. |
ИКЕА Дом, ИКЕА Мос, ИКЕА Торг / IKEA |
198 |
Торговля |
2000 |
Швеция |
7. |
Фольксваген Груп Рус / Volkswagen Group |
191 |
Машиностроение |
2003 |
Германия |
8. |
Леруа Мерлен Восток / Leroy Merlin |
189 |
Торговля |
2004 |
Франция |
9. |
МУМТ / British American Tobacco |
182 |
Производство и продажа табачных изделий |
1991 |
Великобритания |
10. |
Пепсико Холдингс / PepsiCo |
177 |
Пищевая промышленность |
1974 |
США |
Думал ли глава семьи Мюлье, открывая первый гипермаркет «Ашан» в Российской Федерации, что дела у него пойдут так успешно? По данным аналитической компании Infoline, это самый большой иностранный ритейлер и третий крупнейший продавец продуктов в России. Компания, которая работает в России с 2011 года, развивает гипермаркеты, супермаркеты и магазины в формате «у дома» («Атак»).
По итогам 2017 года компания еще не отчитывалась, однако согласно данным годом ранее, выручка на российском рынке составила 333,1 млрд руб., а чистая прибыль – 10,9 млрд руб.
Вторую позицию рейтинга завоевали германские супермаркеты Metro и Media Markt, торгующий техникой и электроник. В конце 2016 года Metro AG сообщила о разделении бизнеса: сеть центров мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry и продовольственные гипермаркеты Real объединятся в компании под брендом Metro, а магазины бытовой техники и электроники Media Markt и Saturn – в компанию Ceconomy. За прошлый год совокупная выручка достигла 268,6 млрд руб.
Как национальная любовь к быстрой езде, так и доверие к настоящему японскому качеству – два кита, на которых базируется популярность Toyota в России, также вошедшей в тройку лидеров. В первом полугодии текущего года, невзирая на всевозможные кризисы, российские дилеры японской автостроительной компании реализовали 47 тыс. 444 автомобиля, что на 7% больше результата годичной давности. Настоящим бестселлером Toyota за отчетный период стал бизнес-седан Camry, который нашел 13 тыс. 884 покупателя. На втором месте по объему реализации среди моделей Toyota идет кроссовер RAV4, чьи продажи составили 13 тыс. 423 экземпляра.
По словам вице-президента ООО «Тойота Мотор» Такаси Суито, вывод на рынок двух внедорожников в одном сегменте и практически в одно время стал своеобразным вызовом для компании.
«Грамотная стратегия позиционирования двух моделей, а также неоспоримые преимущества Toyota Land Cruiser Prado и Toyota Fortuner перед конкурентами позволили им не только не мешать продажам друг друга, но и способствовать росту показателей бренда», – пояснил он.
Несмотря на грозные предупреждения Минздрава и отталкивающие картинки на сигаретных пачках, на четвертой и пятой ступени рейтинга плотно обосновались производители табачной продукции.
JT International (ДЖ.Т.И), занявшая четвертое место, известна рядовым курильщикам по брендам Glamour, Sobranie, LD. В прошлом году японцы заработали в России 276 млрд руб.
Производимые швейцарской компанией Philip Morris сигаретные бренды – это Parliament, Marlboro, Chesterfield, L&M, а также «Союз Аполлон» и многие другие. Всего за прошлый год табачная компания выручила в России 269 млрд руб.
Вторую половину топ-10 компаний открывает шведская мебельная компания «ИКЕА», заработавшая в прошлом году в России 198 млрд руб.
«Фольксваген Груп» – одна из самых популярных в России автомобильных компаний. Прибыль составила 191 млрд. руб. Принадлежащие ей заводы в Калуге и Нижнем Новгороде продолжают работать и выпускать автомобили и комплектующие.
Кстати, в середине июня Калужскую область посетили депутаты Бундестага от фракции «Альтернатива для Германии». Своим визитом парламентарии еще раз сказали, что никакие санкции не могут помешать людям двух стран налаживать нормальные отношения в разных сферах жизнедеятельности.
Восьмая позиция у французской сети магазинов для дома и дачи «Леруа Мерлен», которая активно развивается. Планы у французской компании воистину «бонапартовские» – в ближайшую пятилетку она намерена более чем удвоить число своих супермаркетов в России.
Правда, в дни Чемпионата мира по футболу, бывшая PR-директор компании Галина Панина умудрилась навести тень на торговую сеть, опубликовав в социальной сети фейковое сообщение, в котором назвала российских болельщиков «ваткой». Разразился скандал, пиарщицу уволили.
Хочется надеяться, что в целом на оборотах «Леруа Мерлен» это не отразится, а планы свои французы обязательно реализуют.
Еще один производитель табачных изделий, известный россиянам по сигаретам «Ява Золотая», а также по маркам Dunhill, Vogue, Lucky Strike и др. компания МУМТ («Бритиш-Американ Тобакко»), укрепилась на девятой строчке рейтинга. Вместе с тем надо отметить, что доля продаж в России в ее доходах сравнительно невелика – 14%.
И завершает топ-10 компания PepsiCo. Сладкую газировку ценил еще Никита Хрущев, а Леонид Брежнев поддержал открытие в 1974 году первого завода компании в Новороссийске.
Впрочем, на сегодняшний день не «Пепси» единой богатеет PepsiCo. Ведь кроме газированных напитков, одна из самых инновационных компаний мира производит соки («Фруктовый сад» – тоже их марка), а также молочную продукцию под брендами «Домик в деревне». В прошлом году компания заработала в России 177 млрд руб.
А полный список иностранных компаний, активно представленных на рынке России, можно посмотреть здесь.