Крупный бизнес регулярно нарушает Закон о рекламе

Крупный бизнес регулярно нарушает Закон о рекламе

Только в Москве и только за один месяц – за июнь Федеральная антимонопольная служба выявила 15 компаний, нарушающих Закон о рекламе. Среди них – основные мобильные операторы, интернет-магазины и даже банки.
Российская экономика / Павел Еськов 17 Июл 2018, 13:00
Крупный бизнес регулярно нарушает Закон о рекламе

Впрочем, по данным ведомства, проблема эта носит общегосударственный характер.

Так, накануне, Оренбургское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) оштрафовало банк «ВТБ» за нарушение части 1 ст. 18 Закона. Как поясняют антимонопольщики, банк без согласия абонентов занимался распространением рекламных SMS-сообщений.

«УФАС по Оренбургской области наложило штраф на банк «ВТБ» за неправомерное распространение СМС-рекламы. В ней содержались персональные данные получателя с предложением оформить вклад в интернет-банке с повышенной ставкой, а также оформить мультикарту «ВТБ» Visa», – говорится в сообщении.

Антимонопольное ведомство установило, что данные, распространяемые в рассылке, содержат сведения об услугах банка обобщенного характера. Несмотря на упоминание имени и отчества абонента, они не носят персонализированный характер, представляют интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.

Госбанк оштрафован на 100 тысяч рублей.

Безусловно, размер штрафа, по сути, является символическим для такой крупной кредитной организации, как «ВТБ». А если так – может, и нет необходимости Закон соблюдать?

Судя по всему, подобной логикой руководствовались и многие другие компании, чьей деятельностью заинтересовалось Московское УФАС: они распространяли рекламные SMS-сообщений без согласия абонентов.

Как говорится в письме пресс-службы ведомства, «по итогам предыдущего месяца ведомство признало ряд лиц, нарушившими ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе. Так, за распространение SMS-сообщений рекламного характера без согласия абонентов, нарушителями признаны: ООО «СЗК «Инфосвязь», ООО «Рускем», ПАО «Вымпелком» – информирующие абонентов о «Лаборатории Гемотест»; ПАО «МТС», ООО «Зазу Медиа», ООО «Инновационные технологии», ООО «Успех» - стимулирующие к покупке абонементов на фитнес-услуг; ПАО Банк «ФК Открытие», ООО «ОСК», ПАО «ВымпелКом» – за привлечение интереса ко вкладам банка «Открытие»; ПАО «Вымпелком», ООО «Фирма «СТОМ» и ООО «Стар Бет» – за рекламные акции букмекерской конторы Bingo Boom; ПАО «МТС», ООО «Раппорто», ООО «Вайлдберриз» – за распространение информацию о скидках в интернет-магазине «Wildberries»; ПАО «МТС», ООО «Раппорто», ООО «Алькор и Ко» – за распространение информацию о скидках в интернет-магазине «Л’Этуаль»; ПАО «Мегафон» – за продвижение дополнительных услуг».

Кроме того, ФАС признало нарушителем АО «Тинькофф Банк» за предложение услуг и товаров посредством телефонных звонков.

«В столичный антимонопольный орган постоянно поступают заявления от абонентов, получающих нежелательные рекламные SMS-сообщения, телефонные звонки и спам на электронную почту», – пояснили в пресс-службе ведомства.

Кстати, как пояснили «Финансовой газете» в Московском УФАС, именно банки частенько нарушают закон о рекламе. На прошлой неделе мы уже писали о том, что «Московский кредитный банк» («МКБ»), не мудрствуя лукаво, использовал слоган «Надежный вклад в лучшем банке!», что также не допускается Законом о рекламе. Теперь кредитной организации грозит административное наказание – штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

Впрочем, у самого «МКБ» – никакого сожаления нет. «Финансовая газета» обратилась в банк за комментарием, однако в рамках дедлайна ответа не получила. И лишь после повторного обращения вице-президент дирекции маркетинга и PR Виктория Пойгина отреагировала: «Мы решили не отвечать».

«Только за первое полугодие текущего года ФАС вынесла девять решений в отношении банков. При этом, больше половины – пять решений – касались нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе», – сообщили «Финагазете» в столичном антимонопольном ведомстве.

При этом, Московское УФАС отмечает, что хоть и случаются у кредитных организаций некорректные сравнения, типа «Вклад в лучшем банке» или «Лучшая карта…», – все же это не очень типичные случаи для банковской сферы: пара-тройка случаев в год.

Тем не менее, «Тинкофф банк» в нынешнем году оказался в этом числе за размещенный на рекламной конструкции баннер «Лучшая карта с кэшбэком». При этом, критерий, по которому проводится сравнение, а также объективное подтверждение такого утверждения, естественно, отсутствует.

«Формально в данном случае в нижней части рекламного макета было указано на проведенное исследование, – уточнил нам представитель столичного антимонопольного ведомства. – Однако Комиссия УФАС России, оценив место размещения рекламы – на конструкции, расположенной в близости к проезжей части, а, соответственно, ориентированную на автомобилистов, пришла к выводу о наличии в действиях кредитной организации нарушения п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, ч. 7 ст. 5».

Впрочем, гораздо чаще происходят иные нарушения Закона – когда банки не указывают в рекламе части существенных условий предоставляемых услуг. То есть – указана ставка по вкладу, но отсутствуют иные условия, при которых такая ставка будет действовать: минимальный срок вклада, минимальная сумма и так далее.

И опять вернемся к наказанию: к подобным прегрешениям закон не очень суров: ну что такое штраф в сто тысяч, или даже в полмиллиона рублей для «Тинькофф банка», который в прошлом году получил прибыль почти в 17,5 миллиардов?

Вот и получается: либо нашим законодателям необходимо ужесточать рамки, либо нужно прививать у бизнеса, в том числе и банковского, уважение к Закону.

Как говорится – Dura lex sed lex – «Закон суров, но это закон».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться