Избыточные надзорные нормы отправят на «регуляторную гильотину»

Избыточные надзорные нормы отправят на «регуляторную гильотину»

В этом году должна начаться конкретная реализация национальных целей и программ, поставленных перед федеральным правительством и региональными органами власти в мае прошлого года в президентском указе.
Российская экономика / Константин Смирнов 19 Янв 2019, 12:00
Избыточные надзорные нормы отправят на «регуляторную гильотину»

На 15 февраля запланировано подписание соглашений с губернаторами, предусматривающих выделение необходимых средств из федерального бюджета. Ждать осязаемых результатов уже в конце 2019 года, наверное, рано, но в 2024 году с чиновников всех уровней спросят, насколько эффективно потрачены дополнительные 20 трлн руб. и достигнуты ли все 8 национальных целей и 12 нацпроектов. 

Например, войдет ли Россия в первую пятерку самых развитых экономик мира, обеспечив ежегодный рост производительности труда на 5%, и в десятку ведущих стран по качеству общего образования. Будет ли увеличена средняя продолжительность жизни до 78 лет, а «здоровой» – до 67. Уменьшится ли бедность в 2 раза, а число занятых в малом и среднем предпринимательстве увеличится до 25 млн человек. Доведут ли 85% городских дорог до нормативного уровня и, наконец, снимут ли все избыточные контрольно-надзорные нагрузки с бизнеса.

При этом здравоохранение и образование все чаще рассматриваются не как только расходные функции государства, а, скорее, как необходимые инвестиции в экономическое процветание. Неслучайно на десятом юбилейном Гайдаровском форуме «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды», проведенном в Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ при участии Института экономической политики им. Гайдара и Ассоциации инновационных регионов России 15–17 января, особое внимание было уделено именно проблемам ускорения реформ в здравоохранении и образовании.

Но наибольший эффект на форуме произвело все-таки обещание премьера Дмитрия Медведева резко сократить уже через год количество контрольно-надзорных актов в бизнес-сфере, отдав их на откуп так называемой регуляторной гильотине.

Нормативная плаха

Проблем у бизнеса с проверяющими госорганизациями хватает с избытком. Недаром практически на всех встречах предпринимательских организаций с президентом Владимиром Путиным эта тема остается одной из главных. Бесчисленные проверки различных контрольно-надзорных органов зачастую парализуют работу довольно крупных предприятий, что же говорить о малом и среднем бизнесе. К тому же взаимоотношения проверяющих и проверяемых зачастую приобретают коррупционноемкий характер.

Нельзя сказать, что власти не предпринимают шаги по выходу из этой ситуации. Несколько лет назад предприятия малого и среднего бизнеса получили трехлетние надзорные каникулы, когда плановые проверки не проводятся. Генпрокуратура получила право на ведение реестров плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий. В последнем случае контрольно-надзорные органы, например, Роспотребнадзор, Госпожнадзор и др., должны запрашивать в местных прокуратурах разрешения на проведение внеплановых проверок.

Однако контролеры нашли обходной маневр – появились так называемые специальные проверки, не требующие согласия прокуроров. В прошлом году их количество превысило все остальные, поэтому штрафов стало только больше. 

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обещал в этом году добиться запрета на выписку штрафов, приостановку деятельности, изъятие товаров и других наказаний во время проведения спецпроверок – по их результатам возможно лишь получить согласие прокуратуры на внеплановую проверку. Однако пока проблема не решена.

Одна из причин агрессии проверяющих органов – переизбыток устаревших и морально и технологически нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов рынка, производство и реализацию товаров и услуг. По подсчетам правительства, которые озвучил на последнем Гайдаровском форуме Дмитрий Медведев, их накопилось уже более 9 тыс.

По словам премьера, «некоторые из них выглядели бы просто забавно, если бы не содержали в себе ограничивающий потенциал и не создавали риски». Как например, описание приготовления омлета высотой непременно в 2,5–3 см при температуре в 180–200 градусов в течение 8–10 минут – «иначе жарить нельзя». Впрочем, видимо, только так уничтожаются бактерии сальмонеллы.

Многообещающая реформа

По мнению премьера, «таких абсурдных требований в общем предостаточно и надо что-то с этим делать». Делать предлагается «регуляторную гильотину». Этот механизм заключается в следующем: «Ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований». Глобальный нормативный пересмотр Медведев назначил на 1 февраля будущего года, для чего будет прописана очередная «дорожная карта».

В правительстве уверены, что этот шаг снизит нагрузку на предпринимателей, а значит обеспечит экономический рывок. В кулуарах Гайдаровского форума первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов обещал отмести «все старое, прошлое, которое мешает бизнесу» и обеспечить «реновацию в мышлении наших предпринимателей». Правда, по его подсчетам, достаточно ликвидировать лишь половину из 9 тыс. надзорных норм.

Максим Орешкин, министр экономического развития, инициатор внедрения «гильотины» уточнил, что облегчать участь предпринимателей начнут прежде всего с общепита. Не просто же так премьер заговорил о приготовлении яиц.

Однако особого оптимизма у бизнес-сообщества правительственные планы пока не вызвали. И этому есть объяснения. Во-первых, «регулирующая гильотина», по мнению Медведева, уже хорошо зарекомендовала себя в Госпожнадзоре еще с 2008 года, когда был принят специальный технический регламент. Но, как известно, ситуация с пожарной безопасностью в стране далека от благополучной, о чем свидетельствуют прошлогодние трагические случаи.

Во-вторых, что еще важнее, – исторический опыт показывает, что государство раз за разом проигрывает схватку с устаревшими ГОСТами и техническими условиями, и, соответственно, контролеры играют слишком большую роль в регуляторной среде. Так, в 2004 году контрольно-надзорные органы перенесли очередную реорганизацию. Вначале большинство из них были подчинены тем или министерствам, число которых резко сократили, но потом их вновь стали переподчинять непосредственно премьеру. 

Фактически реальной реформы не получилось – как контролировали по отраслевому принципу построения самих проверяющих, так это осталось до сих пор. Хотя еще 15 лет назад президент РСПП Александр Шохин предлагал разделить контролеров по видам производства и бизнеса, сократив при этом их численность и прерогативы. Возможно, старый план Шохина будет наконец сейчас реализован.

Не удалось тогда правительству и заменить устаревшие советские еще ГОСТы рыночными техническим условиями. В ТУ просто перенесли тексты ГОСТов. На одном из заседаний правительства в 2005 году тогдашний первый вице-премьер Дмитрий Медведев пенял министру промышленности и энергетики Виктору Христенко, что он фактически завалил работу над модернизацией ГОСТов. Шохин часто цитировал якобы новые ТУ, в которых каждый шаг того или иного производителя фиксировался чрезмерно дотошно, что преграждало и продолжает мешать внедрению инноваций.

Впрочем, то, что правительство Медведева решилось на новый раунд борьбы с устаревшими контрольными нормами, не может не вызвать одобрения. Может быть, на этот раз контролерам укажут на их реальное место?

Однако последнее все же вызывает недоверие. Для проведения экономического рывка придумали массу нацпроектов, нашли на них деньги, за счет в том числе повышения НДС в условиях практически незаметного роста (1,3% в этом году). Но обеспечат ли они ускорение роста ВВП до уровня выше среднемирового до 2024 года, неясно. Более того, как считает глава Счетной палаты Алексей Кудрин, нацпроектов для этого явно недостаточно – нужны структурные и институциональные реформы, увеличение инвестиций и производительности труда, а также снижение присутствия государства в экономике.

В принципе «регуляторная гильотина» может существенно отодвинуть в сторону государство. Но важнее в этом случае все же решить вопрос о собственности на крупные активы. Однако масштабной приватизации в планах властей не предвидится.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться