Кто главный враг инвестиционного процесса

Кто главный враг инвестиционного процесса

Высшая школа экономики при участии Всемирного банка провела юбилейную – двадцатую – ХХ Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества.
Российская экономика / Константин Смирнов 13 Апр 2019, 10:00
Кто главный враг инвестиционного процесса

На ключевом пленарном заседании, которое открыли первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов и председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров, обсудили сценарии развития российской экономики и бюджетной политики.

Обмен мнениями и сценариями оказался довольно неожиданным. Отдав должное успехам правительства и ЦБ за последние пять лет в выходе из кризиса – устранению макроэкономических дисбалансов, например, дефицита бюджета, повышению устойчивости к внешним факторам (ценам на нефть и санкциям), а также созданию зрелых институтов финансового рынка, что и привело к возвращению роста ВВП, – почти все участники дискуссии, включая представителей власти, сошлись во мнении, что главным тормозом дальнейшего экономического развития стали правоохранительные органы.

Бизнес- и экспертное сообщества, многие представители экономического блока правительства серьезно обеспокоены частными случаями уголовных преследований предпринимателей, которые, во‑первых, зачастую оказываются на поверку либо избыточными, либо даже незаконными, а, во‑вторых, сопровождаются ликвидацией бизнеса и рабочих мест. В таких условиях главный источник роста ВВП – растущая динамика инвестиций, особенно частных – блокируется намертво.

Единым кажется участникам конференции и выход из криминально-делового тупика – а именно, прекращение избыточного уголовного давления на бизнес. По словам Антона Силуанова, и «правоохранительные органы должны обеспечивать нормальные условия для бизнеса».

В докладе ВШЭ «Сценарии развития российской экономики с учетом вклада человеческого капитала» прямо говорится: «Монополизм и слабая правовая защита предпринимателей препятствуют росту инвестиций, появлению и распространению инноваций».

Еще более жестко и недвусмысленно высказался Андрей Макаров: «Надо менять систему действий правоохранительных органов. Все остальное бессмысленно». Излишнее давление силовиков все сильнее подталкивает предпринимательское сообщество к пока еще глухому недовольству, на что Кремль не может не реагировать. Во всяком случае, Калви выпустили под домашний арест (подробнее об этом деле см. на стр.4).

На конференции ВШЭ обратили внимание и на социальное недовольство, которое усилилось в прошлом году. Дело в том, что возобновившейся экономический рост в России сопровождается не увеличением, а, наоборот, падением благосостояния населения.

Как обеспечить прорыв

Надо признать, что власти, прежде всего, экономический блок, пытаются в отличие от силовиков, все же подстегнуть рост ВВП и соответственно создать для этого одно из главных условий – обеспечить благоприятный инвестиционный климат. На конференции ВШЭ Антон Силуанов обрисовал целый план господдержки инвесторов, включая и ряд новаций. 21% от ВВП капиталовложений, в очередной раз признался глава Минфина, недостаточен для прорыва в технологический уклад – для начала необходимы хотя бы 25%. А для этого придется мобилизовать средства как крупных, так и не очень инвесторов.

Правительство и ЦБ готово снижать риски вложения средств. Как считает Силуанов, бюджетное правило обеспечило стабильность валютного курса и определенную независимость от внешних факторов, а налоги, как обещал премьер Дмитрий Медведев, не будут меняться 6 лет.

Обещано также создать реальную конкурентную среду, прекратив увеличивать долю государства в экономике и уравняв условия для частных и государственных компаний (во всяком случае, новых преференций последним давать вроде бы не будут). Сократят и «серую» зону, а малый бизнес получит льготных кредитов в 10 раз больше, чем в 2018 году – до 1 трлн руб.

Снизят административную нагрузку за счет проведения так называемой регуляторной гильотины: к началу 2021 года президент обязал ликвидировать все устаревшие и избыточные контрольно-надзорные функции – подробности этой реформы затем раскрыл вице-премьер и руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко.

Заниматься сокращением обязательных требований и составлением новых станут не сами контрольные ведомства. Для этой цели в структуре правительства создан специальный департамент, который разработает законопроект о контрольно-надзорной деятельности, принятие которого ожидается в ближайшие месяцы. «Для всех ведомств типовая модель обязательных требований должна быть единой, – подчеркнул Чуйченко. – Два аспекта – что проверяем и как проверяем. Обязательное требование имеет право на существование, только если объяснена его связь с минимизацией угрозы общественным интересам».

Впрочем, не совсем ясно из этих объяснений, насколько уменьшится регулятивный груз – остаются опасения, что нынешние перечни просто перелицуют, существенно их не уменьшив.

Силуанов также сообщил, что правительство работает над еще двумя законопроектами: новой редакцией господдержки специальных инвестиционных проектов и что еще важнее – над поощрением и защитой капиталовложений в российскую экономику. Эти акты должны поступить в Госдуму уже в эту весеннюю сессию.

Как обуздать силовиков

Последние новации вызвали особый интерес у президента РСПП и ВШЭ Александра Шохина. Он предложил включить в законопроект о защите инвестиций спецглаву, благодаря которой акты, мешающие бизнесу, будут откладываться на определенный срок, чтобы было время к ним приспособиться. Силуанов идею Шохина поддержал и выделил целых 2 года.

Но все-таки глава «профсоюза» крупного бизнеса больше обеспокоен силовиками: «Бизнес боится уголовных преследований по экономическим причинам, поэтому правильно, что возможные наказания по нынешним неналоговым платежам при переводе их в Налоговый кодекс откладываются на 10 лет». Шохин предлагает властям декриминализировать избыточное давление правоохранителей, так как они ставят преграды на пути рывка в инвестиционном процессе.

При этом он предлагает и конкретный механизм декриминализации экономического регулирования. Сейчас готовится новая концепция КОАП. Шохин считает, что параллельно необходимо отредактировать и УК и УПК, переместив из этих документов ряд экономических статей в область более мягкого, чем уголовное, административное регулирование. И, конечно, необходимо в полной мере использовать статью 108 УПК, согласно которой по экономическим преступлениям заключение в СИЗО должно заменяться подпиской о невыезде или в крайнем случае домашним арестом. В общем бизнес обеспокоен нынешней ситуацией, да и президент уже обратил на это внимание, Силуанов обещал сделать то же самое.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау среди основных рисков, тормозящих развитие, также выделил недостаточную защиту личности и собственности (остальные преграды менее опасны) и посетовал, что система правового контроля настолько сейчас сильна, что всем приходится полностью следовать законодательству. А оно зачастую «плохое», полностью выключающую инициативу и инновации.

Вернуть право на ошибки в инвестиционных процессах призвал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Ведь инновации – есть ничто иное как череда ошибок, сейчас же ключевым ограничением экономического роста является нестабильность контрактов. Все они в любой момент могут быть оспорены – прямо как в деле банка «Восточный».

Михаил Задорнов, глава банка «ФК Открытие», обратил внимание не только на правоохранительные структуры, такие как МВД и Следственный комитет, но и на судебную практику, сославшись на свой собственный опыт: по одному и тому же делу, по одним и тем же обстоятельствам, по одному заключению ЦБ два судьи Московского арбитража вынесли диаметрально противоположные решения.

Но куда опаснее другая тенденция – резкое падение доходов населения уже 5 лет подряд. По оценкам Росстата, они снизились агрегировано с 2014 года на 10,7%, а омбудсмен Задорнов считает, что и на все 20%. По показателю ВВП на душу населения мы также падаем последние 5–7 лет, спустившись с 43-го места на 62-е. В результате отстаем не только от европейских стран, но уже и от многих азиатских. Между тем инвестициями в экономику занимается не только бизнес, но и население. И самые «длинные» деньги, прежде всего пенсионные, можно получить именно от него. Но для этого нужно восстановить доверие к власти, сильно пошатнувшееся в прошлом году и из-за пенсионной реформы, а главное, из-за того, что, как подчеркнул Мау, возобновившийся экономический рост не привел к соответствующему росту благосостояния. Прямо как это происходило в 1930-е годы.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться