Россия снизила военные расходы

Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI) опубликовал расчеты общих военных расходов в 2018 году по сравнению с предыдущими периодами. В целом в мире они за последний год выросли на 2,6%, дойдя до впечатляющей цифры в $1,82 трлн.
Российская экономика / Константин Смирнов 13 Май 2019, 08:00
Россия снизила военные расходы

Если сравнивать показатели за последние 10 лет, то рост составил 5,4%, а за 20 лет – 76%. То есть с 1998 года расходы на глобальный ВПК и содержание всех армий увеличились почти вдвое. Несмотря на некоторое замедление темпов роста военных затрат, в прошлом году на каждого жителя планеты пришлось $239, вложенных в подготовку к возможным вооруженным конфликтам.

Пальму первенства среди отдельных стран ожидаемо удерживают США – в 2018 году их военные расходы составили $649 млрд. Далее идут Китай – $250 млрд, Саудовская Аравия – $67,6 млрд, Индия – 66.5 млрд и Франция – $63,8 млрд. Эти пять лидеров в области оборонных затрат обеспечивают 60% мировых военных расходов.

Россия оказалась на шестом месте по оборонным расходам в 2018 году – по данным SIPRI, $61,4 млрд. На седьмой ступеньке обосновалась Великобритания с $50 млрд.

SIPRI особо отметил, что три страны из пятерки лидеров по объему военных расходов – США, Китай и Индия – заметно нарастили вложения в оборонные структуры в годовом исчислении: на 4,6%, 5% и 3,1% соответственно. Наоборот, Саудовская Аравия сократила оборонный бюджет на 6,5%, Россия – на 3,5%.

Российский показатель не может не вызвать пристальный интерес. По данным Стокгольмского института, наша страна впервые с 2006 года существенно снизила оборонные расходы, «вылетев» из ведущей пятерки, дав возможность вырваться вперед Франции.

Опасная статистика

По оценкам SIPRI, 6 из 10 стран с самым высоким военным бременем в 2018 году находились на Ближнем Востоке. Это Саудовская Аравия (8,8% от ВВП), Оман (8,2%), Кувейт (5,1%), Ливан (5%), Иордания (4,7%) и Израиль (4,3%). Столь высокие ассигнования на оборону, как правило, осуществляют страны, находящиеся в состоянии реальной войны. В принципе, две из них (Саудовская Аравия и Израиль) действительно вовлечены в те или иные боевые действия по разным причинам. Эр-Рияд втянулся в гражданскую войну в Йемене (кстати, особых успехов там не достиг, несмотря на огромное военно-техническое преимущество над отрядами йеменских шиитов, известных как хуситы). 

Тель-Авив проводит ответные операции в секторе Газа, а также наносит авиаудары в Ливане и Сирии по позициям иранского корпуса стражей исламской революции и подразделениям ливанской шиитской организации Хезболла. Но остальные перечисленные страны пока не воюют. Операции же саудовцев и израильтян носят ограниченный характер. Так что данные SIPRI лишний раз свидетельствуют, что ближневосточные страны постоянно готовятся к более полномасштабным военным конфликтам (по оценкам других экспертов, военные расходы Израиля так же, как в соседних арабских странах, достигают 8% от ВВП).

Настораживает также и то, что общий военный бюджет всех 29 стран – членов НАТО в 2018 году составил $963 млрд что превысило 53% общемировых «боевых» расходов. А ведь этот блок непосредственно граничит с Россией. При этом ряд стран Центральной и Восточной Европы (большая часть из которых входит в НАТО) особенно существенно увеличили свои военные расходы в 2018 году. Так затраты Польши выросли на 8,9% – до $11,6 млрд а стремящейся в Североатлантический блок Украины на 21% – до $4,8 млрд. «Рост в Центральной и Восточной Европе во многом связан с растущим восприятием угрозы со стороны России», – считают в SIPRI. «И это несмотря на то, что российские военные расходы за последние два года сократились», – констатируют сотрудники института в Стокгольме.

Еще сильнее бросается в глаза огромный разрыв между военными затратами России и лидера НАТО – США. По расчетам Стокгольмского института, в 2018 году бюджет Минобороны РФ оказался в 13,4 раза меньше, чем у американского военного ведомства, а в этом году – в 15,1 раза.

Если сравнивать статьи военных расходов на НИОКР, то ситуация еще хуже. Россия в 2017 году израсходовала в 19,8 раза меньше, чем США, и в 26,6 раза меньше в 2018 году. Прогноз на этот год – в 34,7 раза. На закупки вооружения и военной техники Россия тратит тоже меньше, чем США: в 5,2 раза в 2017 году, в 6,8 раза – в 2018-м и в 8,2 раза – в 2019 году.

Тем временем Китай также увеличивает свои военные расходы уже 24-й год подряд – его траты на оборону почти в 10 раз выше, чем в 1994 году. Однако исследователи предупреждают, что рост военного бюджета Китая может замедлиться в следующем году. «Ежегодные темпы роста военных расходов Китая неуклонно замедлялись. В 2013 году они достигли максимума после 2009 года – 9,3%. Рост в 5% в 2018 году был самым низким годовым ростом с 1995 года», – отмечают авторы доклада SIPRI. Однако пока Поднебесная продолжает быстрыми темпами укреплять свою обороноспособность, не экономя на военных расходах.

Асимметричный ответ

При всей авторитетности оценок Стокгольмского международного института исследований проблем мира (анализом контроля над вооружениями его сотрудники занимаются с 1965 года) точность многих его расчетов все же вызывают определенные сомнения.

Так, снижение оборонных расходов в России происходит впервые не с 2006 года, как утверждают в SIPRI. Если внимательно проанализировать открытую часть российских федеральных бюджетов, то оборонный бюджет в конце «нулевых» годов практически не менялся, колеблясь в пределах 2,6–2,7% от ВВП. Его более существенный рост (до 3% и выше от ВВП) был отмечен только с 2012 года. В 2016-м они достигли апогея – 4,7% от ВВП (или 3,8 трлн руб.). Затем началось существенное их сокращение: в 2017-м до 3,3% ВВП (2,8 трлн руб.), в 2018-м – 2,8% ВВП (2,7 трлн). В 2019 году в номинальном выражении расходы на оборону опять вырастут примерно на 284 млрд руб. Но с учетом инфляции, а главное – увеличением общей расходной части федерального бюджета, в процентах к ВВП они останутся на прежнем уровне. Сходная ситуация сохранится и в 2020 бюджетном году.

Но при разных подсчетах все равно ясно, что неравенство в военных расходах России и США – налицо. Что предопределено значительной разницей в экономических потенциалах. Догнать США не представляется возможным в обозримом будущем, в лучшем случае это можно сделать в отношении Германии. Поэтому при таких расходах на оборону обеих сторон паритет можно обеспечить только за счет асимметричных ответов, а также оснащения вооружением и техникой, которым не располагает потенциальный противник. Боеспособность российских вооруженных сил, согласно авторитетному рейтингу Global Firepower, оценивается весьма высоко: российская армия по своей силе устойчиво занимает второе место в мире после американской (в этом рейтинге обладание ядерным оружием не является определяющим, а лишь дает дополнительные бонусы) и опережает китайскую народную армию.

Кроме того, Россия вышла на второе место в мире по продажам оружия. На первом месте – США (57%), на третьем – Великобритания (9%). Совокупный объем продаж вооружений российскими компаниями составил 9,5% от общего объема продаж в рейтинге SIPRI Топ‑100.

Встает также проблема взаимозависимости ВВП с расходами на оборонный заказ и содержанием вооруженных сил. Ряд экспертов считает, что военные расходы только тормозят экономический рост. Другие полагают, что в ряде случаев военные затраты подталкивают ВВП. При этом статистические ряды и модели демонстрируют разные (иногда прямо противоположные) результаты. Иными словами, в одной и той же стране в разные исторические периоды рост военных расходов происходит на фоне общего экономического роста или, наоборот, экономическое чудо происходит в том числе и по причине резкого сокращения военных расходов.

Поэтому более чем своевременно ответить на следующий вопрос: приведет ли сокращение российского оборонного бюджета к подстегиванию роста ВВП и попаданию страны в ближайшее время в пятерку самых экономических мощных стран мира?

Есть китайский ответ. В отчете SIPRI подчеркивается: «Китай проводит политику увязки роста военных расходов с экономическим ростом. С замедлением экономического роста в 2018 году до самого низкого уровня за последние 28 лет можно ожидать замедления темпов роста трат на оборону в ближайшие годы».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться