Решение проблем предпринимателей невозможно без системного изменения федерального законодательства

Решение проблем предпринимателей невозможно без системного изменения федерального законодательства

К такому выводу пришла уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева.
Российская экономика / Алексей Казанкин 26 Май 2019, 11:00
Решение проблем предпринимателей невозможно без системного изменения федерального законодательства

Отсутствие у бизнес-омбдусменов права законодательной инициативы они компенсируют по-разному. Столичный уполномоченный пытается выстроить стратегическое партнерство с Московской городской Думой, которая как заксобрание субъекта РФ такими полномочиями обладает. Именно в стенах МГД прошло первое заседание Общественного совета при уполномоченном, где были рассмотрены поправки в Уголовный Кодекс и два федеральных закона.

«Основные проблемы предпринимателей столицы – недостаток финансирования, доступ к господдержке и незаконное уголовное преследование, – заявила Татьяна Минеева. – Именно этим трем вопросам мы посвятили первые три рабочих группы при Палате общественных омбудсменов. Сегодня мы представляем результаты их работы в виде конкретных поправок в федеральные законы и уголовный кодекс».

Бизнес-ОПГ?

Треть всех обращений к уполномоченному (первое место) касаются незаконного уголовного преследования, рассказывает Татьяна Минеева. В части из них предпринимателям предъявляют обвинение не только по печально известной статье 159 УК РФ «Мошенничество», но и по статье 210 УК РФ «Создание организованного преступного сообщества» (группировки).

«Когда в Уголовный Кодекс вводилась статья 210 УК РФ, предполагалось, что применять ее будут к наркоторговцам и главам бандитских сообществ», – отмечает общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей в уголовном процессе, адвокат Екатерина Авдеева. – Однако случаев, когда ее вменяют обвиняемым по экономическим статьям все больше. Так уж получается, что любая коммерческая фирма – организованное сообщество. Добавляешь слово преступное – арестовываешь всех, вплоть до водителя, и предприниматель превращается в организатора ОПС».

Эксперты убеждены, что это только повод оказать на подследственных особо жесткое давление со стороны следствия. Так как статья относится к особо тяжким, по ней не предусмотрена иная мера пресечения кроме ареста, а на самих арестованных накладываются дополнительные ограничения.

Максимальный срок по статье 210 УК РФ – 20 лет лишения свободы, и его вполне реально используют против предпринимателей. Так, недавно по ней к 19 годам заключения был приговорен председатель правления коммерческого банка «Первый Экспресс» Константин Томенчук. Вместе с ним сроки получили председатель совета директоров банка, зампред правления банка и начальник отдела ценных бумаг.

«Печальный факт, что при использовании статьи 210 УК РФ сотрудников обвиняется больше, чем самих предпринимателей. В одном из дел, где статью 210 привязали к 159 статье, 26 обвиняемых! – делится Татьяна Минеева. – Фирма торговала фильтрами для воды. Допускаю, что это были плохие фильтры, или даже вообще не фильтры, то есть, возможно, мошенничество было. Обращения от этой компании не поступало. Но факт в том, что задержали всех сотрудников, включая водителей и секретаршу»!

«Недопустимо использовать особо тяжкую статью УК для прикрытия неквалифицированных действий следователей или для придания уголовным делам значимости, которой у них изначально нет», – отмечает Екатерина Авдеева. Возглавляемая ею рабочая группа, куда вошли в том числе представители прокуратуры Москвы, СК и МВД, одобрила поправки, которые запрещают вменять статью 210 УК РФ вместе с «предпринимательскими составами», то есть со всей 22-й главой УК РФ и статьи 159 и 160 УК РФ.

Банки – не ФНС

Едва ли не больше чем уголовное преследование бизнес тревожат блокировки счетов. Если заказные уголовные дела угрожают свободе и здоровью коммерсантов, то неряшливое, формалистичное исполнение требований ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» угрожает их финансовой состоятельности и существованию самого дела.

Как и в случае со статьей 210 УК РФ снова происходит смешение грехов бизнеса и серьезных преступлений против личности и государства. Если 210-я статья приравнивает предпринимателей к бандитам, то ФЗ115 приравнивает неуплату налогов к финансированию терроризма. Отсюда такие жесткие меры реагирования – отказ в дистанционном банковском обслуживании, приостановка операций по счетам и т. д. Попадая в черный список ЦБ, коммерсант лишается возможности вести экономическую деятельность в России.

Эта проблема приобретает все больший масштаб. За 4 года (с 2014 до 2017) число заявлений по оспариванию блокировок в судах по ФЗ № 115 выросло более чем в 10 раз, с 61 судебного процесса до 843. При этом 61% дел решается в пользу клиентов банков. Особый интерес столичного бизнес-омбудсмена к теме ФЗ№ 115 легко объясним тем, что 530 из 843 процессов проходит в арбитражных судах Москвы. Еще 1000 человек дошли до межведомственной комиссии по реабилитации.

Но это лишь верхушка айсберга. Только в 2017 году порядка 700 тыс. предпринимателей столкнулись с массовыми отказами в проведении операций и блокировками счетов. В 2018–2019 годах динамика сохранилась (данные «Деловой России»), а по данным компании MAGRAM Market Research, блокировки по ФЗ № 115 испытала на себя каждая вторая российская компания.

Еще одна проблема – заградительные комиссии банков при попытке предпринимателя вывести остатки по счету. Как говорит общественный уполномоченный по вопросам взаимодействия с институтами развития, гендиректор ООО «АЛИР» Александр Любосердов, такие комиссии стали достигать уже 30%.

«Все говорит о том, что придание кредитным организациям фискальных полномочий – мера неоправданная, – считает Любосердов. –Банки по своей сути – коммерческие организации, главная цель которых – извлечение прибыли. Не стоит удивляться, что некоторые из них стали пытаться зарабатывать на своих новых полномочиях».

Все вместе очень негативно влияет на экономическую активность в стране, считают эксперты столичного бизнес-омбудсмена. «Бизнес многообразен и не вписывается в идеальную картину методических рекомендаций ЦБ, – отмечает Любосердов. – Например, в соответствии с ними доля отчислений налогов в бюджет должна быть не меньше 0,9% в месяц, в то время как компании платят основные налоги раз в квартал».

В своих интересах для накопления ликвидности банки требуют от бизнеса держать остатки деньги на счетах. А в это время предпринимателю нужно срочно рассчитываться с поставщиками и подрядчиками. Подозрительными для банков остаются и любые переводы на счета физлиц, за исключением зарплат, которые сопровождает уплата НДФЛ. А ведь они могут быть предназначены на оплату, скажем, услуг самозанятых, которые самостоятельно платят налог.

Среди предложений Общественного совета при бизнес-омбудсмене Москвы:

  • радикальное сокращение числа операций, по которым возможна блокировка и отказ в дистанционном банковском обслуживании;
  • придание прозрачности процедурам включения и исключения из «черных списков» ЦБ РФ;
  • ограничение максимальной комиссии при отказе в ДБО одним процентом;
  • введение штрафных санкций для банков за явно неправомерный отказ в ДБО или приостановку операций по счету;
  • отделение фискального контроля от борьбы с финансированием терроризма.

«Вместе с законом, который сейчас взялся разрабатывать Минфин, эти инициативы позволят минимизировать убытки экономики от абсурдного исполнения ФЗ№ 115», – уверен общественный уполномоченный по вопросам взаимодействия с институтами развития.

Поддержка по талонам

Третий закон, попавший в поле зрения московского бизнес-омбудсмена, – ФЗ 209 «О развитии МСП». Эксперты обратили внимание в документе на ряд правовых пробелов.

Общественный уполномоченный по государственно-частному партнерству, партнер ГКС «Нортия», адвокат Денис Гудков привел данные опроса московских предпринимателей. 78% из них считают крайне важным обязательное закрепление промежуточного уведомления предпринимателя о статусе рассмотрения заявления с установленными сроками. Абсолютно все предприниматели указали, что необходимы унифицированная форма и способ уведомления предпринимателя о результатах рассмотрения его заявления о получении государственной поддержки.

На вопрос «какие на ваш взгляд административные барьеры необходимо устранить?» 100% респондентов ответили, что самый главный административный барьер, который следует устранить, это «продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований во всевозможных инстанциях».

В этой связи Общественный совет предложил внести в ФЗ 209 следующие поправки:

  • ввести осуществление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по принципу «одного окна» на уровне ФОИВ, органов госвласти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • обязать при поступлении заявления о господдержке в непрофильное министерство или ведомство передать их это заявление по подведомственности, а не возвращать заявителю как сейчас;
  • установить исчерпывающий список документов, которые должны предоставить субъекты МСП при обращении за оказанием поддержки;
  • запретить истребовать документацию, которая имеется в распоряжении органов власти.

«Наши предложения помогут нивелировать административные барьеры и сделать порядок получения субъектами МСП государственной поддержки прозрачнее и доступнее», – считает Дмитрий Гудков. При этом перспективы реализации инициатив столичного уполномоченного неоднозначны. С одной стороны, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников подтвердил, что московский депутатский корпус нацелен на системное взаимодействие с бизнес-омбудсменом столицы: «Все предложения Общественного совета при уполномоченном будут рассмотрены профильными комиссиями МГД и могут быть внесены в качестве законодательных инициатив в Государственную Думу», – заявил он. С другой, уже осенью состав МГД ждет серьезное обновление.

Как сложатся отношения у бизнес-омбудсмена с новыми московскими депутатами – пока неизвестно. Тем не менее примерно месяц осенней сессии МГД будет работать еще старым составом, и шансы увидеть наработки команды Минеевой – законодательные инициативы, остаются.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться