Правительство одобрило проект финансового плана до 2022 года

Правительство одобрило проект финансового плана до 2022 года

На заседании кабинета министров 19 сентября был одобрен обширный пакет документов, связанных с формированием федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов.
Российская экономика / Константин Смирнов 21 Сен 2019, 12:00
Правительство одобрило проект финансового плана до 2022 года

Кроме собственно проекта бюджета-2020 были рассмотрены Прогноз социально-экономического развития до 2024 года, Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, бюджеты государственных внебюджетных фондов. ЦБ представил также Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. В течение десяти дней в проект бюджета внесут необходимые уточнения и 1 октября его передадут для обсуждения и одобрения в Государственную Думу.

Бюджеты принимаются ежегодно. Но последний является особо важным для дальнейшего экономического развития. В этом году правительству и ЦБ не удалось добиться заметного устойчивого роста ВВП. В первом квартале этот показатель не превысил 0,5% (год к году), во втором – 0,9%, в первом полугодии – 0,7%, в июле рост, по данным Росстата, ускорился до 1,7%. Но даже по прогнозу Минэкономразвития, по итогам всего года ВВП увеличится максимум на 1,3%, в Банке России не исключают всего лишь 1%.

Причин топтания на месте несколько, но главными являются падение темпов инвестиций из-за холодного делового климата и сокращение реальных доходов населения, что сказывается на объемах потребительского спроса. В правительстве уверены, что увеличение ассигнований в будущем году на нацпроекты должно обеспечить перелом в инвестиционном спросе, а это подтолкнет рост ВВП сначала до 1,7% годовых, а затем к 2024 году – до 3,4%.

Однако независимые эксперты не уверены в такого рода успехах экономической политики правительства. К тому же добиться реализации национальных целей, поставленных в майском (2018 года) указе президента, за счет даже таких темпов роста, будет крайне затруднительно. В целом бюджет-2020–2022 критикуют за недостаточную направленность на опережающее развитие. В большей мере он все же базируется на практике концентрации финансовых средств в федеральной казне и «кубышке» ФНБ.

Кто ответит за рост

Главное прогнозное ведомство – Минэкономразвития – в этом году находилось между двух огней. Руководство страны ожидало от него благоприятных, если не прорывных макроэкономических предсказаний, реальная действительность подсказывала, что при нынешней экономической, и прежде всего бюджетной, политике, добиться существенного роста ВВП не удастся. Тем более что остальные экспертные структуры, включая международные финансовые институты, продолжают предупреждать о низких темпах развития и в мире, и в нашей стране тем более. Пришлось пересматривать макроэкономический прогноз и сценарные условия в этом году несколько раз, в последний – в конце августа. Правда, темпы роста в 2019 году прогнозируются неизменно в 1,3% годовых, от 2020-го же вначале ожидали 2%, сейчас только 1,7%.

Впрочем, ведомство Максима Орешкина продолжает уверять, что, начиная с 2021 года с ростом проблем не будет – он дойдет до 3,1%, в 2022-м – до 3,2%, и, наконец, в 2024 году – до 3,4%. Это еще не выше среднемировых показателей, но близко, а если другие страны замедлятся, то мы их еще и перегоним. И тем самым правительство выполнит майские задания президента точно в срок – к перевыборам главы государства.   

Вызывает, конечно, сомнения вопрос, за счет чего произойдет почти удвоение темпов роста ВВП в 2021 году? Пока экономика страны не демонстрирует прорывных тенденций. Капиталовложения и потребительский спрос колеблются около нуля. Но и в Минэкономразвития и в Минфине, в котором строят бюджет на основе прогнозов коллег, не сомневаются в том, что ускорение ВВП будет. На него сыграют существенное ускорение государственных вложений в национальные проекты (плюс более 2 трлн руб. в 2020-м по сравнению с этим годом) и распечатка уже во второй половине будущего года Фонда национального благосостояния. К январю его ликвидный объем превысит 7% ВВП (по Бюджетному кодексу превышающие эту сумму средства можно направить на инвестиции в крупные госпроекты), а к июлю – 8,5% от ВВП. В результате изыскиваются еще более 2 трлн руб., которые, по словам первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, направят на масштабные газохимические проекты в Усть-Луге и полуострове Ямал.

Однако в целом бюджетная политика останется весьма жесткой, так как продолжит базироваться на бюджетном правиле (нефтегазовые доходы от экспорта будут идти в казну только при ценах, не превышающих $42,4 за баррель, все что свыше – в ФНБ). Вызывает сомнения и тот факт, что устойчивый, опережающий экономический рост обеспечат только государственные инвестиции. Нужны, как считают не только независимые эксперты, но и в ЦБ, частные, при этом деловой климат, несмотря на обнадеживающие заявления, остается весьма холодным, не способствующем масштабным частным капиталовложениям.

В этой связи интересна позиция мегарегулятора. В Основных направлениях денежно-кредитной политики подчеркивается, что рост должна обеспечить именно бюджетная политика, за которую ЦБ ответственности не несет – он обеспечивает низкую инфляцию и стабильный валютный курс, что также важно для роста.

Профицитный бюджет

Несмотря на неясность с достижением заданных темпов роста, денег для бюджета хватит с лихвой при практически любом сценарии, исключая, естественно, развитие событий на пути к новому глобальному кризису, который может привести к обвальному падению цен на сырьевые товары. Но по базовому и тем более по оптимальным версиям прогноза цены на нефть в ближайшие пять лет остаются довольно высокими (хотя и с небольшим понижением к 2024 году). Нет сомнений и в реализации в полном объеме внутренних госзаимстований.

В результате правительство представило профицитный федеральный бюджет. Так, по данным Минфина, превышение доходов над расходами в 2020 году составит 0,8% ВВП. «Профицит бюджета РФ будет постепенно снижаться с 0,8% ВВП в 2020 году, до 0,5% ВВП в 2021 году и 0,2% ВВП в 2022 году», – цитирует РИА «Новости» представителя ведомства Антона Силуанова.

Этот год планируется завершить с профицитом в 1,7% ВВП. При этом прогнозируемый объем ВВП – 109,086 трлн руб.й, уровень инфляции – не выше 4,3%. Объем программы внутренних заимствований составит 1,578 трлн руб., внешних – 155 млрд руб., дополнительных нефтегазовых доходов – 3,17 трлн руб. Верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2020 года должен уменьшиться до 11,329 трлн руб., объем государственного внешнего долга планируется сократить до $64,3 млрд, или €55,4 млрд.

По словам источника из Минфина, доходы бюджета в 2020 году составят 20,4 трлн руб., в 2021 году – 21,2 трлн руб., в 2022 году – 22 трлн руб. Расходы в 2020 году запланированы в размере 19,5 трлн руб., в 2021-м – 20,6 трлн руб., в 2022-м – 21,8 трлн руб. По оценке Дмитрия Медведева, проект бюджета на ближайшие три года несет ярко выраженный социальный характер. На национальные проекты по демографии и здравоохранению за три года выделят 2,7 трлн руб., на проекты образования – около 380 млрд руб., еще 480 млрд руб. – на жилищное строительство, на нацпроекты по развитию экономики предусмотрено 1,2 трлн руб., а на создание инфраструктуры – 1,6 трлн руб.

В Госдуме проект нового бюджета вряд ли претерпит серьезные изменения, если не считать некоторых корректировок внутри ряда расходных статей. Таким образом, страна фактически уже получила план развития на три года вперед. Насколько он реализуем, остается не ясным, в том числе и потому, что нацпроекты, по словам главы Счетной палаты Алексея Кудрина, не могут обеспечить по определению значительных темпов роста.

Безымянный.jpg

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться