Президент приказал ускорить рост доходов населения

Президент приказал ускорить рост доходов населения

Торможение экономики даже в условиях начавшейся реализации национальных проектов привлекло, наконец, внимание Владимира Путина.
Российская экономика / Константин Смирнов 31 Авг 2019, 11:33
Президент приказал ускорить рост доходов населения

На последнем совещании по экономическим вопросам с рядом членов правительства и своими помощниками президент подчеркнул, что медленный рост реальных доходов населения вызывает у него беспокойство, и призвал найти дополнительные решения, чтобы обеспечить устойчивую динамику ВВП. Рецептов выздоровления экономики, судя по всему, никто не предложил, более того, Минэкономразвития пересмотрел прогноз на 2019–2024 годы в худшую сторону. Так что ожидать прорыва не стоит.

Что обещает Максим Орешкин

Минэкономразвития представило 26 августа основные параметры обновленного прогноза социально-экономического развития страны на 2019–2024 годы. Окончательный вид документ приобретет 19 сентября, после того как его обсудят на заседании правительства. Но уже ясно, что сентябрьский вариант прогноза, в особенности на 2019–2020 годы, будет существенно пессимистичнее предыдущего – апрельского. Например, в Минэкономразвития считают, что в 2019 году реальные располагаемые доходы населения вырастут на 0,1%, тогда как в предыдущем прогнозе обещали 1%.

В 2020 году реальные доходы вырастут на 1,5%, с 2021 по 2024 годы – с 2,2% до 2,4%. ВВП в 2019 году увеличится на 1,3%, в 2020 году – на 1,7% (вместо апрельских 2%), с 2021 по 2024 год – все-таки, как и ранее планировалось, – прибавит по 3,3% ежегодно. В этом году рубль ослабнет несколько сильнее, чем ожидалось в апреле – 65,4 руб./$ (65,1 руб./$). Впрочем, затем динамика валютного курса должна улучшиться: в 2021–2024 годах – 67,4 руб. (прежний прогноз равнялся 68,6 руб./$).

Положительную динамику в полной мере в Минэкономразвития видят в темпах инфляции. К концу 2019 года она составит 3,8% (вместо 4,3%), в 2020-м – 3,0% (3,8%), в 2021–2024 годах – 4%. Но это показатели из обновленного базового прогноза, в консервативном варианте все еще опаснее. В частности, предполагается, что ВВП в 2020 году вырастет лишь на 1,1%, в 2021-м – на 1,9%. Никаких 3% годовых.

Дело в том, что в консервативном сценарии федеральный бюджет с 2020 года остается без нефтяных сверхдоходов. Средняя цена на российскую нефть марки Urals до 2024-го закладывается на уровне, совпадающем с заложенной в бюджете ценой отсечения для сверхдоходов (от $42,5 за баррель в 2020 году до $45,9 в 2024 году).

Более низкие цены на нефть в консервативном прогнозе приведут и к более слабому валютному курсу – в районе 69 руб. /$ в 2020–2021 годах, а в 2023 году номинальный курс превысит 70 руб./$ и дойдет до 70,5 руб. в 2024 году. Для сравнения: в апрельской версии негативного сценария валютный курс до 70 руб. не опускался.

В базовом сентябрьском прогнозе инвестиции в основной капитал будут расти на 5–6% ежегодно. После замедления до 2% в этом году в 2020 году ведомство прогнозирует рост инвестиций на 5%, в 2021-м – уже на 6,5%. Однако в консервативном варианте предлагается только 3,6% в 2020 году, а затем торможение до 3,1% в 2022-м.

Потребительский спрос (розничный товарооборот) в обоих сценариях резко замедлится в 2020 году (с 1,3% в этом году до 0,5–0,6% в зависимости от сценария). Затем оборот розницы будет медленно увеличиваться – до 2,7% к 2024 году в базовом прогнозе и до 2,3% – в консервативном.

Реальные располагаемые доходы населения в консервативном сценарии могут вырасти на 1,1% в 2020 году, а к 2024-му ежегодная динамика дойдет только до 1,9%. В целом консервативный вариант предполагает увеличение реальных располагаемых доходов всего лишь на 8% за пять лет.

Игры статистики

Достичь даже малозаметных 1,3% роста ВВП в этом году довольно трудно, как бы не были в этом уверены в Минэкономразвития. В первом квартале Росстат диагностировал всего-то 0,5% роста, во втором – 0,9%, по итогам первого полугодия – 0,7%, и хотя скорость вроде бы увеличивается, но незначительно. Откуда же получится 1,3%?

Этот прогноз тем более странно выглядит, если учесть оценки ситуации от специалистов самого ведомства Максима Орешкина. В аналитической записке «О предварительной оценке ВВП за второй квартал 2019 года», опубликованной на сайте Минэкономразвития 12 августа подробно излагаются причины слабой динамики ВВП в январе – июне этого года. Среди замедляющих факторов указывается, прежде всего, низкий уровень внутреннего спроса на фоне сохранения жесткой бюджетной и жесткой денежно-кредитной политики. Профицит федерального бюджета в январе – июне составил 1561 млрд. руб., существенно превысив показатель за аналогичный период 2018 года (875 млрд. руб.).

Как уже подчеркивалось в «ФГ» (см. предыдущий номер) основной вклад в улучшение бюджетных показателей внес опережающий рост доходов федерального бюджета – плюс 921 млрд. руб. – по сравнению с первым полугодием прошлого года (+10,7 % г/г). В то же время расходы федерального бюджета в первом полугодии продемонстрировала лишь небольшой рост в номинальном выражении (на 3,0 % г/г, или на 236 млрд руб.). Эта ситуация, напомним, связана, в первую очередь, с менее равномерной, чем в прошлые годы, внутригодовой динамикой бюджетных расходов. Так, по состоянию 1 июня было исполнено 35,6 % бюджетной росписи (в открытой части) по сравнению с 37,0 % в 2018 году и 38,1 % в 2017 году. При этом исполнение бюджетов национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на 1 июня составило

27,8 %. Кроме того, основные банковские ставки в первом полугодии оставались на повышенных уровнях, несмотря на коррекцию ожиданий участников рынка и сопутствующее снижение ставок ОФЗ под влиянием смягчения риторики ЦБ.

Негативная динамика поразила и внешний спрос. По данным Минэкономразвития, замедление роста мировой экономики привело как к ухудшению ценовой конъюнктуры товарных рынков, так и к снижению физических объемов российского экспорта. По данным платежного баланса, экспорт товаров и услуг во втором квартале сократился на 5,9 % год/к году в стоимостном выражении.

Все вышеперечисленные негативные факторы сохранятся до конца года. Но в Минэкономразвития почему-то уверены, что в третьем-четвертом кварталах рост ВВП ускорится до 1,6%–1,8%, что и приведет по итогам всего года к искомым 1,3%. При этом вся надежда возлагается на ускорение госфинансирования национальных проектов к концу года (как давно повелось в нашей бюджетной системе). Но за скобками остается проблема того, что сами по себе нацпроекты, финансируемые только государством, даже согласно правительственным планам, не могут обеспечить полноценное ускорение экономического роста – ситуация нормализуется лишь при помощи масштабного роста частных инвестиций, а они топчутся на месте из-за холодного делового климата. Неслучайно, консенсус-прогноз независимых экспертов исходит из того, что рост ВВП в этом году не превысит и 1% либо вообще будет балансировать около нуля.

Разброс цифр, каким бы несущественным он не казался, тем не менее требует еще большей точности в оценке реального положения дел. В этой связи совсем уж странным выглядит уверение Владимира Путина в том, что реальные располагаемые доходы населения медленно, но все же растут. На первый взгляд так и есть, да и Минэкономразвития с Минфином прогнозировали увеличение доходов населения в этом году до 1%. Но, во-первых, как мы уже подчеркивали ранее, прогноз пересмотрен до 0,1%, что вполне укладывается в статистическую погрешность. А во-вторых, что важнее, по данным Росстата, реальные доходы населения в первом полугодии упали на 1,3%, несмотря на небольшой рост зарплат (+1,8%). Отметим, что доходы населения падают уже шестой год подряд, накопилось уже почти 11% падения с 2014 года. И это, действительно, не может не вызвать беспокойства – и не только у президента, а у всех граждан страны. Получается замкнутый круг: нет доходов – нет роста ВВП, и наоборот. Социальная напряженность также подошла к реальному порогу.

Однако правительство не может предложить реальный выход из этого круга, так как, скорее, готовится к ближайшей рецессии, накапливая финансовые ресурсы в резервах и сдерживая их вложение в реальную экономику.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться