Кому, когда и зачем нужна информация о бенефициарах

Кому, когда и зачем нужна информация о бенефициарах

Почти каждое общество обязано знать своих бенефициарных владельцев. Многие из них должны раскрывать информацию о них в отчетности и сообщать сведения госорганам по их требованию. Основной проблемой в данном вопросе является выявление конечных собственников, особенно если они спрятаны за цепочкой юридических лиц, в том числе иностранных.
Российская экономика / 23 Ноя 2019, 22:45
Кому, когда и зачем нужна информация о бенефициарах

Кто такие бенефициарные владельцы

Понятие «бенефициар» определяется в зависимости от того, о ком идет речь – о юридическом или о физическом лице (ст. 3, п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее по тексту – Закон о противодействии легализации преступных доходов).

В отношении юридического лица – это физическое лицо, которое прямо или через третьих лиц владеет хозяйствующим субъектом (имеет более 25% в уставном капитале) или имеет возможность контролировать его действия по иным основаниям.

В отношении физлица, как правило, бенефициар не выделяется (им является то же физическое лицо), но возможно исключение – когда есть основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо. Аналогичным образом не выделяются бенефициары – ИП, поскольку в законе не указано иное.

Более подробное определение понятия «бенефициарный владелец» дал Центральный банк Российской Федерации в письме от 28.01.2014 № 14-Т. Организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

• физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25% в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;

• физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом. В частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и так далее), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций), оказывать влияние на величину дохода клиента;

• иные самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Рассмотрим пример косвенного владения.

 

Пример.

ИП Иванов владеет 51% акций в АО «Альфа». В свою очередь, «Альфа» является владельцем 60% акций в АО «Гамма». Поскольку ИП Иванов не владеет акциями АО «Гамма» напрямую, участие его в капитале этого общества следует признать косвенным. Доля косвенного участия Иванова в АО «Гамма» составит: 0,51 x 0,6 = 0,306, или 30,6%. Эта величина превышает предельное значение (25%), установленное законом. Следовательно, он имеет преобладающее участие в капитале (более 25%) и отвечает признакам бенефициарного владельца АО «Гамма».

 

Признание физлица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физлице. Данная позиция находит свое развитие в письме Банка России от 28.01.2014 №14-Т.

Если в структуре владельцев общества есть как физические, так и юридические лица, и при этом каждому из них в отдельности принадлежит менее 25% в уставном капитале, то необходимо определить владельцев юридических лиц. Если будет установлено, что какое-либо физлицо-владелец является также владельцем входящего в состав общества юридического лица, то необходимо сложить принадлежащие им проценты в уставном капитале. Если совокупный размер будет более 25% уставного капитала, то такое физлицо является бенефициарным владельцем.

Юридическим лицом могут владеть родственники (аффилированные друг другу лица), при этом каждому из них принадлежит менее 25% в уставном капитале. В такой ситуации у юридического лица не будет бенефициарного владельца, так как сложение процентов, принадлежащих аффилированным лицам, не предусмотрено Законом о противодействии легализации преступных доходов.

В структуре владельцев юридического лица нет того, кто прямо или косвенно владеет более чем 25% в уставном капитале. Но есть физическое лицо, которое владеет менее чем 25% и дополнительно на основании доверенности (корпоративного договора) вправе распоряжаться голосами, принадлежащими другим владельцам. Такое лицо будет бенефициаром.

Лицо не владеет прямо и косвенно акциями (долями) юридического лица, но на основании договора или иной сделки вправе контролировать его деятельность и давать обязательные указания его органам управления. Такое лицо будет бенефициаром.

В случае многоуровневой системы владения компанией поможет алгоритм, определенный в п. 3 ст. 105.2 НК РФ: необходимо нарисовать всю схему владения компанией (вплоть до физических лиц). Затем определить долю косвенного участия каждого физического лица в организации путем перемножения долей прямого участия во всей цепочке владения.

Вместе с тем в соответствии с абз. 7 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, в случае если в результате принятия предусмотренных законом мер бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.

В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца.

Кто может не раскрывать информацию о бенефициарах

В абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов перечислены юридические лица, которые освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев:

• органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале;

• международные организации, иностранные государства или административно-территориальные единицы иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью;

• эмитенты ценных бумаг, допущенные к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

• иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;

• иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Следует учесть, что ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. 92.1, 92.2 Федерального закона № 208-ФЗ предусмотрены случаи освобождения от исполнения обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах, а также ее предоставления или раскрытия в ограниченных составе и (или) объеме.

Правительство РФ разрешило компаниям и банкам не раскрывать часть обязательной информации, данные о своих акционерах и лицах, контролирующих организацию или осуществляющих значительное влияние на нее, если они находятся под санкциями иностранных государств (постановление от 4 апреля 2019 года № 400 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона “Об акционерных обществах” и Федерального закона “О рынке ценных бумаг”»).

Так, эмитенты ценных бумаг и акционерные общества могут ограничить состав и (или) объем информации, например, в следующих случаях (п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2019 № 400):

• если раскрытие и (или) предоставление эмитентом информации о лице, в отношении которого действуют меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов (далее – меры ограничительного характера), приведут (могут привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация;

• если в отношении эмитента действуют меры ограничительного характера;

• если эмитент является кредитной организацией, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

• если раскрытие и (или) предоставление эмитентом информации должны быть осуществлены в отношении кредитной организации, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе»;

• если раскрытие и (или) предоставление эмитентом информации должны быть осуществлены в отношении сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;

• если эмитентом должны быть осуществлены раскрытие и (или) предоставление информации о лице, являющемся работником или членом органов управления лица, в отношении которого действуют меры ограничительного характера, или кредитной организации, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе».

К информации, которую эмитент вправе не предоставлять в указанных случаях, отнесено, в частности, 18 позиций (п. 1–3 Перечня, установленного в приложении к постановлению Правительства РФ от 04.04.2019 № 400):

• информация о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, заместителях единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере эмитента и его заместителях, руководителях и главных бухгалтерах филиалов эмитента;

• информация о лицах, входящих в состав органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента;

• информация о сделках эмитента, его контролирующих лиц, подконтрольных ему лиц;

• информация о банковских группах, банковских холдингах, холдингах и ассоциациях, в которые входит эмитент, а также их членах;

• информация об аффилированных лицах эмитента;

• информация о подконтрольных эмитенту организациях и лицах, входящих в состав их органов управления, лицах, контролирующих эмитента, и лицах, входящих в состав их органов управления;

• информация о лицах, являющихся участниками (акционерами) эмитента;

• информация о лицах, кон-тролирующих участников (акцио-неров) эмитента;

• информация о лицах, являющихся номинальными держателями ценных бумаг эмитента;

• информация о связанных сторонах, с которыми эмитентом осуществляются хозяйственные операции;

• информация о дочерних организациях эмитента (группы эмитента);

• информация о финансовых вложениях эмитента;

• информация о принимаемых эмитентом рисках, процедурах оценки рисков и управления ими;

• информация о споре, связанном с созданием эмитента, управлением им или участием в нем;

• информация об операциях и (или) объеме операций и (или) объеме средств эмитента – кредитной организации в иностранной валюте;

• информация об остатках и (или) объеме средств на счетах, открытых эмитентами – кредитными организациями разным типам клиентов;

• информация, в том числе обоб-щенная, о сегментах деятельности эмитента – кредитной организации;

• информация, в том числе обоб-щенная, о контрагентах эмитента, включая их отраслевую и географическую структуру.

Если эмитент ценных бумаг или акционерное общество раскрывает в ограниченном составе и (или) объеме информацию, в том числе в проспекте ценных бумаг, необходимо направить в Банк России уведомление с информацией, которая не раскрывается и (или) не предоставляется. Форма уведомления и порядок его направления определены указанием Банка России от 21.03.2019 № 5096-У.

На днях Минфин вынес на обсуждение проект постановления правительства, освобождающего некоторые организации от представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторского заключения о ней в налоговый орган для целей формирования государственного информационного ресурса. Это организации, включенные в перечень резидентов, утвержденный в соответствии с п. 4.2 ст. 19 закона о валютном регулировании – то есть те, в отношении которых иностранными государствами, объединениями введены меры ограничительного характера.

Механизм идентификации

Состав необходимых сведений о бенефициарах, которыми должно располагать юридическое лицо, приведен в п. 1 ст. 6 Закона о противодействии легализации преступных доходов:

• Ф. И. О.;

• гражданство;

• дата рождения;

• реквизиты документа, удостоверяющего личность (данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России);

• адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

• идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Сведения о результате принятых организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента могут фиксироваться в специальном документе, форма которого может быть утверждена в компании.

В письме от 29.07.2019 № 01-04-05/17015 Росфинмониторинг напомнил, что ЕГРЮЛ не содержит информацию о бенефициарном владельце юридического лица. Сведения о бенефициарных владельцах следует выяснять любыми доступными способами. Под обоснованными и доступными мерами ведомство понимает порядок действий, разработанный организацией самостоятельно, направленный на выявление и установление необходимых сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

В п. 4 и 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов установлено право юрлиц запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев. Форма и содержание запроса не установлены законодательством, поэтому его можно составить в свободной форме. При этом в тексте запроса можно дать ссылку, что представление такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов).

Запрос рекомендуется направлять письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресам, находящимся в списке участников (акционеров), а также по иным адресам, имеющимся в распоряжении общества. Направление запроса таким образом позволит в случае необходимости доказать исполнение обязанности, установленной ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов (информационное сообщение Росфинмониторинга «О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах»).

Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако никакой ответственности за непредставление сведений для них не предусмотрено.

Если лицо не ответило на запрос либо не представило сведения по нему, можно попытаться получить сведения из открытых источников информации (например, посмотреть информацию в картотеке арбитражных дел). Если владелец доли в уставном капитале (акций) – иностранное юридическое лицо, то можно запросить выписку из торгового реестра страны учреждения либо происхождения иностранного лица. Можно обратиться в суд с требованием о понуждении лица представить соответствующие сведения.

Совершение указанных действий позволит, по нашему мнению, подтвердить, что общество приняло обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению своих бенефициаров, так как их принятие обязательно в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов. Такими мерами является направленный на выявление и установление необходимых сведений в отношении своих бенефициаров порядок действий, который самостоятельно разработало общество (письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 № 01-04-05/17015).

Кроме того, это позволит снизить риск привлечения общества к административной ответственности за неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах.

В соответствии с положениями Закона о противодействии легализации преступных доходов субъект обязан обновлять информацию о бенефициарных владельцах не реже одного раза в год и документально фиксировать полученную информацию. А в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации делать это необходимо в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Юридические лица обязаны хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений не менее пяти лет со дня получения такой информации. Несмотря на то что закон обязывает устанавливать, обновлять и хранить только саму информацию о бенефициарных владельцах, документы, подтверждающие достоверность такой информации, понадобятся компании в любом случае. По запросам Росфинмониторинга и ФНС России компания обязана представлять документально подтвержденные сведения.

Как раскрывается информация о бенефициарах

Информацию о бенефициарах юридического лица и о принятых мерах по розыску данных о них вправе запросить у организации уполномоченные органы: ФНС России (ее территориальные органы), Росфинмониторинг (его межрегиональные управления), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. Данное право закреплено в п. 6 ст. 6.1, п. 14 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов. Порядок и сроки предоставления этой информации установлены правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913 (далее по тексту – Правила).

Запрос может быть получен как в электронном, так и в бумажном виде (п. 2 Правил). Форма бумажного запроса (по КНД 1120414) утверждена приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-2/824@.

Если запрос в организацию поступит на бумажном носителе, то в ответ на него она может направить электронное сообщение на оптическом или цифровом носителе информации с сопроводительным письмом, которое предоставляется уполномоченному органу непосредственно или заказным почтовым отправлением (п. 5, 8 Правил).

На электронный запрос ответ нужно дать в электронной форме. Сведения передаются по каналам ТКС через операторов электронного документооборота (п. 2, 7 Правил). Электронное сообщение следует заверить усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 3 и 6 Правил).

Днем направления ответа на запрос по каналам ТКС считается день, зафиксированный в подтверждении дня отправки электронного сообщения, а днем направления сообщения на оптическом или цифровом носителе – день, указанный в расписке должностного лица уполномоченного органа, получающего оптический или цифровой носитель информации с сопроводительным письмом, или в квитанции об отправке почтового отправления (п. 10 Правил). Соответственно, днем получения электронного сообщения считается день, зафиксированный в квитанции о его приеме, либо день, указанный в оттиске штампа на сопроводительном письме (п. 11 Правил).

Самое главное: предоставить сведения по запросу организация должна по состоянию на дату, указанную в запросе, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса (п. 2, 4 Правил). Если сведения установить невозможно, компания обязана в этот же срок сообщить налоговикам информацию о мерах, принятых для их установления. Подтвердить, что организация приняла все доступные меры по установлению сведений о бенефициарных владельцах, можно, представив запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них (письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 № 01-04-05/17015, информационное сообщение Росфинмониторинга).

Если компания обнаружит неполноту, неточность или ошибки в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах, то необходимо не позднее трех рабочих дней со дня их обнаружения повторно направить откорректированные сведения (п. 4 Правил).

Необходимость раскрытия информации о бенефициарных владельцах в отчетности прямо закреплена в п. 7 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Росфинмониторинг в письме от 29.07.2019 № 01-04-05/17015 «О рассмотрении обращения» сообщил, что информация о бенефициарных владельцах юридического лица должна раскрываться в его годовой бухгалтерской отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ. В частности, указано, что информация о таких лицах раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Порядок раскрытия информации определен в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» и в рекомендациях аудиторским организациям, содержащихся в приложении к письму Минфина России от 29.01.2014 № 07-04-18/01. При этом перечень связанных сторон, о которых раскрывается информация, устанавливается организацией исходя из содержания отношений и понятия «бенефициарный владелец, предусмотренного п. 6 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Организация должна установить этот перечень самостоятельно на основе положений ПБУ 11/2008 исходя из содержания отношений между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной с учетом требования приоритета содержания перед формой (п. 9 ПБУ 11/2008). Согласно пункту 14 ПБУ 11/2008 информация о связанных сторонах включается в пояснения к балансу и отчету и финансовых результатах отдельным разделом.

При раскрытии информации указываются сведения, позволяющие однозначно идентифицировать бенефициарных владельцев (письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 № 01-04-05/17015, рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год, содержащихся в приложении к письму Минфина России от 29.01.2014 № 07-04-18/01).

Ответственность за нераскрытие информации

За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и предоставлению информации о бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений о них, определенных законодательством РФ, по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга) или налоговых органов общество привлекается к административной ответственности, предусматривающей штраф в размере (ст. 14.25.1 КоАП РФ, письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 № 01-04-05/17015):

• для должностных лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. рублей;

• для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Если общество не представит информацию о бенефициарных владельцах организации, осущест-вляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, то в выполнении распоряжения общества о совершении операции могут отказать (п. 11 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, п. 15 письма Росфинмониторинга от 15.02.2019 № 04-02-01/3276).

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться