Оценка инвестиционных проектов в современных условиях. Разработка методического инструментария

Оценка инвестиционных проектов в современных условиях. Разработка методического инструментария

Инвестиционная деятельность и ее основная форма реализации – инвестиционный проект являются в современных условиях одним из ключевых драйверов развития как отдельного хозяйствующего субъекта, так и экономики страны в целом.
Российская экономика / 30 Ноя 2019, 11:00
Оценка инвестиционных проектов в современных условиях. Разработка методического инструментария

В послании Федеральному собранию на 2019 год президент России Владимир Путин заявил, что рост объема инвестиций в 2020 году должен составить 6–7%. Если сейчас объем инвестиций в экономику составляет 20,6% от ВВП, то в недалекой перспективе Правительство Российской Федерации ставит задачу увеличить его до 30% от ВВП. Объемы привлечения инвестиций и повышение рейтинга доверия инвесторов напрямую связаны с достижением требуемого уровня эффективности и результативности инвестиционных проектов различных видов (инновационных, инфраструктурных, социальных, экологических), что требует обоснованной и достоверной оценки.

В связи с этим разработка методического инструментария оценки эффективности и экономической целесообразности реализации инвестиционных проектов разной направленности и для различных субъектов экономики является чрезвычайно актуальной задачей, имеющей практическую значимость. Ее решение позволит принимать государству, региону, коммерческим и некоммерческим организациям и индивидуальному инвестору обоснованные инвестиционные решения, эффективно использовать бюджетные средства, осуществлять грамотную инвестиционную политику, направленную на снижение рисков от инвестиционных вложений, а также даст толчок к изменению устаревшего законодательного регулирования инвестиционной деятельности, позволит усовершенствовать экономический механизм стимулирования инвестиционной активности различных субъектов экономики.

В рамках Государственного задания на 2019 год в Финансовом университете была выполнена прикладная научно-исследовательская работа на тему «Оценка инвестиционных проектов в современных условиях».

Разработанные рекомендации по решению поставленной проблемы совершенствования оценки инвестиционных проектов в современных условиях включают в себя следующие предложения.

1. В целях унификации терминологии и перечня показателей эффективности инвестиционных проектов, включая приоритетные и региональные инвестиционные проекты, предлагается:

внести изменения в ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в части унификации понятий «инвестиционный проект» и «приоритетный инвестиционный проект»;

внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в части закрепления понятия «региональный инвестиционный проект», исключив из ст. 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации данное понятие;

внести изменения в Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1516 «Об утверждении Правил и критериев отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов» в части приведения понятия «инвестиционный проект» в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а также дополнить перечень критериев отбора инвестиционных проектов предложенными в работе критериями экономической целесообразности;

внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в части приведения понятия «приоритетный инвестиционный проект» в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. В целях дальнейшего стимулирования инвестиционной активности субъектов экономики предлагается:

разработать новые Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов взамен старых, утвержденных Приказом Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477 (далее – Методические рекомендации), на базе комплексного подхода к оценке, который предполагает интегрированную оценку инвестиционного проекта, учитывающего дифференциацию субъектов и объектов оценки, стоимостные параметры проекта, многокритериальность экономической целесообразности проекта, непрерывность процесса управления параметрами инвестиционного проекта в течение его жизненного цикла, дополнительные эффекты и риски от реализации проекта;

создать открытую информационную базу данных по разрабатываемым и реализуемым в России инвестиционным проектам, учитывающую возможности цифровых технологий обработки больших массивов информации.

3. В рамках новых Методических рекомендаций предлагается использовать следующие разработанные положения и методический инструментарий оценки инвестиционных проектов на уровне государства (инвестор – государство в лице органов федеральной, региональной или муниципальной власти) для принятия различных управленческих решений в сфере инвестиционной деятельности:

п/п

Требуемое управленческое решение

по инвестиционным проектам

Разработанные в ходе выполнения НИР теоретические положения

и методический инструментарий оценки ИП

1

Отбор в реестр региональных инвестиционных проектов, приоритетных инвестиционных проектов, стратегических инвестиционных проектов

Методические рекомендации
по применению метода Саати для выбора одного из альтернативных инвестиционных проектов
на основе учета значимости соответствующих показателей целесообразности (эффективности) реализации проекта
2
Установление критериев
и целевых показателей оценки приоритетных инвестиционных проектов
Матрица критериев эффективности и система показателей их оценки по видам инвестиционных проектов
по созданию объектов государственной (муниципальной) собственности, госкорпораций, некоммерческих организаций, коммерческих организаций
с госучастием
3
Осуществление проектов, в том числе государственно-частного
и муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений
на территории субъекта
и муниципального образования
Понятие и принципы интегрированной оценки инвестиционных проектов.
Схема формирования показателя интегрированной стоимости проекта на каждом этапе его жизненного цикла.
Методические рекомендации
по определению интегрированной стоимости инвестиционного проекта, в том числе методом НМЦК.
Система показателей оценки экономической целесообразности ИП для государства
и муниципальных органов власти.
Алгоритмическая модель принятия инвестиционного решения
на основе расчета интегрального показателя оценки целесообразности ИП

4. В рамках новых Методических рекомендаций на уровне частного инвестора (госкорпораций, компаний с госучастием, коммерческих организаций) для принятия управленческих решений на каждой стадии жизненного цикла инвестиционного проекта предлагается использовать следующие полученные результаты НИР:

а) научно-практические: сформулированные понятия и принципы интегрированной оценки инвестиционных проектов; выделенные виды объектов оценки, цели и функции субъектов инвестиционной деятельности; обоснованные подходы (стоимостно-ориентированный, эффект-ориентированный, риск-ориентированный) к оценке инвестиционных проектов; рекомендации по учету факторов неопределенности и рисков при оценке инвестиционных проектов, по применению концепции гибкой системы управления проектами (Эджайл);

б) методические: рекомендации по выбору одного из альтернативных инвестиционных проектов и определению значимости соответствующих показателей целесообразности (эффективности) проекта; матрица критериев эффективности и система показателей их оценки; методические рекомендации по интегрированной оценке инвестиционного проекта, по выбору метода расчета и показателя базовой стоимости ИП для каждой стадии его жизненного цикла (предынвестиционной, стадии реализации, стадии завершения (ликвидации); алгоритмические модели оценки стоимости и экономической целесообразности инвестиционных проектов на основе сценарного подхода и определения интегрального показателя оценки.

5. В целях обеспечения возможности участия оценщиков в процедуре закупок в качестве субъектов оценки начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) на выполнение инвестиционного проекта во избежание неправомерного занижения или завышения стоимости ИП предлагается внести соответствующие дополнения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»:

в ст. 2 «Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом» конкретизировать, что под иными целями понимается в том числе закупочная деятельность;

в ст. 8 «Обязательность проведения оценки объектов оценки» ввести обязательность проведения оценки для закупочной деятельности с ценой контракта, значительно превышающей среднеотраслевые показатели по данному объекту закупки;

в ст. 11 «Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки» в части обязательного содержания отчета оценщика (перечень обязательных элементов отчета) включить этапы обоснования НМЦК;

в ст. 22.1 «Функции СРО» дополнить требование контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства в сфере закупочной деятельности.

Результаты научных исследований могут использоваться:

1) федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти – при принятии решений о государственной поддержке инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ГЧП, а также региональных инвестиционных проектов и определении объемов необходимого бюджетного финансирования;

2) коммерческими и некоммерческими организациями – при принятии решений об участии в инвестиционных проектах или отказе от участия в реализации тех или иных проектов, для определения первоначальной величины инвестированного капитала и повышения эффективности управления инвестиционным проектом на всех этапах его жизненного цикла.


Марина Федотова, главный научный сотрудник, руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, д. э. н., профессор

Ольга Лосева, ведущий научный сотрудник, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, д. э. н., доцент

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться