Как отразить расходы на борьбу с пандемией

Распространение COVID-19 вынуждает работодателей нести дополнительные расходы и предпринимать меры по защите здоровья своих работников. Рассмотрим, как эти действия нужно отражать в бухгалтерском и налоговом учете.
Российская экономика / 11 апреля 2020, 20:00
Как отразить расходы на борьбу с пандемией

Правовые основы мер противодействия COVID-19

В статьях 5 и 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Они обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Объем мероприятий и расходов на профилактику коронавируса каждый работодатель определяет самостоятельно. Обосновать эти расходы можно распоряжениями Правительства РФ, Минздрава, Санэпиднадзора, Роспотребнадзора, а также иных федеральных, региональных и местных властей.

Главный государственный санитарный врач РФ издал Постановление от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19». В нем высшим должностным лицам субъектов РФ было поручено провести работу с юрлицами и ИП по обеспечению выполнения рекомендаций по организации режима труда работников. В их число включены:

· обязательная дезинфекция контактных поверхностей во всех помещениях в течение дня;

· использование в помещениях оборудования по обеззараживанию воздуха;

· наличие в организации запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников;

· ограничение зарубежных командировок;

· использование аудио и видео селекторной связи для производственных совещаний и решения различных вопросов.

Уполномоченным лицам было поручено взять на контроль выполнение юрлицами и ИП, осуществляющими деятельность в сфере общественного питания и торговли, мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима. Контроль за реализацией перечисленных в постановлении мер возлагается на руководителей территориальных органов Роспотребнадзора.

В постановлении же главного государственного санитарного врача от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19» отмечено, что должен быть обеспечен контроль за обязательным использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) персоналом транспортно-пересадочных узлов, транспортных средств и других мест с массовым пребыванием людей.

Роспотребнадзор в Письме от 10.03.2020 № 02/385-2020-27 привел меры, рекомендуемые работодателям для профилактики распространения COVID-19 в офисе: измерение температуры перед входом в офис; отстранение сотрудников от выполнения трудовых обязанностей при выявлении симптомов заболевания; обеспечение дезинфекции рук при входе в офис; проведение уборки помещений с применением дезинфицирующих средств, каждые два часа – дезинфекция дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей, мест общего пользования; частое проветривание; постоянное обеззараживание воздуха с применением бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха; информирование персонала о правилах личной и общественной гигиены. Кроме того, предприятиям следует иметь достаточный запас средств для дезинфекции помещений, рук персонала. А также масок или респираторов.

Рекомендовано ограничить любые корпоративные мероприятия в коллективах, участие работников в иных массовых мероприятиях. Ограничить направление работников в командировки, особенно в страны, где зарегистрированы случаи заболевания коронавирусной инфекцией. При планировании отпусков также воздержаться от посещения этих стран.

Отдельные рекомендации касаются организации питания работников. Так, если работники питаются в собственной корпоративной столовой, рекомендуется:

• использовать одноразовую посуду с последующим ее сбором, обеззараживанием и уничтожением;

• при использовании многоразовой посуды обрабатывать ее на специальных моечных машинах при температуре не ниже 65 градусов или ручным способом при той же температуре с применением дезинфицирующих средств. Если такой столовой нет, рекомендуется принимать пищу не на рабочих местах, а в специальной комнате.

Работодатель, если коронавирус выявлен у кого-либо из работников, при поступлении запроса из Роспотребнадзора обязан предоставить ведомству информацию о рабочих контактах данного сотрудника, а также обеспечить дезинфекцию помещений, в которых работает или мог находиться заболевший.

Следует отметить, что неосуществление «рекомендованных» действий не приведет к правовым последствиям. Но если нарушены нормативные положения, вводящие обязанности для граждан и работодателей, то возможны крупные штрафы, например, на основании ст. 6.3 КоАП РФ. Сумма санкций может составить от 500 руб. до 1000 руб. для ИП и должностных лиц, до 20 тыс. руб. – для организаций, возможно и приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если работодатель пойдет на сокрытие информации о фактах, которые могут создавать опасность для жизни и здоровья людей, то ему может грозить уголовная ответственность по ст. 237 УК РФ со штрафом до 300 тыс. руб. или лишение свободы до 2 лет.

Минтруд России выпустил Методические рекомендации по режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства (Письмо Минтруда России от 16.03.2020 № 19-0/10/П-2261). И данные рекомендации, несмотря на отсутствие такого требования, следует применить и к коммерческим предприятиям. В документе прописаны пункты: соблюдать установленные требования к условиям труда, обеспечивая достаточную циркуляцию воздуха; обеспечить работников в достаточном количестве и постоянной доступности средствами для дезинфекции рук; организовать соблюдение работниками правил гигиены, предоставляя им советы о том, как избежать распространения микробов на рабочем месте; организовать по возможности качественную уборку (1 раз в сутки) с проведением дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, мест общего пользования; проводить дезинфекцию воздуха.

По действующим правилам работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья. В этих случаях работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем по общим правилам.

В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение штрафа на ИП в размере от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб., на юрлиц – от 130 тыс. руб. до 150 тыс. руб. Повторное нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет. Юрлицам повторное нарушение грозит штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

Оплата труда персоналу

Работодателям рекомендовано по возможности перевести сотрудников на работу из дома. Для перевода на удаленную работу лучше подписать дополнительное соглашение к трудовому договору с каждым сотрудником. Дело в том, что у сотрудников меняются условия работы, а это возможно только по соглашению. В нем стоит прописать правила дистанционного взаимодействия с сотрудниками. Рекомендуем утвердить приказом общие правила и ознакомить с ними каждого переводимого на удаленную работу сотрудника.

Если же в городе введен режим повышенной готовности, то для оперативности можно обойтись без дополнительных соглашений и ограничиться общим приказом о переводе на дистанционную работу в связи с угрозой распространения коронавируса. В Трудовом кодексе таких исключений не сделано, но из разъяснений Минтруда можно сделать вывод, что этого достаточно.

Если во время эпидемии организация вынуждена была работать, но дохода, который был ранее, нет либо сотрудников для работы нужно меньше, можно рассмотреть возможность перевода персонала на неполное рабочее время.

К примеру, глава РЖД Олег Белозеров предложил из-за коронавируса ввести для сотрудников режим неполного рабочего времени. В письме от 31 марта к членам правления РЖД он предложил ввести такую меру массово, в том числе для членов правления госмонополии. В I квартале у компании сократилась погрузка на 5%, а пассажиропоток – на 40%.

Установление такого режима позволит избежать сокращений персонала. Ведь пропорционально уменьшению рабочего времени уменьшается заработная плата (ст. 93 ТК РФ). Если продолжительность рабочего дня (смены) не превышает четырех часов, то можно обойтись без перерыва на отдых и питание (ст. 108 ТК РФ). Для оформления неполного рабочего времени нужно подписать с каждым сотрудником дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор. Переводить сотрудников на такой режим в приказном порядке без их согласия нельзя.

Если из-за сложившейся ситуации деятельность стала невозможной, то это классический простой – временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 157, ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Хотя причины такого простоя от работодателя не зависят, платить сотрудникам в этот период все равно нужно не менее 2/3 оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Оплата времени простоя облагается страховыми взносами на обязательное социальное страхование, как и обычная зарплата. Согласие сотрудников на объявление простоя не требуется. Нужно письменно уведомить их о начале простоя. Обычно издается приказ, в котором перечисляется, работники каких профессий, специальностей и должностей будут в простое и по какой причине. Сотрудники расписываются в листе ознакомления с этим приказом.

При пессимистичном сценарии, может быть, придется сокращать штат или ликвидировать бизнес. В этих случаях нужно выплатить увольняемым сотрудникам выходные пособия – сверх того, что заплатили при простое. Поэтому заранее рассчитайте, насколько хватит у вас ресурсов для ожидания конца эпидемии.

Возможно, выгоднее временно перевести работника на другую должность или поручить другую работу. Для этого нужно подписать соглашение о временном переводе, при этом за работником сохранится его прежняя должность (ст. 72.2 ТК РФ). Перевод (приказом) сроком до одного месяца возможен даже без согласия сотрудника, так как простой на его основной работе связан с эпидемией (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Однако если новая функция требует более низкой квалификации, чем основная работа, то нужно письменное согласие работника. Платить сотруднику, которого сроком до одного месяца перевели из-за эпидемии на другую должность, надо не ниже его среднего заработка на прежнем месте. Если речь о более длительном переводе и сотрудник согласен заключить такое соглашение, то новая зарплата может быть и меньше среднего заработка в прежней должности.

Тем сотрудникам, у которых есть неиспользованные дни оплачиваемого отпуска, лучше сначала предложить воспользоваться оплачиваемыми отпусками и только после их окончания оформлять отпуска за свой счет. Если дальше ситуация будет развиваться по худшему сценарию, то все равно при увольнении должны будете выплатить им компенсацию за неиспользованный отпуск.

В силу ст. 128 ТК РФ отпуск без сохранения заработной платы предоставляется по семейным и другим уважительным причинам работнику, подавшему письменное заявление. Основанием для предоставления такого отпуска является желание самого работника, а не инициатива работодателя или независящие от сторон обстоятельства, такие как карантин в связи с коронавирусной инфекцией.

Работодатель, конечно, сошлется на то, что в кризисный момент он не увольняет работников, сохраняя за ними рабочие места, и попытается разрешить возникшие трудности в период отпуска «по производственной необходимости». Но если вынужденный отпуск затянется, то кто-то просто уволится, а кто-то пожалуется в трудовую инспекцию, обратится в суд. Массовое оформление сотрудников в неоплачиваемые отпуска выглядит подозрительно. Если в подобной ситуации организация отправит сотрудников в отпуска без сохранения заработной платы, вместо того чтобы начислить им полагающиеся выплаты, то будет иметь место серьезное нарушение трудового законодательства. За него работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Рассчитывать на то, что «война все спишет», вряд ли стоит. Премьер-министр поручил Минтруду РФ и ФНС РФ усилить контроль по жалобам граждан на притеснения, так или иначе связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (письма ФНС РФ от 24 марта 2020 года № СД-4-2/4988 и от 25 марта 2020 года № СД-18-2/380@). Разъяснено, что при получении информации о фактах невыплаты (несвоевременной выплаты) заработной платы или увольнения работников ИФНС будут незамедлительно направлять такие обращения в госинспекцию труда, а в отношении работодателей, указанных в жалобах, осуществлять контрольно-аналитические мероприятия в рамках компетенции налоговых органов.

Роструд запустил горячую линию для работников, чтобы они могли оперативно проконсультироваться о своих правах и пожаловаться на нарушения. Минтруд предупреждает: «Отправление в неоплачиваемый отпуск по инициативе работодателя невозможно в принципе. Отпуск за свой счет работник может взять только инициативно». «Если работодатель настаивает, чтобы работник оформил отпуск за свой счет, необходимо обратиться в трудовую инспекцию», – приводит сообщение пресс-службы Минтруда ТАСС.

Компенсации персоналу при дистанционной работе

Согласно ч. 1 ст. 312.3 ТК РФ размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других расходов, связанных с выполнением дистанционной работы, определяются трудовым договором о дистанционной работе.

В соответствии со ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Поскольку норматив компенсации за использование имущества работника (кроме личного автотранспорта) нормами НК РФ не установлен, компенсация за использование личного или арендованного имущества в целях налога на прибыль может учитываться в составе прочих расходов в сумме, предусмотренной трудовым договором на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Но расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ). Поэтому, помимо документов, подтверждающих оплату работником услуг Интернета, телефонных переговоров и тому подобное, следует предусмотреть представление отчета работника, подтверждающего, что расходы были произведены по производственной необходимости.

Такая компенсация освобождается от НДФЛ, на нее не начисляются и страховые взносы (п. 1 ст. 217 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ). Минфин РФ в Письме от 03.09.2019 № 03-04-05/67569 указывает, что компенсационные выплаты работнику в связи с использованием им личного имущества в интересах работодателя не облагаются НДФЛ в пределах сумм, установленных соглашением сторон трудового договора. При этом должны быть документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества работнику, расчеты компенсаций, фактическое использование имущества в интересах работодателя, а также суммы произведенных расходов.

Если работодатель компенсирует дистанционному работнику только документально подтвержденные затраты на приобретение услуг и расходных материалов и не оплачивает амортизацию используемой техники, то доказывать принадлежность этой техники работнику необязательно.

Учет расходов во время простоя

Для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с подп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, и не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам. Соответственно, затраты, относимые к прямым расходам, которые организация несет во время простоя, например заработную плату работников, страховые взносы, амортизацию оборудования, не переведенного на консервацию, следует учитывать в составе внереализационных расходов на основании п. 2 ст. 265 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 21.02.2018 № 03-07-07/11012). Косвенные расходы в налоговом учете по общему правилу списываются на затраты текущего отчетного (налогового периода). Расходы, производимые во время простоя, учитываются, если простой оформлен официально.

В письме от 21.02.2018 № 03-07-07/11012 Минфин РФ указал: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в период вынужденного простоя налогоплательщика, подлежат вычету в порядке и на условиях, предусмотренных нормами ст. 171 и 172 НК РФ. Таким образом, можно сделать вывод, что во время вынужденного простоя организация может принимать к вычету НДС так же, как она сделала бы это, если бы продолжала вести деятельность. Например, если по арендной плате за офис или цех организация принимала к вычету НДС, поскольку такие услуги приобретались для операций, облагаемых им, то и во время простоя входной НДС по арендной плате может быть принят к вычету при наличии счета-фактуры и соответствующих первичных документов.

Оплата времени простоя квалифицируется как заработная плата (гл. 21 ТК РФ и ст.157 ТК РФ). Поэтому она облагается страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 20, 56, 129, 135 ТК РФ) и НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, п. 1 ст. 210 НК РФ, ст.164, 165 ТК РФ) как обычная зарплата.

Если из-за ограничений не состоялась командировка

И РЖД, и авиакомпании объявили, что на время ограничения сообщений между городами и странами все пассажиры, которые ранее приобрели билеты по невозвратному тарифу, но были вынуждены отказаться от поездок, могут сдать проездные документы. Аналогично поступили и многие отели – они возвращают забронировавшим проживание внесенные предоплаты. Так что в случае отмены поездки из-за коронавируса обязательно следует проверять информацию на сайтах перевозчиков и гостиниц. Возможно, удастся обойтись без убытков.

Если же потерь не избежать, то следует учесть, что расходы по отмененным командировкам ФНС считает необоснованными только в случаях, когда поездка не состоялась по вине сотрудника. Например, в связи с принятым в отношении него постановлением о временном ограничении на выезд должника из РФ (Письмо от 29.01.2020 № СД-4-3/1352@). Если же командировка не состоялась в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то говорить об учете затрат на командировку, предусмотренных подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, не приходится.

Вместе с тем перечень убытков, установленный ст. 265 НК РФ, является открытым, а нормы ст. 270 НК РФ не содержат прямого запрета на включение в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов на несостоявшиеся командировки. Убытки, понесенные организацией в связи с отменой командировки сотрудника, могут быть учтены при расчете налога на прибыль при соответствии их критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 18.05.2018 № 03-03-07/33766).

В данном случае, отменяя запланированные командировки, организация следует прямым рекомендациям, указаниям и запретам компетентных органов. В качестве документального подтверждения экономической оправданности этих убытков могут выступать не только внутренние документы, свидетельствующие об отмене и причинах отмены этих командировок, но и копии различных рекомендаций Роспотребнадзора, Ростуризма и иных органов, из которых следует, что от поездок в начале 2020 года в различные иностранные государства лучше воздержаться.

Суммы оплаты работодателем визы и обязательной медицинской страховки работника, необходимой для получения визы, не облагаются страховыми взносами, так как квалификация данного вида выплат не меняется. НДС по невозвратному неиспользованному билету, как и предъявленный гостиницей, к вычету не принимается. Для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение билета и на уплату штрафа гостинице учитываются в составе внереализационных расходов без учета сумм предъявленного НДС. В бухгалтерском учете затраты на приобретение билета и уплату штрафа гостинице учитываются в составе прочих расходов.

Расходы на санитарную уборку и дезинфекцию офиса

Расходы организации на дезинфекцию помещений, направленные на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов (ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999), могут быть признаны в целях налогообложения.

Услуги по уборке помещений организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов в качестве услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Сумму НДС, предъявленную исполнителем со стоимости оказанных услуг, организация вправе принять к вычету. Указанный вычет производится на основании надлежаще оформленного счета-фактуры исполнителя после принятия на учет оказанных услуг при условии, что услуги приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).

Материальные затраты для противодействия коронавирусу

В бухгалтерском учете приобретенные товары для профилактики коронавируса принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов в сумме фактических затрат на их приобретение за вычетом НДС (подп. 5 и 6 ПБУ 5/01). При передаче для использования по назначению эти расходы признаются в составе расходов по обычным видам деятельности (подп. 5 и 7 ПБУ 10/99). Списывается эта стоимость по мере передачи на места использования, а счета учета затрат применяются в зависимости от деятельности организации и принятой учетной политики.

В НК РФ внесут поправки, которые разрешают включать в базу налога на прибыль расходы на медицинские маски для работников, а также на медоборудование для диагностики и лечения коронавируса. Разработать соответствующий законопроект поручил Минфину и Минэкономразвития премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Об этом сообщает официальный сайт Правительства РФ.

Пока же руководствуемся действующими правилами. Согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ для налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Расходы, направленные на охрану труда, пополнение аптечек в налоговом учете признаются косвенными (подп. 7 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 03-07-11/84162). Они уменьшают налоговую базу в периоде передачи на места для использования (п. 1 ст. 272, п. 1, 2 ст. 318 НК РФ). Согласно подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на покупку моющих и дезинфицирующих средств относятся к материальным расходам. НДС, предъявленный продавцом термометров, медицинских масок и т. п., подлежит вычету в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 171 НК РФ).

При определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы из закрытого перечня, установленного ст. 346.16 НК РФ. Расходы на обеспечение нормальных условий труда ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по УСН (Письмо Минфина РФ от 24.10.2014 № 03-11-06/2/53908). При этом затраты на покупку термометров, медицинских масок и дезинфицирующих средств, по нашему мнению, можно также отнести к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. Контролирующие органы не возражают против учета по этим основаниям приобретения хозяйственных товаров и бытовой химии: туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и так далее (письма Минфина РФ от 17.01.2020 № 03-11-11/1827, от 16.08.2019 № 03-11-11/62254). В такой нестандартной ситуации, как пандемия коронавируса, можно надеяться на появление свежих разъяснений от чиновников для отражения в учете нестандартных операций. Получение работниками медицинских средств не влечет возникновения дохода или экономической выгоды. Поэтому НДФЛ и страховые взносы со стоимости выданных средств индивидуальной защиты не исчисляются (ст. 41, подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Материальные потери из-за приостановления деятельности или карантина

Минпромторг РФ в Письме от 25.03.2020 № 20618/08 сообщил о последствиях признания коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы. Согласно разъяснениям ФАС России и Минфина РФ распространение новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы.

В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. К ним в подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ отнесены потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий либо чрезвычайных ситуаций. К таким потерям, в частности, относятся:

· стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации (за исключением стоимости арендованного, полученного в залог или комиссионного имущества);

· расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов;

· потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями;

· расходы на мероприятия, связанные с предотвращением последствий стихийных бедствий и т. д.

Для признания убытков и затрат для целей налогообложения необходимо документально подтвердить факт возникновения чрезвычайных обстоятельств, нахождение соответствующего имущества в их зоне, провести инвентаризацию фактического наличия имущества. При этом подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ не связывает право налогоплательщика на отнесение таких убытков к внереализационным расходам ни с фактом неустановления лица, виновного в них, ни с конкретной причиной произошедшего события. Поэтому если имеется в наличии заключение соответствующих государственных структур, то потери от чрезвычайных ситуаций можно учесть в составе внереализационных расходов в периоде их выявления на основании акта инвентаризации. Указанных документов вполне достаточно для выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ о документальном подтверждении расходов.

При возникновении материальных потерь из-за введения на территории режима чрезвычайной ситуации, предусматривающего карантин, ограничение передвижения, приостановление какого-либо вида бизнеса и пр., убытки (например, от порчи нереализованных продуктов в ресторане, кафе и др.) можно учесть при налогообложении на основании документов соответствующих органов.




Также в рубрике

  • Среди первой десятки паевых инвестиционных фондов, показавших наибольший прирост стоимости пая с начала года, инвестиционные стратегии семи фондов предполагают вложения в акции высокотехнологичных западных компаний.
    Рынки24 сентября 2020, 19:00
  • Про то, что бесплатных ланчей не бывает, англоязычные экономисты любят вспоминать по разным поводам. Быстрый рост акций с последующим падением в их число входит, и за последние две недели одарить широкую публику этой мудростью уже успели. Но с тем, что у всего есть скрытая цена (даже у школьных завтраков в России), никто и не спорил. Вот только точно ли это та самая трагедия, чтобы уже начинать читать морали?
    Рынки24 сентября 2020, 15:00
  • За ближайшие три года банковский рынок может потерять около ста финансовых организаций. С таким прогнозом выступил занимавший в 2012‒2016 годах пост заместителя председателя Центробанка, а в данный момент ‒ глава рейтингового агентства АКРА Михаил Сухов.
    Банки24 сентября 2020, 13:32
  • В августе – сентябре ЦБ и правительство начали отменять или не продлевать меры поддержки бизнеса, пострадавшего во время пандемии коронавируса. Меры эти объявлялись президентом Путиным в обращениях к народу еще весной.
    Российская экономика24 сентября 2020, 13:00
  • Мало того, что курильщики гробят собственное здоровье, с нового года они будут также существенно подрывать и семейный бюджет: в Госдуме утвердили повышение акциза на табак и табачные изделия в предстоящем году сразу на 20%.
    Налоги23 сентября 2020, 15:32