Как восстановить экономику компании после кризиса

Президент России Владимир Путин поручил правительству к 1 июня представить план действий по восстановлению и росту экономики, а также занятости и доходов населения.
Российская экономика / 23 мая 2020, 14:00

Но восстановление и рост экономики зависят не только от решений федеральных или региональных властей, тем более что пострадала практически вся экономика, а в качестве приоритетных названы лишь отдельные отрасли. Теперь каждой компании потребуется собственный план восстановления положения на рынке.

Проработка плана восстановления деятельности

Естественно, восстановление деятельности компании будет зависеть от:

снятия режима карантинных мероприятий в конкретном регионе;

наличия финансовых возможностей;

возможностей оплаты труда.

За рубежом достаточно давно действуют две концепции – обеспечения непрерывности бизнеса (business continuity planning) и восстановления деятельности после бедствий (business disaster recovery).

В России, несмотря на регулярное появление различного рода кризисов, валютных, экономических, природных катаклизмов, какого-то плана на непредвиденный случай обычно не существует. Конечно, средний и крупный бизнес имеет возможность создавать стратегические планы, а также накапливать денежные средства, которые могут быть использованы на выплату заработной платы, аренды и другие цели. Но вот малый бизнес часто живет за счет ежемесячной выручки и не имеет дополнительных средств, для того чтобы пережить коронавирус или других «черных лебедей», поэтому очень многие компании просто закрываются. Даже без коронавируса в прошлом году в России было открыто более 290 тыс. предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тыс. компаний. В 2020 году этот показатель, безусловно, будет выше.

Так что именно для малого бизнеса особенно важно проработать план восстановления. Различные предприниматели по-разному относятся к этой проблеме. Есть метод, когда компании и предприниматели начинают разработку такого антикризисного плана с вопросов, которые могут различаться в зависимости от вида деятельности:

Какие станки на производстве необходимо задействовать в первую очередь?

Какой график работы необходимо установить в первую неделю после снятия ограничений?

С какими поставщиками и подрядчиками необходимо связаться в первую очередь?

Возможно ли получить господдержку в отношении выплаты заработной платы сотрудникам?

Каким образом сократить расходы на персонал на 20–30%?

Таких вопросов может быть достаточно много, и ответом на них будет формирование антикризисного плана восстановления экономики конкретной компании. Еще одним вариантом будет являться составление антикризисного плана на основании направлений стратегических и тактических действий.

Таблица

Направления стратегических и тактических действий

Направление

Действия

1. Сокращение издержек

 

  1. Проведение онлайн-переговоров вместо командировок
  2. Проведение онлайн-конференций
  3. Снижение арендной платы, проведение переговоров с арендодателем о снижении арендной платы на 30%
  4. «Заморозка» премирования сотрудников

2. Безопасность

 

  1. Реструктуризация долгов в отношении кредита в банке
  2. Четкий контроль дебиторской и кредиторской задолженности

3. Клиенты

 

  1. Личное общение с каждым клиентом после окончания режима самоизоляции
  2. Предложение дополнительных скидок за объем продукции, за 100%-ную предоплату
  3. Анализ рекламной кампании и пересмотр расходов на рекламу

4. Альянсы и ценность

1. Если вы предложите кинотеатру то, что его заинтересует, в обмен на эти билеты с нулевыми издержками, а потом прибавите эти билеты в качестве бесплатного приложения к своему товару, то у товара появится новая ценность. Да, эта ценность будет интересна не всем покупателям, но суть примера понятна.

2. Важно рассмотреть возможность альянсов с другими компаниями и структурами

5. Продукты и услуги

 

  1. Когда покупательская способность снижается, подумайте, как сделать товар более доступным. Между прочим, это не всегда означает, что он должен быть более дешевым, хотя цена в кризисные времена, конечно же, важна.
  2. Попробуйте перейти на менее качественное сырье, если это возможно. Но здесь надо быть очень осторожным. Если снижаете качество – уведомляйте клиента и снижайте цену.
  3. Если вы предоставляете услуги, попробуйте разбить их на составные части, элементы, этапы так, чтобы общую стоимость разделить на несколько сумм, каждая из которых невелика. В описаниях услуг, в коммерческих предложениях не суммируйте общую стоимость – крупные итоговые цифры плохо действуют на клиентов.

 

6. Продажи

1. Вообще спрос на рынке может упасть хоть в 10 раз. Ваша задача – чтобы продажи не упали в 10 раз не на рынке вообще, а именно у вашей компании в частности.

 

Все мероприятия, которые вы планируете провести для восстановления экономики компании, должны быть просчитаны с экономической точки зрения. В кризис многие компании прорабатывают меры по сокращению издержек, но такие меры не должны быть катастрофическими для бизнеса.

Меры по снижению издержек

Начать необходимо с ревизии и диверсификации поставщиков. Так, если товар может привезти один поставщик, то не нужно подключать другого, поскольку расходы на логистику при заказе у разных поставщиков могут быть выше. Кроме того, естественно, после выхода из самоизоляции необходимо провести инвентаризацию, особенно это касается того, что имеет небольшое время хранения. Многим компаниям придется утилизировать или дешево распродавать товары с истекающим сроком годности. Вместе с тем их реализация по сниженным ценам все же гораздо выгоднее, чем утилизация с гарантированным получением убытков.

В части сокращения расходов на оплату труда целесообразно рассмотреть вопрос использования аутсорсинга. Он позволяет сэкономить на налогах, например на страховых взносах и НДФЛ, к тому же сегодня аутсорсинговые услуги часто стоят меньше, чем затраты на содержание специалиста. Кроме того, коронавирус показал недостатки необходимости несения дополнительных расходов, когда в компании есть фактически неработающий персонал, но уволить его нельзя и приходится выплачивать заработную плату.

Аутсорсинговыми услугами можно пользоваться в области маркетинга, юриспруденции, бухгалтерии, аудита, IT, рекламы. При этом сокращаются не только затраты непосредственно на заработную плату, но и затраты на организацию рабочего места, аренду, коммунальные услуги и многие другие. В случае повторения ситуации с самоизоляцией отказаться от этого проще, чем от услуг штатного специалиста.

Достаточно много компаний в настоящее время тратят большие средства на рекламу и маркетинг. Буквально каждые полгода некоторые рекламные каналы теряют эффективность, а другие – набирают. Регулярно проводите аудит маркетинговой стратегии и меняйте ее в зависимости от текущей ситуации. Обратите внимание на следующие моменты:

  • Проверьте эффективность скидок и акций. Далеко не всегда они себя окупают.
  • Проверяйте эффективность отдельных рекламных каналов. Вкладывайтесь в инструменты с большой конверсией.
  • Следите за социальными сетями. Некоторые из них становятся менее популярными у вашей целевой аудитории, другие – более популярными.
  • Изучите каналы, с которыми работают успешные конкуренты. Вполне возможно, что найдете интересные идеи.

К сожалению, распространенной ошибкой является отсутствие оценки эффективности той или иной рекламы и продукта, а затраты часто очень большие. И в концепции сокращения затрат достаточно важно произвести пересмотр в том числе и данных расходов.

Сегодня понятно, что некоторые компании тратят слишком значительные средства на обучение, командировки. А бюджеты на различные подразделения и отделы часто завышены. Режим самоизоляции показал, что сегодня будущее за автоматизацией и эффективным удаленным контролем рабочих процессов. Существуют онлайн-сервисы, которые помогают автоматизировать некоторые процессы. Например:

  • OneTwoTrip (организация командировок);
  • специальные боты (назначение собеседований, планерок, встреч);
  • CRM (постановка задач внутри коллектива и при работе с фрилансерами).

В целом возможно целый ряд вопросов решать в дистанционном формате, который ранее побаивались использовать многие компании. Конечно, возникает вопрос защиты данных, но он достаточно легко решается.

За рубежом довольно давно внедряют системы «бережливого производства», у нас же собственники бизнеса обращали больше внимания на несвоевременность, дороговизну подобных решений и в конце концов отказывались от подобных предложений. Бережливое производство – это американское название «Производственной системы Toyota». Создатель бережливого производства Тайити Оно начал первые опыты оптимизации производства еще в 1950-х годах. В послевоенные времена Япония лежала в руинах и стране нужны были новые автомобили. Но проблема была в том, что спрос был не настолько велик, чтобы оправдать закупку мощной производственной линии (на манер Ford). Нужно было много разных видов автомобилей (легковые, мало- и среднетоннажные грузовики и пр.), но спрос на конкретный вид машины был невелик. Японцам пришлось учиться эффективно работать, создавая множество разных моделей в условиях невысокого спроса на каждую модель. Такую задачу до них не решал никто, так как эффективность до этого понималась исключительно в терминах массового производства.

Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Отправная точка этого подхода – ценность для покупателя. С точки зрения конечного потребителя, продукт (услуга) приобретает действительную ценность только в то время, когда происходят непосредственная обработка, изготовление этих элементов. Cердцем бережливого производства является процесс устранения потерь. И именно сегодня после окончания режима самоизоляции очень важно оценить эти потери и снизить их.

Использование последнего пакета льгот для восстановления экономики компании

Очевидно, что компания может играть теми картами и по тем правилам, которые у нее есть в настоящее время. Например, сейчас развивается режим самозанятых. Сначала зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход (НПД) можно было только в Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области. Но уже с 1 января 2020 года этот налоговый режим ввели еще в 19 регионах. Сегодня в качестве самозанятых зарегистрированы уже более полумиллиона человек, а количество пробитых самозанятыми чеков через специальное приложение «Мой налог» составляет более 58 млн.

При этом важно, что самозанятыми могут быть не все. Не может стать самозанятым по виду деятельности тот, кто:

  • продает товары, которые произвел не сам;
  • продает подакцизные товары: табак, алкоголь, бензин;
  • добывает и продает полезные ископаемые;
  • занимается доставкой товаров для других компаний;
  • работает по договорам поручения, комиссии и агентским;
  • сдает в аренду офисные или нежилые помещения.

И в рамках заявлений президента РФ от 11 мая 2020 года ожидаются следующие меры поддержки самозанятых, таких как капитал в размере одного МРОТ, а также возврат налогов за 2019 год. Эти меры говорят прежде всего о том, что работодателям, как это ни ужасно, легче уволить рядовых сотрудников и заключить договоры с самозанятыми. Ведь, несмотря на снижения страховых взносов, самозанятые выигрывают в сравнении с рядовыми сотрудниками, поскольку не требуется совсем уплачивать страховые взносы.

Также необходимо воспользоваться списанием налогов и страховых взносов, за исключением НДС за II квартал 2020 года. Однако важно, что данной льготой могут воспользоваться только пострадавшие отрасли. Правительство определило 22 отрасли, которые первыми получат господдержку. Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки. По итогам консультаций с бизнес-сообществом Минэкономразвития России представило на утверждение комиссии следующие отрасли: авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и других организаций в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание, организации дополнительного образования и негосударственные образовательные учреждения; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

Список отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки установлен как на федеральном, так и на региональном уровне.

Наиболее пострадавшие отрасли экономики

Сфера деятельности

Код ОКВЭД 2

1.

Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки

 

Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта

49.3

 

Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги

по перевозкам

49.4

 

Деятельность пассажирского воздушного транспорта

51.1

 

Деятельность грузового воздушного транспорта

51.21

 

Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом

52.23.1

 

Деятельность аэропортовая

52.23.11

 

Обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения

52.23.12

 

Выполнение авиационных работ

52.23.13

 

Деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом

52.23.19

2.

Культура, организация досуга и развлечений

 

Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

90

3.

Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

 

Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

93

 

Деятельность физкультурно-оздоровительная

96.04

 

Деятельность санаторно-курортных организаций

86.90.4

4.

Деятельность туристических агентств

и прочих организаций, представляющих услуги в сфере туризма

 

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, представляющих услуги в сфере туризма

79

5.

Гостиничный бизнес

 

Деятельность по предоставлению мест для временного проживания

55

6.

Общественное питание

 

Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков

56

7.

Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

 

Образование дополнительное детей

и взрослых

85.41

 

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми

88.91

8.

Деятельность по организации конференций

и выставок

 

Деятельность по организации конференций и выставок

82.3

9.

Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

 

Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения

95

 

Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий

96.01

 

Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты

96.02

 

Основной перечень отраслей, которые пострадали от коронавирусной инфекции, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Также возможно воспользоваться льготным кредитованием в размере 2%. Подобные ставки эффективно используются за рубежом. У нас же подобное кредитование является скорее исключением из правил. Владимир Путин предложил с 1 июня запустить специальную кредитную программу поддержки занятости. Воспользоваться ею сможет любое предприятие из пострадавших отраслей. Если оно сохранит штат, то кредит и проценты по нему будут в последующем списаны за счет государства – сохранившим 80% сотрудников спишут половину долга. Естественно, дешевые средства помогут быстрее восстановить экономику любой компании. В кризис сложно получить «свободные» деньги, и их наличие даже в виде кредита благоприятно отражается на бизнес-процессах.

Коронавирусная инфекция куда более неожиданный вариант развития событий, чем, например, колебания курсов валют. Но выход из любого кризиса возможен, главное – правильно найти пути решения.




Также в рубрике

  • Из официальных комментариев по итогам I полугодия 2020 года.
    Потребительский рынок20 сентября 2020, 16:00
  • Карантин и падение доходов населения из-за кризиса неожиданно оказались на руку ритейлерам. В связи с изменением образа жизни и сокращением целого ряда статей семейного бюджета люди стали тратить больше денег в торговых сетях.
    Рынки20 сентября 2020, 12:00
  • Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен отработать не менее полугода, что установлено трудовым законодательством. И если он не отгулял его в полном объеме, работодателю в случае его увольнения придется рассчитаться за все года, когда сотрудник не отдыхал хотя бы один день из положенных.
    Российская экономика19 сентября 2020, 15:00
  • С 1 января следующего года вступает в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ 5/2019 «Запасы»). В нем не содержится положений о порядке определения стоимости запасов, внесенных в уставный капитал. В этой ситуации для компаний возрастает значимость оценки активов, в том числе и независимой.
    Деньги19 сентября 2020, 11:00
  • Государственный праздник День финансиста отмечается в России в 10-й раз. Рассказать об этапах становления отечественной финансовой системы, об успехах и вызовах, с которыми сталкиваются профессионалы отрасли, «Финансовая газета» попросила президента Финансового университета при Правительстве РФ Аллу Грязнову.
    Интервью18 сентября 2020, 16:00