Конфликты на удаленной работе возникают из-за невозможности нормально поговорить

Как смайлики и эмодзи в переписке влияют на отношения в коллективе, почему начальство становится нервным, если не видит подчиненных, рассказали специалисты по экономическому поведению личности Финансового университета
Российская экономика / 14 июля 2020, 10:34
Адская удаленная работа

«На количество конфликтов повлиял страх перед эпидемией» 

Елена Владимировна Камнева

Елена Владимировна Камнева, директор центра научных исследований экономического поведения личности Финансового университета при Правительстве РФ 

— Работа в удаленном режиме во многом зависит от психологических особенностей человека. Удаленка больше устраивает интровертов. Минимум общения – вот что нужно такому типу личности. Экстраверты в этой ситуации больше пострадали как более общительные люди.  

Также многое зависит от возраста людей. Согласно теории поколений, удаленная работа более удобна для молодого поколения, но при этом важно, насколько эта работа комфортна для них, насколько четко им ставятся задачи и дается алгоритм их решения. Для старшего же поколения алгоритм решения задач не столь важен – здесь решающим фактором являются навыки владения компьютером и умение работать в интернет-сетях.  

Кроме того, немаловажно, с кем живет человек. Если у него есть возможность работать в своей зоне, в которую не вторгаются, его работа будет более эффективной. Проблемы возникают в семьях с маленькими детьми. Они в период пандемии не ходили в школу или детсад, и родители были вынуждены отвлекаться на них.  

Еще один объективный фактор – место проживания. Согласно нашему исследованию, люди, которые живут в больших городах, признаются, что на удаленке они работали более эффективно, потому что не нужно было тратить много времени на дорогу. Вместе с тем часть респондентов говорят о том, что они выполняют больше работы на удаленке, чем в офисе. Здесь, опять же, многое зависит от навыков человека – от его самоконтроля и умения ставить цель.  

Трудно сказать однозначно, что лучше: работать удаленно или в офисе. Многие респонденты заявили, что они хотели бы частично сохранить удаленную работу и приходить в офис, когда им требуется контактная работа.  

Конфликтные ситуации на удаленке могут быть связаны с обоюдным непониманием руководителя и подчиненного. При контактной работе проще что-то спросить у руководителя или коллег. На удаленке не всегда подчиненный готов обратиться за помощью. Конфликты также могут возникать у сотрудников, которые, пользуясь тем, что они находятся далеко от начальства, выбирают для себя более гибкий график и тратят меньше времени на работу. Из-за этого выполненная работа теряет в качестве, что вызывает недовольство начальства. В таком случае руководитель должен оказать помощь сотруднику, ставить четкие задачи и определять точные временные рамки для их выполнения.  

Еще одной причиной напряженности может быть сама пандемия. Страх людей перед коронавирусом вызывает у них агрессивность, соответственно и конфликтность в коллективе усиливается. Если бы переход на удаленку происходил постепенно и не был связан с экстремальными условиями, то конфликтов было бы гораздо меньше. Это говорит о том, что не все работники могут справляться со своими эмоциями, и здесь нужно научиться владеть и управлять ими.  

У удаленной работы есть перспективы. Более того, многие компании в нашей стране и за рубежом уже имели такой опыт или целенаправленно готовили сотрудников к переходу на удаленку. Понятно, что есть профессии, которые требуют непосредственного контакта работников друг с другом, но если имеется возможность работать самостоятельно, то можно переводить людей либо на удаленку, либо на частичную занятость.  

«Когда нет визуализации, собеседник начинает раздражать» 

Марина Полевая

Марина Полевая, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, доцент, руководитель департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ 

— Модели общения бывают разные. Мы привыкли общаться очно, глаза в глаза – так называемое «живое общение», где мы используем невербальные средства, то есть считываем движения, мимику, пантомимику. Это помогает не только чувствовать, воспринимать собеседника, но и менять собственную тактику поведения, а также влиять на другого человека.  

А в дистанционном формате модель совершенно другая: не хватает визуализации. Не хватает эмоционального считывания других людей. И поэтому идет некое недопонимание. А когда есть нехватка визуализированной информации, тогда-то и происходят нестыковки всякие, на уровне подсознания возникает раздражение собеседником. И неважно даже, что раньше мы были с человеком в очень хороших отношениях. Более того, появляются один за другим конфликтогены, и в результате вспыхивает конфликт. 

Смайлики, улыбочки, рисуночки – все это является попыткой нашего подсознания вырваться из круга нехватки того привычного общения глаза в глаза. Безусловно, они действуют, но, к сожалению, не в той степени, как это нужно некоторым людям. Все зависит от того, какой психотип у человека. Если это интроверты ‒ им даже необязательны эти смайлики, абсолютно не обязательна некая психологическая поддержка. Им дистанционный формат очень даже нравится… 

Мы провели исследование, в ходе которого выяснили, что существует такая корреляция между психотипами экстравертами и интровертами и что она особо ярко проявляется именно в режиме удаленной работы. Интроверты более спокойно относятся к «дистанционке», они готовы повторить этот опыт, готовы рекомендовать такой формат работы своим знакомым… 

А вот экстравертам, которые гораздо больше нацелены на общение с людьми, у которых очень открытый внутренний мир, ‒ им тяжело. Им не хватает очного взаимодействия, не хватает психологической подпитки в хорошем смысле этого слова. 

Я думаю, мы долго будем вспоминать минувшую удаленку. Да и не только вспоминать: удаленка просто так никуда не уйдет. Она стала своего рода школой для многих работодателей. 

Я полагаю, что уже в ближайшем будущем формат работы многих компаний изменится, причем я думаю, что произойдет это абсолютно во всех сферах. Эти три месяца показали и плюсы, и минусы дистанционной работы. 

Из плюсов можно выделить то, что какие-то совещания, летучки, деловые рабочие встречи стали проходить проще, быстрее, а порой еще и эффективнее. Консультационные работы в дистанционном формате также проходят результативнее, их и организовать можно быстрее. Кроме того, более четкими стали формы контроля. 

Впрочем, есть и минусы. В первую очередь это то, что не хватает эмоциональной связи, живого общения. 

На мой взгляд, в новых условиях нельзя выбирать что-то одно – либо удаленку, либо офис. Однозначно, выбрать единственную форму работы было бы неправильно. Я считаю, что оптимальный вариант ‒ это разумное сочетание обоих форматов. 

Читайте также:

Удаленный ад. Истории работников и начальников, переживших работу из дома

«Сотрудники компаний стали поневоле доступны начальству в режиме 24/7»




Также в рубрике

  • С запуском приложения Reels, являющегося аналогом китайского TikTok, состояние главы Facebook Марка Цукерберга преодолело отметку в 100 млрд долларов.
    Технологии7 августа 2020, 11:41
  • Рынки частного капитала трансформируются, депозиты теряют свою привлекательность, и участники рынка обращают свое внимание к новым альтернативам финансовых инструментов.
    Мероприятия7 августа 2020, 09:12
  • Издания Lenta.Ru и Gazeta.Ru, которые входят в Rambler Group, получили более 72 млн рублей господдержки. Деньги пойдут на зарплаты сотрудникам.
    Медиа6 августа 2020, 17:11
  • Microsoft строил добрые отношения с Пекином десятилетиями. Именно это может стать решающим фактором в успешном приобретении компанией активов китайского приложения в США и нескольких других странах.
    Технологии6 августа 2020, 15:01
  • На старте торгов в четверг рынок акций РФ впервые с конца февраля поднялся до отметки в 3000 пунктов.
    Рынки6 августа 2020, 12:13