СПБН: Маркировка бутилированной воды может обрушить всю индустрию

За три месяца «карантинных каникул» ‒ с марта по май текущего года ‒ продажи минеральной воды упали на 23%, а питьевой воды ‒ на 18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН).
Российская экономика / 21 сентября 2020, 16:00

Вместе с тем, как полагают в организации, введение с будущего года обязательной маркировки питьевой воды, на которой в настоящее время настаивают российские власти, может еще сильнее подорвать рынок.

Из истории вопроса


Идея маркировать всю питьевую воду принадлежит спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, которая два года назад столкнулась с обманом: в бутылке всемирно известной марки она обнаружила воду контрафактную, скорее всего – обычную водопроводную.

Тогда-то правительство и объявило о необходимости маркировать всю продукцию цифровой меткой, чтобы остановить поток подделок.

В начале нынешнего сентября в ходе совещания президента Владимира Путина с членами кабинета министров глава Минпромторга Денис Мантуров предложил сделать маркировку питьевой воды в России обязательной уже с 2021 года. По его словам, эксперимент по маркировке уже запущен с 1 апреля нынешнего года.

В поддержку маркировки выступил и премьер-министр Михаил Мишустин, указав, что это пример государственно-частного партнерства.


Впрочем, президент СПБН Максим Новиков считает обязательную маркировку ключевым риском для индустрии.

«Введение маркировки может привести к серьезным негативным последствиям. В результате внедрения системы КИЗ [контрольно-измерительный знак. – «Фингазета»] часть продукции рискует быть полностью выведенной из оборота из-за падения рентабельности, снижения маржи и сложностей в реализации технического процесса нанесения маркировки», ‒ полагает он.

По данным оператора системы маркировки – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), в России на сегодняшний день насчитывается 1,8 тысячи производителей воды и еще около 200 ее импортеров.

Для того же, чтобы реализовать процесс маркировки готовой продукции на заводах, необходимо дооснастить производственные линии дополнительным оборудованием для нанесения на продукцию специального кода. В частности, на каждой из линий требуется установить принтеры прямой печати на упаковках и такие же принтеры печати на коробах. Помимо этого потребуются принтер-верификатор этикеток для нанесения кода на паллеты, выравнивающие платформы для нанесения кода на тетрапакеты с продукцией... Плюс необходимо будет приобрести программное обеспечение и закупить на склады терминалы сбора данных…

Только по предварительной оценке стоимость дооснащения каждой из линий составит около 9,5 миллиона рублей, а при наличии на заводе шести производственных линий, общая стоимость оборудования обойдется предприятию уже примерно в 56 миллионов.

Кроме того, не стоит забывать, что каждый код, по предварительной информации, будет стоить 60 копеек, где 50 копеек – стоимость и 10 копеек НДС. При годовом объеме производства готовой продукции в 50 миллионов штук, затраты на приобретение кодов составят 25 миллионов рублей в год...

Если же посчитать все на круг, учитывая стоимость чернил и зарплату персонала, который будет обслуживать дополнительное оборудование, ежегодные затраты всех производителей составят более восьми миллиардов рублей!

Полагаем, вопрос «на кого лягут расходы» задавать бессмысленно – естественно, на потребителей.

Вместе с тем, согласно опросам Национального агентства финансовых исследований, если в начале нынешнего года лишь шесть процентов россиян оценивали свое материальное положение словами «едва сводим концы с концами», то после «карантинных каникул» их доля выросла почти вдвое. В случае повышения цен и дальнейшего снижения доходов население страны будет сокращать потребление продуктов питания. Нужно ли сомневаться, что сограждане начнут экономить и на бутилированной воде, которая не является товаром первой необходимости?

По оценкам экспертов СПБН, введение маркировки только усугубит этот процесс. Возможен уход с рынка более 15% производителей. До семи тысяч человек, трудящихся в индустрии напитков, а также свыше 47 тысяч тех, кто работает в смежных сферах, могут потерять работу.

При этом станет ли маркировка заслоном для попадания на российский рынок контрафакта ‒ большой вопрос. А ответить на него пока некому.






Также в рубрике

  • О плюсах и минусах действующей схемы покрытия бюджетного дефицита в интервью «Финансовой газете» рассказал главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.
    Интервью28 октября 2020, 17:00
  • Печатный станок включен, бюджет РФ финансируется де-факто за счет кредитов Центробанка. Об этом теперь говорят все. Между тем это совсем не крамола. Проблема в том, как именно устроен механизм трансформации свеженапечатанных денег в построение дороги в светлое будущее.
    Российская экономика28 октября 2020, 14:00
  • Правительство со следующего, 2021 года, рассчитывает изменить методику расчета прожиточного минимума, в том числе пенсионеров. Однако Счетная палата полагает, что новый подход не сможет обеспечить ежегодного роста данного показателя.
    Российская экономика28 октября 2020, 11:17
  • Через неделю – 3 ноября – в США изберут нового президента страны. Предварительное голосование уже идет. Ожидается рекорд явки избирателей начиная с 1908 года – до 65% от списочного состава.
    Мероприятия27 октября 2020, 17:00
  • Минпромторг России при поддержке Института экономики знаний провел образовательную программу для вновь назначенных руководителей региональных органов исполнительной власти, курирующих вопросы промышленности.
    Российская экономика27 октября 2020, 16:43