СПБН: Маркировка бутилированной воды может обрушить всю индустрию

За три месяца «карантинных каникул» ‒ с марта по май текущего года ‒ продажи минеральной воды упали на 23%, а питьевой воды ‒ на 18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН).
Российская экономика / 21 сентября 2020, 16:00

Вместе с тем, как полагают в организации, введение с будущего года обязательной маркировки питьевой воды, на которой в настоящее время настаивают российские власти, может еще сильнее подорвать рынок.

Из истории вопроса


Идея маркировать всю питьевую воду принадлежит спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, которая два года назад столкнулась с обманом: в бутылке всемирно известной марки она обнаружила воду контрафактную, скорее всего – обычную водопроводную.

Тогда-то правительство и объявило о необходимости маркировать всю продукцию цифровой меткой, чтобы остановить поток подделок.

В начале нынешнего сентября в ходе совещания президента Владимира Путина с членами кабинета министров глава Минпромторга Денис Мантуров предложил сделать маркировку питьевой воды в России обязательной уже с 2021 года. По его словам, эксперимент по маркировке уже запущен с 1 апреля нынешнего года.

В поддержку маркировки выступил и премьер-министр Михаил Мишустин, указав, что это пример государственно-частного партнерства.


Впрочем, президент СПБН Максим Новиков считает обязательную маркировку ключевым риском для индустрии.

«Введение маркировки может привести к серьезным негативным последствиям. В результате внедрения системы КИЗ [контрольно-измерительный знак. – «Фингазета»] часть продукции рискует быть полностью выведенной из оборота из-за падения рентабельности, снижения маржи и сложностей в реализации технического процесса нанесения маркировки», ‒ полагает он.

По данным оператора системы маркировки – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), в России на сегодняшний день насчитывается 1,8 тысячи производителей воды и еще около 200 ее импортеров.

Для того же, чтобы реализовать процесс маркировки готовой продукции на заводах, необходимо дооснастить производственные линии дополнительным оборудованием для нанесения на продукцию специального кода. В частности, на каждой из линий требуется установить принтеры прямой печати на упаковках и такие же принтеры печати на коробах. Помимо этого потребуются принтер-верификатор этикеток для нанесения кода на паллеты, выравнивающие платформы для нанесения кода на тетрапакеты с продукцией... Плюс необходимо будет приобрести программное обеспечение и закупить на склады терминалы сбора данных…

Только по предварительной оценке стоимость дооснащения каждой из линий составит около 9,5 миллиона рублей, а при наличии на заводе шести производственных линий, общая стоимость оборудования обойдется предприятию уже примерно в 56 миллионов.

Кроме того, не стоит забывать, что каждый код, по предварительной информации, будет стоить 60 копеек, где 50 копеек – стоимость и 10 копеек НДС. При годовом объеме производства готовой продукции в 50 миллионов штук, затраты на приобретение кодов составят 25 миллионов рублей в год...

Если же посчитать все на круг, учитывая стоимость чернил и зарплату персонала, который будет обслуживать дополнительное оборудование, ежегодные затраты всех производителей составят более восьми миллиардов рублей!

Полагаем, вопрос «на кого лягут расходы» задавать бессмысленно – естественно, на потребителей.

Вместе с тем, согласно опросам Национального агентства финансовых исследований, если в начале нынешнего года лишь шесть процентов россиян оценивали свое материальное положение словами «едва сводим концы с концами», то после «карантинных каникул» их доля выросла почти вдвое. В случае повышения цен и дальнейшего снижения доходов население страны будет сокращать потребление продуктов питания. Нужно ли сомневаться, что сограждане начнут экономить и на бутилированной воде, которая не является товаром первой необходимости?

По оценкам экспертов СПБН, введение маркировки только усугубит этот процесс. Возможен уход с рынка более 15% производителей. До семи тысяч человек, трудящихся в индустрии напитков, а также свыше 47 тысяч тех, кто работает в смежных сферах, могут потерять работу.

При этом станет ли маркировка заслоном для попадания на российский рынок контрафакта ‒ большой вопрос. А ответить на него пока некому.








Также в рубрике

  • Пандемия вносит изменения не только в жизнь и условия работы россиян, но и в наше трудовое законодательство, ранее в принципе не предусматривавшее временной дистанционной занятости.
    Право24 января 2021, 11:00
  • Бракованный товар можно просто не принимать, а можно вернуть позже, получив взамен качественный или деньги. Можно его вернуть и при отсутствии брака, если, например, договориться с поставщиком, что непроданное тот примет обратно. Но во всех подобных случаях необходимо правильно заполнить все необходимые документы.
    Российская экономика23 января 2021, 11:00
  • Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет 26 крупнейших розничных торговых сетей, допускает расширение списка товаров, на которые государство установило фиксированные цены.
    Потребительский рынок22 января 2021, 14:44
  • Порой покупатель не может оплатить заказанное – в условиях кризиса такое нередко случается по не зависящим от него обстоятельствам.
    Деньги22 января 2021, 13:00
  • Про должную осмотрительность юридическое лицо вспоминает в тот момент, когда возникает необходимость подтвердить обоснованность налоговой выгоды, поскольку в случае если фискальный орган придет к выводу о том, что заявленная налоговая выгода является необоснованной, то налогоплательщику будет отказано в получении денежных средств из бюджета.
    Налоги22 января 2021, 11:00