Евгений Хромушин: Большая часть жителей Подмосковья – стабильные плательщики за коммуналку

Оплата по коммунальным услугам в России за период «карантинных каникул» в марте ‒ июне в сравнении с началом года сократилась на 31%. Такие расчеты подготовили аналитики компании «Биллинг Онлайн Решения», которая входит в группу Qiwi.
Российская экономика / 22 сентября 2020, 11:55

Безусловно, мораторий на начисление штрафов за неоплату ресурсов, а также запрет на их принудительное отключение действуют до конца текущего года, однако уже с января жильцам начнут приходить первые уведомления о накопленных за прошедшие месяцы долгах, и погасить их смогут далеко не все.

К сожалению, ни Росстат, ни Минстрой пока не озвучили свои цифры долгов по коммуналке, однако различные источники в СМИ указывают, что просрочки по оплате коммуналки в стране выросли с 800 миллиардов рублей до более одного триллиона, а платежная дисциплина в разных регионах понизилась с 30% до 70%.

Вместе с тем, как сообщил «Финансовой газете» заместитель председателя правительства Московской области Евгений Хромушин, в Подмосковье ситуация позитивная: если весной сбор с населения за ЖКУ снижался в среднем на 5–15% в зависимости от муниципалитета, то после снятия ограничительных мер наметилась тенденция к постепенному улучшению платежной дисциплины.

хромушин

‒ Уровень сбора в июне ‒ июле составил уже 96%, при том, что в январе ‒ мае он был 93,3%.

Тем не менее с начала года рост дебиторской задолженности потребителей перед управляющими организациями за коммунальные услуги составил в регионе порядка 8%. Если на начало года задолженность составляла 26,6 миллиарда рублей, то в августе она выросла до 28,8 миллиарда.

Я вижу несколько причин роста. Во-первых, существенное влияние на платежную дисциплину оказал COVID-19 и введение режима самоизоляции жителей. В этот период люди осторожно расходовали денежные средства, подстраховываясь и придерживая накопления на более важные цели. Во-вторых, по объективным причинам была частично приостановлена досудебная и полностью приостановлена судебная работа с должниками.

Еще один фактор, повлиявший на платежную дисциплину, отсутствие у старшего поколения ‒ а как правило, именно оно является наиболее дисциплинированным в части платежей по коммуналке ‒ навыков онлайн-оплаты ЖКУ.

Нам пришлось срочно подстроиться под новые реалии, настроить удобные и понятные пожилым людям дистанционные сервисы оплаты за коммунальные услуги, что, несомненно, поспособствовало сдерживанию падения платежной дисциплины.

Хочу особо отметить, что в сложных эпидемических условиях правительство Московской области пошло людям навстречу, предприняв ряд важных решений, по сдерживанию роста, а в ряде случаев снижению тарифов, несмотря на общероссийский рост тарифов с 1 июля. Так, губернатором региона Андреем Воробьевым был объявлен трехмесячный мораторий на оплату взносов в Фонд капремонта, пени на просрочки за коммуналку в этот период не начислялись.

Кроме этого, с 1 июля почти для одного миллиона жителей Подмосковья тарифы на основные коммунальные услуги, такие как теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, были снижены в пределах 1‒ 22% в зависимости от муниципалитета, а еще в 21 городском округе тарифы остались без изменений.

Помимо того, на прежнем уровне остались тарифы на вывоз мусора, взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, которые, кстати, не меняются уже три года, тарифы на содержание и ремонт многоквартирных жилых домов и на газ.

Если говорить в целом по области, то у нас средний рост тарифов составил всего 2% от прежнего уровня цен, что на 2,1% ниже уровня, заданного правительством Российской Федерации для Московской области на текущий год. Причем это наименьший показатель роста стоимости коммунальных услуг в стране.

‒ Ухудшение платежной дисциплины в условиях карантина вполне объяснимо. А чем можно объяснить рост долгов по коммуналке в целом?

‒ Конечно, можно говорить о макроэкономической ситуации в стране и в мировой экономике, где действительно наблюдался объективный спад деловой активности, замедление развития ряда отраслей, снижение уровня зарплат и ряд других причин. ЖКХ, ведь, как социально ориентированная отрасль напрямую зависит от экономической стабильности и мер государственной поддержки.

Но я бы рассмотрел ряд микрофакторов, в неменьшей мере оказывающих влияние на ситуацию. Так, у нас имеется незначительная часть населения, так называемые маргиналы, которые никогда не платили за коммуналку и не имеют такой привычки. С ними должны работать судебные приставы по исполнению законодательства в части исполнения судебных решений по взысканию задолженности.

Впрочем, к счастью, значительная часть жителей у нас все-таки являются стабильными плательщиками.

Скажу откровенно, раньше была неразбериха с платежками, с начислениями, собственники получали по одной квартире две-три платежки на оплату. Какие-то данные терялись, какие-то платежи откладывались, а потом и вовсе забывались. Некоторые «управляшки» [управляющие компании. – «Фингазета»] и вовсе собирали средства с населения, отправляя их в офшоры, порождая порочный круг взаимных долговых обязательств перед ресурсниками, делая население заложниками ситуации остаться без воды и света.

К счастью, сегодня в области ситуация кардинально изменилась. По поручению губернатора, мы ведем активную работу по включению всех начислений за ЖКУ в одну, единую платежку. У нас организован единый расчетный центр «МосОблЕИРЦ», который незамедлительно, что называется день в день, перечисляет средства ресурсникам.

Уже сегодня 80% абонентов Московской области получают один единый документ, где учтены все начисления. Это существенно повлияло на рост уровня сбора денежных средств и позволило снизить объем задолженности за топливно-энергетические ресурсы.

Недавно для жителей Подмосковья на базе личного кабинета единого расчетного цента «МосОблЕИРЦ Онлайн» мы запустили сервис «Умная платежка», который дает возможность моментально получить доступ к «мини-офису» расчетного центра с компьютера или мобильного телефона, убедиться в справедливости и точности начислений, оперативно получить ответы на вопросы. Сервис очень востребован жителями, им уже пользуются более 1,3 миллиона человек.

‒ Сколько управляющих компаний существует в Подмосковье? Как можно охарактеризовать их деятельность?

‒ В настоящий момент на территории региона работает более 850 управляющих компаний (УК). Режим самоизоляции устроил им серьезный экзамен – кто-то сдал его успешно, а кто-то сошел с дистанции: мы проводим серьезную работу по расчистке рынка управления многоквартирным жилым фондом от недобросовестных структур.

Жители Подмосковья крайне внимательно относятся к работе своей УК и при их неудовлетворительной работе своими решениями на общих собраниях выбирают лишь те организации, которые работают максимально эффективно и показывают высокий рейтинг.

Кстати, теперь сменить нерадивую УК гораздо проще, чем ранее. Московская область – первый регион в стране, который запустил проведение электронных голосований на общих собраниях собственников. Это довольно эффективный инструмент, позволяющий максимально просто проводить собрания и активизировать участие собственников в управлении своим домом.

Еще важный момент: правительством Московской области в целях системной работы с недобросовестными УК совместно с нашими областными депутатами предложена инициатива по внесению изменений в федеральное законодательство в части ужесточения лицензионных требований к управляющим организациям (УО).

‒ Какую работу проводят с должниками? Насколько эта работа эффективна?

‒ Мы максимально либерализовали эту работу, но после снятия режима самоизоляции, деятельность по взысканию долгов за ЖКУ продолжилась, конечно же, с учетом постановления правительства РФ № 424 от 2 апреля 2020 года, предписывающего поставщикам жилищно-коммунальных услуг приостановить право требовать уплаты неустоек, штрафов и пеней до 1 января 2021 года.

Сегодня мы модернизируем программное обеспечение нашего расчетного центра, которое позволит в обозримом будущем автоматически формировать уведомления о задолженности, претензии и судебные иски. Это не только экономия времени и средств, но также позволяет нам исключить ошибки, полностью цифровизовав процесс.

Во-вторых, наращивается взаимодействие со структурными подразделениями Федеральной службы судебных приставов (ФССП), осуществляется наложение ареста на счета должников в кредитных организациях, выносятся постановления о запрете выезда за пределы страны.

Еще одной эффективной мерой является наложение запрета на регистрационные действия с автотранспортными средствами.

Как показывает практика, очень эффективными оказались такие сезонные публичные акции, как в «Отпуск без долгов за ЖКУ» и «В новый год без долгов», которые реализуются совместно с региональным подразделением ФССП.

Так, к примеру, в ноябре прошлого года угроза невыезда на отдых в новогодние праздники за границу «нависла» над 30 тысячами должников за жилищно-коммунальные услуги. А акция привела к росту коммунальных платежей в декабре почти на четверть миллиарда рублей.

Еще одно направление – перестройка работы по взысканию задолженности за коммуналку непосредственно с самим должником. Здесь и проведение разъяснительной работы, и тесное сопровождение должника на ранних сроках возникновения долга.

Зачастую просто позвонить сообщить о задолженности недостаточно, поэтому разрабатываются стратегии взаимодействия всеми доступными средствами связи, в телефонном и очном режиме, которые позволяют плотно сопровождать должника и всеми доступными способами донести до должника информацию об имеющейся задолженности. Такими способами, как push-сообщения в личном кабинете, направление e-mail, направление долговых ЕПД, направление СМС-сообщений. При любом контакте с должником проводятся беседы по недопущению задолженности за ЖКУ.

‒ Ряд экспертов утверждают, что в настоящее время недостаточно эффективных инструментов борьбы с неплательщиками по коммуналке. Вы согласны с этим? Какие, на ваш взгляд, необходимы законодательные инициативы в данном направлении – как в целом по стране, так и в области?

‒ Конечно, это связано напрямую ‒ несовершенство действующих инструментов и рост долгов. К примеру, такой инструмент, как отключение коммунальных услуг, выселение неплательщика из квартиры для реализации недвижимости с целью погашения задолженности перед коммунальными службами, – эти процедуры не являются эффективными и совершенными для решения этой задачи: нельзя выселять несовершеннолетних и их родителей, или изымать квартиру, если это единственное жилье, которое у должника в собственности. Нельзя даже начинать процедуру выселения, если в течение указанного периоды платежи вносились хотя бы даже частично. И правильно, что закон тут гарантирует права гражданина.

Однако у значительной части людей это развивает чувство безнаказанности и вседозволенности, оплата коммунальных услуг отодвигается у них на второй план.

Часто добросовестные собственники задают вопрос, почему они должны нести расходы за общедомовые услуги за своих соседей, которые не платят, и тут я вижу большую роль управдомов в этом процессе, в скором времени она будет основополагающей.

Сейчас в Московской области запускается новый порядок получения субсидий на оплату ЖКУ малоимущими гражданами. Людям больше не нужно будет ходить по инстанциям, оформлять необходимые документы: достаточно просто заполнить заявление в электронном виде на портале государственных услуг, непосредственно в органах социальной защиты или в онлайн-приложении «Умная платежка». Государственные органы самостоятельно запросят все документы.

Денежные средства субсидий будут сразу перечислять поставщикам услуг и ресурсов, а жители будут получать квитанцию с уменьшенной итоговой суммой к оплате. Как результат ‒ снизится уровень задолженности по всей цепочке платежей. Такие меры гарантированно позволят снизить количество неплательщиков и повысить сборы и существенно снизить долги населения за ЖКУ.






Также в рубрике

  • Печатный станок включен, бюджет РФ финансируется де-факто за счет кредитов Центробанка. Об этом теперь говорят все. Между тем это совсем не крамола. Проблема в том, как именно устроен механизм трансформации свеженапечатанных денег в построение дороги в светлое будущее.
    Российская экономика28 октября 2020, 14:00
  • Правительство со следующего, 2021 года, рассчитывает изменить методику расчета прожиточного минимума, в том числе пенсионеров. Однако Счетная палата полагает, что новый подход не сможет обеспечить ежегодного роста данного показателя.
    Российская экономика28 октября 2020, 11:17
  • Через неделю – 3 ноября – в США изберут нового президента страны. Предварительное голосование уже идет. Ожидается рекорд явки избирателей начиная с 1908 года – до 65% от списочного состава.
    Мероприятия27 октября 2020, 17:00
  • Минпромторг России при поддержке Института экономики знаний провел образовательную программу для вновь назначенных руководителей региональных органов исполнительной власти, курирующих вопросы промышленности.
    Российская экономика27 октября 2020, 16:43
  • С начала этого года биржевая цена золота выросла примерно на 25%, а на пике подъем был еще более впечатляющим – 34%.
    Рынки27 октября 2020, 16:30