Экономические профессии глазами школьников и студентов

После перехода страны к рыночной экономике престижность экономических профессий резко возросла. Но как именно воспринимает их сейчас подрастающее поколение, по каким критериям выбирает эту область деятельности, чего ему и от него можно ждать как в ходе учебы, так и тогда, когда та останется позади? На эти и другие вопросы отвечает новое исследование Финансового университета при Правительстве РФ.
Российская экономика / 16 декабря 2020, 11:00

Восприятие экономических профессий в течение последних десятилетий заметно менялось. В советские годы школьники нередко относились к экономистам как к представителям «скучной» работы, воспринимая их как «счетоводов». Но уже в 1990-х годах ушедшего столетия наметился рост престижности этой деятельности, правда, связано это было не столько с интересом к ней самой, сколько с надеждой на личное обогащение (многие полагали, что «чем ближе к финансам, тем это выгоднее»).

С начала нулевых в стране наблюдалось оживление экономики. У немалой части современной молодежи отношение к этим профессиям стало более серьезным и, возможно, даже более «патриотичным». Кто-то сознательно планировал карьеру, чтобы внести ощутимый вклад в развитие страны, где такие специальности играли бы не менее важную роль, чем другие «престижные» сферы деятельности (клоунада, эстрада, театр, полиция, профессиональный спорт и т. д.). Но в последние годы в экономике наблюдаются кризисные явления, порождающие стагнацию, а иногда и спад. И это вызывает в обществе уже некоторое разочарование в экономических профессиях.

Правда, пока не приходится говорить о резком снижении престижа, а по некоторым из направлений даже наблюдается определенный рост популярности (финансовый аналитик, бизнес-информатика, проектный менеджер, кризис-менеджер). И все же есть подозрение, что многие молодые люди, уже избравшие для себя экономические профессии, до конца не осознают специфики своей будущей работы – как ее сложности, так и позитивных сторон.

Выбор абитуриента

Ниже представлены обобщенные данные нескольких десятков интервью, проведенных со старшеклассниками школ Москвы и Ростова-на-Дону. Некоторые интервью взяты в неформальных беседах у школьников в рамках проектов на базе детского лагеря «Артек» в сентябре 2020 года, где молодые люди размышляли о перспективах карьеры в экономике и своем отношении к разным профессиям этого направления.

Особый интерес представляют рассуждения студентов и преподавателей экономических вузов о нынешнем состоянии и перспективах работы в сферах, так или иначе связанных с экономикой (экономистом, социологом, менеджером по персоналу). С учетом ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией, большинство интервью с нашими респондентами проводилось в дистанционном формате, хотя были и «живые» встречи. По этой причине сложно формализовать все результаты, и мы представили лишь обобщенные впечатления от данных интервью (на уровне тенденций).

Проведенные беседы показали, что лишь около четверти опрошенных школьников – учащихся 10-11-х классов собираются поступать в экономические вузы, хотя и не все они четко определили, по каким именно специальностям хотели бы обучаться. Объясняется это неопределенностью с баллами Единого государственного экзамена (ЕГЭ), так как лишь после их получения (да еще и с учетом конкурсов в те или иные университеты) можно говорить об окончательном выборе.

В целом представления о перспективах поступления, обучения и трудоустройства по экономическим специальностям выглядят следующим образом (ниже – типичные ответы на заранее подготовленные вопросы).

Насколько сложно поступить в экономические вузы?

К нашему удивлению, большинство ответили, что это «вполне реально». Хотя они и сразу сказали, что в престижные вузы с высоким конкурсом это непросто, если нет средств для поступления на «внебюджетные» места. Примерно половина опрошенных (из тех, кто планирует поступать в экономические вузы) заявили о том, что некоторые сложности могут возникнуть при поступлении на специальности, связанные, например, с международной экономикой. Во многом эти представления совпадают с оценками студентов экономических вузов. Они чаще, чем старшеклассники, отмечали, что поступить было «непросто», многим приходилось дополнительно «заниматься с репетиторами».

Мы немного удивились, но по сравнению с мнением многих школьников большая часть преподавателей считают, что поступать на экономические специальности стало очень сложно. Вероятно, это объясняется тем, что обсуждали мы это с преподавателями престижных вузов, а большинство наших респондентов (школьников) рассуждали о разных университетах, включая и негосударственные.

Насколько сложно обучаться в экономических университетах?

Большинство школьников считают, что обучаться будет «очень сложно». Студенты же, напротив, большей частью говорили, что даже сами не ожидали, но обучаться оказалось проще, чем они ранее думали. Заметим, что обсуждали мы это со студентами 3-х и 4-х курсов, многие из которых, видимо, уже научились эффективно или хотя бы «приемлемо» сдавать зачеты и экзамены. Почти все они отмечали, что в вузе были некоторые трудные дисциплины и строгие преподаватели, отчитываться перед которыми было «даже страшно».

Мы также удивились, но и немалая часть педагогов отметили, что учиться в экономических вузах не так сложно. В более откровенных беседах некоторые преподаватели пояснили это своими наблюдениям за студентами, которые далеко не всегда «стараются», иногда им приходится делать «поблажки».

Насколько сложно трудоустроиться по экономическим профессиям?

Большинство и школьников, и студентов, и преподавателей отметили, что сейчас вообще тяжело с поиском работы, включая и экономические специальности. Учащиеся школ часто говорили, что «хороший экономист всегда будет востребован». Студенты отмечали, что, даже если и не получится устроиться по специальности, «экономические знания везде пригодятся». У преподавателей представления были даже более пессимистичные, многие начинали рассуждать о «неразвитом рынке труда, в том числе и для экономистов».

В беседах со школьниками мы также обнаружили, что многие из них плохо представляют себе работу экономиста. Чаще она связывалась с бесконечными расчетами, но мало кто говорил о планировании и тесной связи с управленческой деятельностью.

Вопрос о связи экономики и политики, экономики и психологии многим старшеклассникам показался «странным». Хотя какая-то (небольшая) часть школьников рассуждали даже о том, что неплохо было бы вместе с экономическим образованием получить юридическое, психологическое или в области информационных технологий, «чтобы уметь работать с людьми, особенно в сфере бизнеса».

Равнодушие к экономике

Признаемся, что нас несколько поразило равнодушие многих старшеклассников к современной российской и мировой экономике. Даже те из них, кто определился со своими экономическими карьерными предпочтениями, практически не смотрят передачи, не интересуются материалами и дискуссиями ведущих экономистов страны, которые при желании легко можно найти и в интернете. Лишь некоторые школьники сказали, что иногда эти передачи смотрят с интересом, а кто-то даже признался, что делал это вместе со своими родителями, которые интересуются этими вопросами. Можно предположить, что слабый интерес к текущим экономическим и политическим событиям связан с тем, что в подростковой среде по-прежнему популярен «пофигизм», когда проявление таких интересов вызывает в молодежных группах насмешку. Это можно объяснить и проводимой молодежной политикой, когда считается нежелательным развивать среди подростков интерес к проблемам нашего общества, включая и пока еще скромные достижения российской экономики, и, естественно, причины этой «скромности». Еще одним неожиданным объяснением равнодушия к данным проблемам может быть снижение интереса к экономике у родителей, о чем рассказывали на некоторых профконсультациях как они сами, так иногда и старшеклассники.

Проблемы профориентации

Интересными оказались пожелания учащихся к работе по повышению привлекательности экономических профессий. Многие отметили, что часто профориентация в школах проводится очень неинтересно и скудно. Из предложенных им вариантов такой работы собеседники выбрали (как наиболее желаемые):

1) больше тестов;

2) больше информации о профессиях и университетах;

3) больше деловых игр и тренингов (моделирующих различные карьерные действия по поступлению, обучению и будущей работе);

4) больше встреч с экономистами, которые нашли свое призвание в работе (правда, многие такие пожелания были связаны с престижными экономическими специальностями: бизнес-аналитика, бизнес-информатика и т. п.).

Несколько критично школьники высказались об идее «курирования» университетами конкретных школ, объясняя это тем, что если какой-то экономический вуз и станет этим заниматься, то как быть с ребятами, которые выбрали другие профессии, не экономические. Кто-то из опрашиваемых, наоборот, предлагал «больше давать школьникам возможность самим приходить в университеты» и участвовать в разных олимпиадах, круглых столах или «школах юных экономистов».

В целом многие респонденты продемонстрировали положительное отношение к экономическим профессиям. В школьном возрасте они уже имеют представление о их важности для страны. Не обходилось, конечно, и без таких реплик: «Пока они (экономисты) в чем-то недорабатывают…», «Многим экономистам нужны юристы…» и т. п. Мы на это спокойно отвечали: «Возможно, у вас получится лучше, если вы изберете для себя профессии, связанные с экономикой, управлением персоналом, с социологией и психологией...»

Николай Пряжников,

профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д. п. н.

 

Лариса Румянцева,

профконсультант Центра тестирования и профориентации «Гуманитарные технологии» (Москва)

 

Александра Астен,

учащаяся 11-го класса лицея № 103 г. Ростова-на-Дону








Также в рубрике

  • В декабре 2020 года ФНС отказалось признавать метод налоговой реконструкции как в части НДС, так и в части налога на прибыль. А в конце января 2021 года появилось Определение Верховного суда РФ от 25.01.2021 № 309-ЭС20-7277, которое заканчивает спор по методу налоговой реконструкции в части НДС.
    Налоги26 февраля 2021, 16:00
  • NIVEA выделила 50 000 000 евро на борьбу с COVID-19 во всем мире, в том числе и в России. В декабре 2020 года в рамках программы CARE BEYOND SKIN косметический бренд NIVEA направил часть средств на закупку 23 аппаратов ИВЛ для 17 региональных больниц в России. Учреждения здравоохранения по всей стране получат аппараты ИВЛ в феврале 2021 года.
    Пресс-релизы26 февраля 2021, 15:45
  • Председатель Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин в рамках национальной итоговой конференции по борьбе с бедностью объявил, что этому государству удалось полностью преодолеть нищету населения.
    Деньги26 февраля 2021, 14:45
  • Мы живем в век стремительно развивающихся цифровых сервисов, и нам часто кажется, что происходящее с нами настолько ново, что не имело аналогов в истории.
    Российская экономика26 февраля 2021, 13:00
  • Актуальность данной темы не снижается, потому что проверки, проводимые налоговыми органами и службами, входящими в систему МВД, будут проводиться всегда. И здесь важно понимать, что любое неосторожное слово или действие может привести к неблагоприятным последствиям.
    Налоги26 февраля 2021, 11:00