Как правильно учесть расходы на упаковку

Организации, занимающиеся как производством товаров, так и их продажей, не могут обойтись без упаковочных материалов, способствующих в том числе и успешному продвижению продукции на рынке. При этом и производителям, и торговым организациям важно правильно отразить операции, связанные с упаковкой, в бухгалтерском и налоговом учете.
Российская экономика / 5 февраля 2021, 13:00

Виды упаковки

Понятие «упаковка» приведено в п. 3.1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ 17527-2014 (ISO 21067:2007) «Упаковка. Термины и определения», модифицированного по отношению к Международному стандарту ИСО 21067:2007 «Упаковка. Словарь». Под упаковкой понимается изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации продукции (сырья и готовой продукции), используемое как производителем, пользователем или потребителем, так и переработчиком, сборщиком или иным посредником.

В указанном документе приведены понятия различных видов упаковок:

  • потребительская упаковка представляет собой упаковку, предназначенную для первичного упаковывания и реализации продукции конечному потребителю;
  • под коммерческой упаковкой понимается оригинальная (фирменная) упаковка, которая по количеству содержимого, типу, качеству и дизайну отвечает требованиям соответствующего уровня торговли;
  • промышленная упаковка – это упаковка для сырьевых материалов, деталей и полуфабрикатов или готовой продукции для доставки от изготовителя до потребителя и (или) других посредников, таких как предприятия по переработке или сборке;
  • под транспортной упаковкой понимается упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу.

Упаковка, как видим, представляет собой средство (или комплекс средств), обеспечивающее защиту продукции от повреждения и потерь, от воздействия окружающей среды и загрязнений в процессе транспортировки, хранения и реализации. Основным элементом любой упаковки выступает тара. Под тарой же понимается элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.

Требования к упаковке определяются договором

Требования к упаковке товаров могут быть отражены отдельно в договоре купли-продажи. Обязанность по использованию тары и упаковки вменяется продавцу и гражданским законодательством. Так, на продавца возложена обязанность по передаче покупателю товара в соответствующей таре и (или) упаковке, если иное не предусмотрено договором купли-продажи либо не вытекает из существа обязательства. Исключением из данного правила является лишь передача товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки (п. 1 ст. 481 ГК РФ).

Товар затаривается и (или) упаковывается продавцом обычным способом для такого товара, если в договоре купли-продажи не оговорены специальные требования к таре или упаковке товара. Если же обычный способ затаривания отсутствует, то продавец упаковывает товар способом, обеспечивающим сохранность товара при обычных условиях его хранения и транспортировки (п. 2 ст. 481 ГК РФ).

Поставка товара без надлежащей тары или упаковки чревата для продавца негативными последствиями. В случае когда подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца (п. 1 ст. 482 ГК РФ): затарить и (или) упаковать товар; заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку.

Вместо вышеперечисленного покупатель вправе предъявить продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества (п. 2 ст. 482 ГК РФ). Последствия передачи товара ненадлежащего качества установлены ст. 475 ГК РФ. Таковыми являются: требования соразмерного уменьшения покупной цены товара или замены товара на упакованный соответствующим образом либо право на отказ от исполнения договора купли-продажи при условии возврата поступившего товара.

Требования к продаже товаров в рознице

К розничным продавцам в части упаковки продаваемых ими товаров предъявляются особые требования. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иных правовых актов, принятых в соответствии с ним (п. 5 ст. 454, п. 3 ст. 492 ГК РФ). Таким иным правовым актом, в частности, являются Правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила).

Развесные продовольственные товары в соответствии с п. 35 Правил должны передаваться покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Для упаковки необходимо использовать материалы, соответствующие обязательным требованиям, установленным законодательством РФ.

О необходимости отпуска продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые не имеют упаковки, в упаковочных материалах (бумаге, пакетах и др.) или в чистую тару потребителя указано и в п. 8.11 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 6 сентября 2001 г. (далее – Санитарные правила).

В Санитарных правилах установлены также требования к продаже изделий в упаковке. Например, о том, что хлеб и хлебобулочные изделия в местах мелкорозничной торговли необходимо продавать только в упакованном виде, сказано в п. 37 Правил, п. 9.6 Санитарных правил.

Учет у производителей

Бухгалтерский учет

С точки зрения бухгалтерского учета упаковка относится к материально-производственным запасам, при учете которых в первую очередь следует руководствоваться ФСБУ 5/2019 «Запасы», на что указывают ст. 5 и 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Материалы представляют собой вид запасов, которые необходимы при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг (подп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019). Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019). Порядок формирования себестоимости материалов зависит от способа и условий приобретения таких запасов. Так, при поступлении материалов по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в фактическую себестоимость материалов включаются фактические затраты на их приобретение, приведение в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования (п. 10 ФСБУ 5/2019).

Основанием для принятия материалов к учету служит договор купли-продажи материалов, а также первичные учетные документы, подтверждающие факт передачи соответствующих объектов учета. Упаковочные материалы в бухгалтерском учете в организациях, осуществляющих производственную деятельность, приходуются на счете 10 «Материалы», субсчет 4 «Тара и тарные материалы», субсчет второго уровня «Упаковочные материалы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета).

Если операции по реализации упакованного товара или продукции являются объектом обложения НДС, то организация вправе предъявить к налоговому вычету сумму НДС, предъявленную поставщиком упаковочных материалов. Для этого необходимо иметь счет-фактуру и документы, подтверждающие фактическую их постановку на учет (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Факт хозяйственной жизни по приобретению упаковочных материалов отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

  • Дебет 10-4 (15) Кредит 60 – отражена стоимость приобретенных упаковочных материалов;
  • Дебет 19 Кредит 60 – выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком материалов.

В некоторых случаях промышленные предприятия самостоятельно изготавливают одноразовую тару для упаковки своей продукции. Затраты на ее производство в этом случае учитываются на счете 23 «Вспомогательное производство»:

  • Дебет 23 Кредит 10, 60, 68, 69, 70... – отражены расходы на изготовление упаковки для выпускаемой продукции.

Списывается готовая тара по фактической себестоимости изготовления бухгалтерской записью:

  • Дебет 10-4 Кредит 23 – отражена стоимость изготовленной упаковки.

Передача упаковочных материалов для непосредственного их использования оформляется первичными учетными документами. В качестве такового используется самостоятельно разработанная форма, при использовании же унифицированных форм первичных документов целесообразно воспользоваться требованием-накладной (форма № М-11, утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).

Упаковка готовой продукции у данных организаций может осуществляться в процессе производственного процесса либо производиться после передачи готовой продукции на склад.

Если упаковка готовой продукции производится непосредственно в производственных подразделениях организации до сдачи ее на склад готовой продукции, то стоимость упаковочных материалов включается в производственную себестоимость готовой продукции. В бухгалтерском учете при этом производится следующая запись:

  • Дебет 20 Кредит 10-4 – списана стоимость упаковочных материалов, переданных в цеха основного производства.

Если же упаковка осуществляется после того, как готовая продукция поступила на склад, то затраты на ее приобретение включаются в состав коммерческих расходов. К коммерческим относятся связанные с продажей товаров, продукции, работ и услуг расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, п. 21 ФСБУ 5/2019, подп. «б» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 № 07-04-09/78875, Инструкция по применению Плана счетов). В бухгалтерском учете эта операция отражается записью:

  • Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 10-4 – учтена себестоимость упаковочных материалов, использованных для упаковки готовой продукции, переданной на склад.

Коммерческие расходы ежемесячно полностью или частично (при распределении коммерческих расходов между реализованной и нереализованной продукцией (товарами) списываются со счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» (п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов). Порядок списания устанавливается в учетной политике организации (п. 20 ПБУ 10/99). Особенности отнесения расходов к коммерческим и порядок их списания устанавливаются отраслевыми методическими инструкциями, рекомендациями, указаниями (п. 10 ПБУ 10/99, Письмо Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03).

Если затраты на упаковку в совокупности с иными расходами, отраженными на счете 44, включаются в расходы по обычным видам деятельности частично, то они распределяются ежемесячно между реализованной и готовой продукцией. При этом организация вправе использовать различные показатели для распределения: производственную себестоимость, объем, вес и т. п. Выбранный показатель указывается в учетной политике экономического субъекта.

Налоговый учет

Одной из составляющих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, являются материальные расходы (ст. 253 и 254 НК РФ). К материальным расходам относятся, в частности, затраты на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку). Такие расходы относятся к косвенным, они в полном объеме учитываются в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 2 ст. 318 НК РФ). Признаются они для целей налогообложения согласно п. 2 ст. 272 НК РФ для организаций, производящих продукцию, – на дату передачи упаковочного материала в производство.

Учет в торговле

Бухгалтерский учет

При ведении бухгалтерского учета товаров следует руководствоваться требованиями и рекомендациями: ФСБУ 5/2019 «Запасы», Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5, которые применяются торговыми организациями (в части, не противоречащей ФСБУ 5/2019).

Учет приобретаемых для упаковки материалов в торговых организациях аналогичен правилам учета у производителей. Разница лишь в том, что торговые организации для учета стоимости тары всех видов, к которой относится и упаковочный материал, используют счет 41 «Товары», субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя», субсчет второго уровня «Упаковочные материалы» (инструкция по применению плана счетов).

Порядок учета продавцом стоимости упаковки зависит от того, когда и кем упаковывается товар, предназначенный для продажи. Причем упаковка, стоимость которой не взимается с покупателя при продаже товаров, может учитываться продавцом по двум вариантам – все зависит от того, когда упаковывается товар, предназначенный для продажи.

Если расфасовка и упаковка товаров осуществляются первоначальным продавцом при их приобретении, то расходы на упаковочные материалы относятся на увеличение стоимости товаров. В фактические затраты на приобретение товаров включаются и расходы фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования (подп. «г» п. 3, п. 10 ФСБУ 5/2019).

В процессе продажи продовольственных товаров предприятия розничной торговли часто осуществляют их расфасовку. Например, получив россыпной товар в мешках (крупу, сахар и др.), сотрудники магазина фасуют товар небольшими партиями (например, по 1 кг). Для фасовки используются полиэтиленовые и бумажные пакеты, полимерная подложка, полиэтиленовая пленка или другие упаковочные материалы. Обычно фасовка товара осуществляется в ходе предпродажной подготовки.

В пункте 11 ФСБУ 5/2019 отмечено, что в стоимость запасов включаются затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов. Следовательно, в таких случаях в бухгалтерском учете производится следующая запись:

  • Дебет счета 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»
  • Кредит счета 41 «Товары», субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя», субсчет «Упаковочные материалы» – фактическая стоимость товаров увеличена на величину расходов по их упаковке.

Если покупатель возмещает торговой организации стоимость упаковки (фольги, декоративной оберточной бумаги, подарочных коробок, полиэтиленовых или бумажных пакетов и т. д.) отдельно от стоимости товара, то продавец должен учитывать упаковочный материал как отдельный товар.

Как правило, учет товаров на предприятиях розничной торговли ведется в продажных ценах наценок (п. 20 ФСБУ 5/2019). Если упаковочный материал продается как отдельный товар, то на него необходимо сделать наценку и оформить ценник, как и на все прочие товары. После того как бухгалтер рассчитает величину торговой наценки, ему будет необходимо произвести следующую запись:

  • Дебет счета 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах» Кредит счета 42 «Торговая наценка» – отражена величина торговой наценки по упаковочному материалу, реализуемому в качестве самостоятельного товара.

Затем, когда упаковочный материал будет передан в торговый зал в качестве самостоятельного товара, необходимо произвести следующую запись:

  • Дебет счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» Кредит счета 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах» – отражена стоимость товаров, переданных в торговый зал.

Когда упаковочный материал будет приобретен и оплачен через кассу магазина, его стоимость списывается в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» следующими записями:

  • Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» – списана стоимость упаковочного материала;
  • Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 42 «Торговая наценка» – сторнирована сумма торговой наценки по реализованному товару.

Торговые организации, как было сказано выше, обязаны реализовывать отдельные развесные продовольственные товары, ткани, одежду, меховые товары, обувь в упакованном виде. Причем с покупателя в этом случае не должна взиматься дополнительная плата за упаковку. Учитывая это, в организациях торговли стоимость упаковочных материалов – бумаги, пергамента, пленки из полимерных материалов, полиэтиленовых пакетов и т. п., за исключением случая, когда расфасовка и упаковка товара осуществляется в момент его принятия на учет, включается в издержки обращения.

Такие расходы могут учитываться в составе издержек по статье «Расходы по таре, хранению, доработке, сортировке и упаковке товаров». Об этом говорится в п. 2.10 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Роскомторгом 20.04.1995 № 1-550/32-2. Отметим, что данные методические рекомендации в свое время доводились до подразделений налоговых органов Письмом Госналогслужбы РФ от 10.05.1995 № ЮБ-6-17/256. Причем последние должны были принять их к руководству при проверках по налогу на прибыль.

В связи с введением в действие гл. 25 НК РФ налоговое ведомство отменило свое письмо с 1 января 2002 г. (Письмо МНС РФ от 06.06.2002 № ВГ-6-02/800). Между тем касается это только налогового учета. В бухгалтерском учете упомянутые методические рекомендации вполне уместно продолжать использовать в части, не противоречащей нормативным правовым актам. В Письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 отмечено, что организации торговли могут пользоваться указанным документом для бухгалтерского учета до завершения работы по разработке и утверждению соответствующих отраслевых нормативных документов.

Списание израсходованной упаковки может осуществляться на основании акта расхода упаковочных материалов или утвержденных в организации норм расходов каждой единицы упаковки (в штуках, метрах и пр.) на единицу (определенное количество) конкретного вида товаров (п. 1, 2, 4 ст. 9 закона о бухгалтерском учете).

Налоговый учет

Если упаковка реализуется как отдельный товар, то стоимость упаковки в качестве прямых расходов уменьшает доходы, полученные от ее реализации (подп. 3 п. 1 ст. 268, п. 3 ст. 320 НК РФ). Доход от реализации такого товара определяется исходя из суммы выручки за проданную упаковку, за исключением сумм НДС (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ).

Расходы на упаковку у торговых организаций в иных случаях также относятся к косвенным. В торговле прямыми расходами признаются только стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку покупных товаров до склада, если они не включены в цену приобретения. Все же остальные расходы признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца (ст. 320 НК РФ). Торговые организации, применяющие метод начисления, признают расходы на упаковку товаров в составе своих налогооблагаемых расходов на дату их отпуска (п. 2 ст. 272 НК РФ).








Также в рубрике

  • Председатель Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин в рамках национальной итоговой конференции по борьбе с бедностью объявил, что этому государству удалось полностью преодолеть нищету населения.
    Деньги26 февраля 2021, 14:45
  • Мы живем в век стремительно развивающихся цифровых сервисов, и нам часто кажется, что происходящее с нами настолько ново, что не имело аналогов в истории.
    Российская экономика26 февраля 2021, 13:00
  • Актуальность данной темы не снижается, потому что проверки, проводимые налоговыми органами и службами, входящими в систему МВД, будут проводиться всегда. И здесь важно понимать, что любое неосторожное слово или действие может привести к неблагоприятным последствиям.
    Налоги26 февраля 2021, 11:00
  • Россия должна сократить роль доллара в любых операциях и дистанцироваться от американской экономической системы. Такое мнение выразил заместитель главы российского МИД Сергей Рябков.
    Политэкономика25 февраля 2021, 15:03
  • Строительство дачи или покупка квартиры — это уже небольшие, но инвестиции. Потому что при продаже такие активы могут дать дополнительный доход. Однако этого недостаточно, чтобы в сложной экономической ситуации чувствовать себя уверенно.
    Мероприятия25 февраля 2021, 14:00