Особенности бухгалтерского учета при пандемии

В условиях пандемии коронавирусной инфекции организации, чтобы не допустить распространения болезни, несут дополнительные затраты. Непросто приходится и государству, которое предоставляет различные меры поддержки. При этом важно еще и правильно отразить в бухгалтерской отчетности затраты на борьбу с COVID-19 и полученную государственную поддержку.
Российская экономика / 14 февраля 2021, 13:00

Обязанность ведения бухгалтерского учета распространяется на все российские компании, на что указывает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). Итогом его ведения выступает годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, которая должна давать достоверное представление о ее финансовом положении на отчетную дату, финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Закон № 402-ФЗ обязывает организации составлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Промежуточная отчетность составляется организацией только в случаях, прямо названных в пункте 4 статьи 13 Закона № 402-ФЗ (Письмо Минфина России от 09.11.2015 № 07-01-06/64249).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) Закон № 402-ФЗ определяет как основные документы в области регулирования бухгалтерского учета, подлежащие обязательному применению. Их утверждение входит в компетенцию Минфина России, а разработкой для организаций, отличных от организаций бюджетной сферы, может заниматься любой негосударственный регулятор бухгалтерского учета.

Однако пока в соответствии с Программой разработки ФСБУ на 2019–2021 годы, утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н, для указанной категории юридических лиц утверждены всего два ФСБУ – ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» и ФСБУ 5/2019 «Запасы». При этом обязательное применение первого из указанных начнется с 2022 года, второго – с 2021-го.

В отсутствие ФСБУ организации применяют правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России до вступления в силу Закона № 402-ФЗ (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).

Более того, с 19.07.2017 действующие положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, выступают у организаций коммерческого сектора в роли ФСБУ (п. 1.1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).

Таким образом, пока при ведении бухгалтерского учета большинство коммерческих организаций (за исключением организаций банковской сферы) вместо ФСБУ применяют действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период. При этом свою отчетность они составляют по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н), а основными документами, используемыми при формировании такой отчетности, остаются:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение № 34н);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (далее – ПБУ 4/99).

«Антиковидные» затраты

Отчетность за 2020 год (включая промежуточную, если организация составляет таковую) организации формируют по формам, утвержденным Приказом № 66н с учетом поправок, внесенных Приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”».

Как уже было отмечено, в условиях пандемии COVID-19 организации несут дополнительные (далее – «антиковидные») затраты и пользуются мерами государственной поддержки, которые, как и все иные факты хозяйственной жизни, подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности компаний. О том, как учитывать такие затраты и помощь государства в бухгалтерском учете, Минфин России рассказал в Информации № ПЗ-14/2020 «О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», размещенной на своем официальном сайте 16.07.2020 (далее – Информация № ПЗ-14/2020).

Увязывая нормы Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99), и положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в пункте 1 Информации № ПЗ-14/2020, чиновники отметили, что часть «антиковидных» затрат следует признавать расходами по обычным видам деятельности, а часть – учитывать в составе прочих расходов.

В составе расходов по обычным видам деятельности организации учитывают следующие расходы на обеспечение защитных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:

оплата услуг по:

  • проведению тестирования работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитет к ней;
  • дезинфекции рабочих помещений;
  • обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удаленно;
  • доставке работников, осуществляющих работу на своих рабочих местах, до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

При этом не имеет значения, оказывают ли эти услуги сторонние лица или данные защитные меры организация осуществляет самостоятельно (собственными силами).

приобретение имущества и программного обеспечения:

1. Средства индивидуальной защиты, в частности маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, др.), санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления (дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы, др.), медицинские изделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты, др.), дезинфицирующие средства учитываются как материально-производственные запасы (далее – МПЗ) в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (если перечисленные виды имущества не относятся к основным средствам). В состав расходов по обычным видам деятельности стоимость таких МПЗ, приобретенных в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции, включается в периоде, когда они переданы организацией для фактического использования (п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99).

2. Медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления, отвечающие условиям пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), учитывается организацией в составе основных средств (далее – ОС). Стоимость таких ОС погашается путем начисления амортизации в порядке, установленном пунктами 17–25 ПБУ 6/01. В состав расходов по обычным видам деятельности амортизационные отчисления включаются ежемесячно (п. 5, 16 ПБУ 10/99).

3. Права на программные средства, приобретение (создание) которых связано с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации (если такие объекты подлежат бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов (далее – НМА), учитываются в качестве НМА в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденным Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н (далее – ПБУ 14/2007). Ежемесячная сумма амортизации по такому НМА, включаемая в состав расходов по обычным видам деятельности, определяется исходя из срока полезного использования, определенного при принятии НМА к учету, способом, выбранным организацией для данного объекта учета (п. 23, 25, 26, 28, 31 ПБУ 14/2007).

Поскольку все перечисленные виды расходов на обеспечение защитных мер в связи с распространением COVID-19 учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности, которые, как известно, формируют себестоимость товаров (работ, услуг), то их учет ведется на соответствующих затратных счетах бухгалтерского учета (20, 25, 26, 44) с последующим списанием в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» (при определении финансового результата).

Согласно пункту 2 Информации № ПЗ-14/2020 в составе прочих расходов учитываются следующие расходы, произведенные в связи с распространением COVID-19:

  • заработная плата работникам за время нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, и соответствующие отчисления на социальные нужды;
  • оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с коронавирусной инфекцией;
  • штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
  • расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации (невозмещенная оплата проезда к месту командировки и обратно, бронирования гостиницы, услуг, др.);
  • расходы, связанные с осуществлением мероприятий благотворительного характера, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (перечисление денежных средств лицам, пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; приобретение для медицинских учреждений специализированного оборудования и иного имущества для выявления и лечения новой коронавирусной инфекции; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, др.).

Для обобщения информации о прочих расходах, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

«Антиковидная» господдержка

В Информации № ПЗ-14/2020 чиновники разъяснили, как организации должны отражать в учете меры государственной поддержки в виде полученных субсидий и предоставленных бюджетных кредитов.

Напомним, что одной из мер государственной поддержки в условиях пандемии стало предоставление субсидий из федерального бюджета, выделяемых на основании:

Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, на основании которого субсидию из федерального бюджета могли получить субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19. Получатель такой субсидии мог использовать бюджетные деньги на текущие нужды, включая выдачу заработной платы персонала и иные цели;

Постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 « 976, на основании которого получить субсидию на проведение мероприятий по профилактике COVID-19 могли субъекты малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированные некоммерческие организации (далее – НКО).

Чиновники разъяснили, что суммы полученных субсидий и бюджетных кредитов в бухгалтерском учете нужно учитывать в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н (далее – ПБУ 13/2000).

Отражать в учете суммы бюджетных субсидий нужно по мере получения денег или при соблюдении следующих условий:

  • имеется уверенность в том, что условия предоставления субсидии организация выполнит;
  • имеется уверенность в том, что субсидия будет выделена государством.

Но в любом случае сумма выделяемой субсидии отражается на счете 86 «Целевое финансирование» в разрезе целевого финансирования текущих и капитальных затрат.

При первом варианте учета в бухгалтерском учете делается одна запись: Дебет 51 Кредит 86. Во втором случае принятие на учет бюджетных средств отражается двумя записями: Дебет 76 Кредит 86, Дебет 51 Кредит 76.

Если полученная субсидия выделена организации на финансирование текущих расходов, то списание бюджетных денег производится в момент признания расходов, на которые она предоставлена.

Если бюджетные средства выделены на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, то сумма полученной субсидии относится на увеличение финансового результата организации.

Если на момент получения бюджетных средств часть расходов, на финансирование которых эти средства предоставлены, еще не осуществлена, то неиспользованная сумма бюджетных средств учитывается на счете 86 «Целевое финансирование» до осуществления соответствующих расходов.

В случае если субсидия выделена на финансирование капитальных затрат (например, на покупку основного средства), то в момент принятия объекта к учету с отражением на счете 01 «Основные средства» сумму субсидии, учтенную на счете 86 «Целевое финансирование», нужно списать в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов». Далее посредством начисления амортизации по данному объекту сумма субсидии будет списываться на финансовые результаты организации (отражаться в составе доходов): Дебет 98 Кредит 91.

При этом Минфин России отметил, что ПБУ 13/2000 не применяется в связи с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе. При формировании в бухгалтерском учете информации о таких доходах следует руководствоваться правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

Информацию о мерах полученной государственной поддержки в виде бюджетных средств и бюджетных кредитов коммерческая организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а НКО – в отчете о целевом использовании средств.

В части отражения в учете полученных бюджетных кредитов нужно исходить из того, придется возвращать предоставленный государством кредит или нет. В случае если при выполнении условий, установленных государством, бюджетный кредит можно не возвращать и свои шансы на выполнение этих условий организация оценивает высоко, то сумма предоставленного кредита отражается в учете в соответствии с ПБУ 13/2000 (как обычная субсидия).

При возвратности бюджетный кредит отражается в учете организации в соответствии с общими правилами учета заемных средств.

В пункте 7 Информации № ПЗ-14/2020 Минфин России напомнил, что в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, освобождены от исполнения обязанности уплатить за II квартал 2020 года налоги, авансовые платежи по налогам (кроме НДС). Кроме того, указанные организации исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 0% по выплатам физическим лицам, начисленным за апрель, май, июнь 2020 года.

Как разъяснил Минфин России, сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за II квартал 2020 года, относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (далее – ПБУ 18/02). Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99.

Понятно, что эти правила учета предполагают, что организация применяет ПБУ 18/02. В случае если организация не применяет ПБУ 18/02, то, по мнению автора, в учете просто делаются соответствующие сторнировочные записи по начислению налогов и страховых взносов.








Также в рубрике

  • В декабре 2020 года ФНС отказалось признавать метод налоговой реконструкции как в части НДС, так и в части налога на прибыль. А в конце января 2021 года появилось Определение Верховного суда РФ от 25.01.2021 № 309-ЭС20-7277, которое заканчивает спор по методу налоговой реконструкции в части НДС.
    Налоги26 февраля 2021, 16:00
  • NIVEA выделила 50 000 000 евро на борьбу с COVID-19 во всем мире, в том числе и в России. В декабре 2020 года в рамках программы CARE BEYOND SKIN косметический бренд NIVEA направил часть средств на закупку 23 аппаратов ИВЛ для 17 региональных больниц в России. Учреждения здравоохранения по всей стране получат аппараты ИВЛ в феврале 2021 года.
    Пресс-релизы26 февраля 2021, 15:45
  • Председатель Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин в рамках национальной итоговой конференции по борьбе с бедностью объявил, что этому государству удалось полностью преодолеть нищету населения.
    Деньги26 февраля 2021, 14:45
  • Мы живем в век стремительно развивающихся цифровых сервисов, и нам часто кажется, что происходящее с нами настолько ново, что не имело аналогов в истории.
    Российская экономика26 февраля 2021, 13:00
  • Актуальность данной темы не снижается, потому что проверки, проводимые налоговыми органами и службами, входящими в систему МВД, будут проводиться всегда. И здесь важно понимать, что любое неосторожное слово или действие может привести к неблагоприятным последствиям.
    Налоги26 февраля 2021, 11:00