НПФ Сбербанка затягивает с наладкой дистанционного канала продаж

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), готовившиеся к массовому привлечению новых клиентов в этом году, вынуждены простаивать. Канал продаж через Единый портал госуслуг (ЕПГУ), на который они надеялись, не включается.
Россия / 4 июля 2018, 15:45
НПФ Сбербанка затягивает с наладкой дистанционного канала продаж

Так, в частности, НПФ Сбербанка – фонд, который в последние годы являлся лидером по привлечению новых клиентов по обязательному пенсионному страхованию, уже полгода не может запустить массовое привлечение через отделения материнского банка.

Основная проблема – невозможность наладить дистанционный канал продаж, после того как год назад Пенсионный фонд России (ПФР) сначала приостановил, а затем и вовсе прекратил прием заявлений о переводе пенсионных накоплений через удостоверяющие центры.

Первые попытки фондов наладить массовое привлечение клиентов через ЕПГУ, по объяснению их сотрудников, натолкнулись на технологические трудности.

«Пока канал работает недостаточно стабильно и требует технических доработок от всех участников процесса для запуска в промышленную эксплуатацию», – заявлял тогда директор по развитию НПФ Сбербанка Александр Прокопенков.

Впрочем, прошло почти полгода, а основные игроки, рассчитывающие на привлечение через ЕПГУ, так и не запустили удаленный перевод пенсионных накоплений.

Операторы колл-центров НПФ Сбербанка предупреждают клиентов, что им придется подписать бумажное заявление и самостоятельно отнести их в отделение ПФР или МФЦ.

Вместе с тем, по мнению аналитиков, помимо технологического несовершенства портала, основной проблемой стало сокращение числа удостоверяющих центров, которые имеют право формировать квалифицированную электронную подпись (КЭП). А без нее невозможен перевод пенсионных накоплений через ЕПГУ.

По данным газеты «КоммерсантЪ», к формированию КЭП в конце прошлого года технологически готовы были два удостоверяющих центра – «Инфотекс Интернет Траст» и «Русь-телеком». Кстати, это старейшие УЦ, работавшие с переводом застрахованных лиц.

При этом, как свидетельствует акт проверки Минкомсвязи, «Инфотекс» еще год назад работал с НПФ Сбербанка, являющимся одним из лидеров по привлечению. Впрочем, после этой проверки в начале марта «Инфотекс» был лишен аккредитации министерства. Несмотря на то, что в середине мая УЦ вернули аккредитацию, неформально «Инфотексу» было запрещено работать с переводом пенсионных накоплений.

Таким образом, единственным удостоверяющим центром, которым мог бы формировать КЭП для работы с ЕПГУ, остался УЦ «Русь-телеком».

В то же время, по словам источника, близкого к НПФ Сбербанка, фонд не работает с «Русь-телеком», поскольку его деятельность «для НПФ непрозрачна». «Фонд намерен ждать полноценного выхода на рынок УЦ “Инфотекс”», – отметил собеседник.

Как пояснили в «Инфотексе», удостоверяющий центр продолжает работу над своей технологией, чтобы ему было позволено работать с переводом пенсионных накоплений. «Переговоры ведутся каждую неделю», – пояснили в УЦ.

По словам президента Национальной ассоциации пенсионных фондов Константина Угрюмова, реально начать действовать закон о пенсионных накоплениях сможет, в лучшем случае, в начале следующего года.

«Техническая база ЕПГУ сейчас не готова к функционалу, который заложен в законопроекте», – отмечает господин Угрюмов.

Согласен с ним и исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев: «Все участники рынка должны понимать, что если данный закон вступит в силу раньше, чем будут готовы технологии переходов, сохранятся риски прошлых переходных кампаний – потеря инвестиционного дохода вследствие недоинформированости застрахованных лиц», – указывает он.

Вот и получается, что власти любым образом пытаются тянуть время до принятия закона о переходах, чтобы «проскочить» год самой большой потери инвестдохода.