Основы экономики в детском саду

Начало нового учебного года ознаменовалось введением в дошкольное образование программы по экономическому воспитанию для формирования у детей связи финансов и нравственности.
Россия / 4 сентября 2018, 14:10
Основы экономики в детском саду

Как говорится в сообщении Банка России, образовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая была разработана совместно Минобрнауки и Центробанком, предлагается детским садам с 1 сентября 2018 года.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и знакомит их с главными экономическими терминами, как труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате применения программы дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Среди прочих задач выделяется формирование у детей с раннего возраста полезных экономических навыков и привычек. Например, бережно относиться к своим и чужим вещам, экономия электричества и воды.

Несомненно, начинание полезно. Ведь подавляющее большинство школьников имеют дело с «карманными деньгами», то есть на мелкие расходы. Если ребенок не получил навыков обращения с деньгами, то впоследствии его поведение в финансовой сфере будет достаточно рискованным и несомненно не приведет к увеличению благосостояния.

Однако подобное обучение всегда считалось прерогативой семьи, в которой оно всегда и велось. В большинстве семей Советского союза финансовое образование складывалось из трех положений: величина и дата зарплаты и аванса, цены в магазинах и размер коммунальных платежей. Все дополнительные расходы относились к разряду разовых и производились из семейных накоплений. Как таковая финансовая грамотность была не нужна.

Сейчас все по-другому. Экономика, общественная и политическая системы кардинально отличаются от советского времени. За все и везде нужно платить. Слабый уровень финансовой̆ грамотности у несовершеннолетних детей, которые все больше начинают пользоваться деньгами, приводит к появлению убытков, иногда больших.

А если учесть скорость технического познания детей и в связи с этим активное ими использование безналичных способов оплаты, то о родительском контроле можно забыть. Старшее поколение за ними просто не успевает и вынуждено просто отрезать детей от источников постоянного финансирования.

Привить правила личной бухгалтерии и управления деньгами, чтобы не появлялось в будущем дефицита средств, семья просто не успевает. Родители вынуждены работать, чтобы добывать эти средства, а бабушки и дедушки сами зачастую финансово неграмотны.

В общем, детское финансовое и экономическое обучение без всяких сомнений дело нужное в современном мире. Главное теперь, чтобы все это не скатилось к адаптации и зачитыванию трудов, например, товарища Кийосаки, а было напрямую привязано к нравственному воспитанию.