АЗС могут обанкротиться из-за скачка оптовых цен

Оптовые цены на бензин в пяти регионах страны значительно превысили розничные, и автозаправки покупают топливо дороже, чем продают. Независимый топливный союз (НТС) в письме премьер-министру Михаилу Мишустину предупреждает, что сложившаяся ситуация может привести к серии банкротств АЗС.
Россия / 1 апреля 2021, 11:37

Нездоровая ситуация с топливными ценами сегодня, в частности, наблюдается на Сахалине, во Владивостоке, в Тверской области, Хабаровском и Приморском краях. Средние розничные цены на бензин АИ-92 и АИ-95 с начала года выросли на 3%, а оптовые, по данным  Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, поднялись на 18,5% – до 53,588 и 55,315 тыс. рублей за тонну соответственно. Как отмечают в НТС, «такой значительный рост, как и сами значения биржевых котировок, наблюдаются впервые». Ведь обычно в январе-марте биржевые цены, наоборот, снижались, что позволяло АЗС, транспортным и сельскохозяйственным компаниям закупать достаточные объемы топлива в преддверии «высокого сезона».

По оценке НТС, основная причина аномалии – сохранение и усугубление налогового диспаритета между внутренним и внешним рынками. Налоговая нагрузка на экспорт нефтепродуктов ниже, чем на внутренние поставки, а разница экспортных пошлин на нефтепродукты не стимулирует нефтяные компании сохранять необходимые объемы переработки. По состоянию на 31 марта индекс экспортной альтернативы на бензин АИ-92 составил 64,9 тыс. рублей за тонну, тогда как на внутреннем рынке цена составляет 53,6 тыс. рублей.

Таким образом, как свидетельствует доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова, цены на бензин растут следом за мировыми индексами.

Эксперты называют три фактора роста индексов экспортной альтернативы. Прежде всего, это плановое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо на 4%. Второй фактор – подорожание нефти марки Urals на 20%. А третьим называется тот факт, что валютные интервенции Минфина не позволяют рублю значительно укрепиться.

На этом фоне, утверждают в НТС, заявляемые регуляторами меры похожи на «пляски с бубном», суть которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объемы поставок на внутренний рынок «при минимальных преференциях для них».

Правительство готово субсидировать затраты на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом в размере до 4 тыс. рублей за тонну. И это, по мнению доцента РЭУ им. Г.В. Плеханова Александра Тимофеева, способно остановить рост цен, более того, возможно, даже приведет к их снижению. Но в то же время у него есть претензии к подобным мерам. «Введение демпферного механизма было на руку всем участникам рынка, однако изначально предполагалось, что ситуация может развернуться и стать неэффективной для сохранения маржинальности розничной реализации топлива, – отмечает эксперт. – Думаю, в ближайшее время будет пересмотрен вопрос об эффективности такой политики».

Это мнение популярно в экспертном сообществе, где сложившаяся ситуация в целом оценивается не иначе, как структурная проблема, укоренившаяся в экономической, бюджетно-налоговой и курсовой политике.

«На дистанции год-полтора сглаживать подорожание топлива возможно – заморозка цен и работа демпферного механизма это отчетливо показали, – объясняет старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман. – Но на долгосрочном горизонте цены продолжат расти, ведь на продолжительное сдерживание роста цен у правительства все равно не хватит ресурсов. Поэтому, возможно, уже к концу 2021 года встанет вопрос о необходимости снижать налоги и акцизы на топливо – к этому моменту ресурсы других механизмов сдерживания могут исчерпаться».