Эксперты МВФ: экономика России зависима от экспорта углеводородов

В конце 2021 - начале 2022 года МВФ начал публиковать доклады о состоянии экономик важных финансовых секторов. «Финансовая газета» приводит выдержки из программ оценки финансового сектора разных стран (Программа оценки финансового сектора (FSAP) – ключевой принцип мониторинга Международного валютного фонда (IMF)).
Мир / 10 февраля 2022, 01:19

Программа оценки финансового сектора (FSAP) помогает сделать финансовые системы более устойчивыми. Страны с развитой экономикой МВФ оценивает сам, другие – совместно со Всемирным банком. При этом МВФ учитывает особенности конкретной страны, адаптируя свой анализ.

Каждые пять лет проводится оценка экономических систем Великобритании, Германии, Ирландии, Мексики, России, Турции; раз в 10 лет - Южной Африки; Колумбия, Уругвай и Западноафриканский экономический и валютный союз запросили исследование сами.

Начало эпидемии COVID-19 многие страны встретили с сильным банковским сектором и системами надзора. Тем не менее, по мере того, как экономика оправляется от последствий пандемии, сохраняется неопределенность в отношении базового состояния банков и финансовых посредников.

Россия

В финансовой системе России доминируют банки с государственным участием. Ключевые риски связаны с усилением экономических санкций, зависимостью от экспорта углеводородов, быстрым ростом кредитования в рискованных сегментах розничной торговли и доминирующих банках, расширяющих непрофильный бизнес.

В рамках ПОФС будет рассмотрен прогресс в разработке инструментов макропруденциальной политики, совершенствовании банковского регулирования и надзора, а также укреплении надзора за ценными бумагами и механизмов управления и разрешения кризисов.

Оценка системных рисков будет включать стресс-тесты банковской платежеспособности и ликвидности, а также влияние различных сценариев климатической политики на экономику и банки.

Великобритания

В рамках регулярных консультаций, проходящих в соответствии со статьей IV Статей соглашения МВФ, эксперты в декабре 2021 года уже обсудили с властями страны итоги и главные выводы ПОФС. Так, в докладе отмечены оперативные политические действия в начале пандемии для восстановления рыночной ликвидности и поддержания финансовой стабильности. После глобального финансового кризиса 2008 года возросла надежность британских банков и страховщиков, и они имеют все возможности для решения краткосрочных задач. ПОФС  оценил систему финансовой стабильности как устойчивую и указал на возможности для дальнейшего совершенствования. Многие из них носят международный характер и требуют сотрудничества по устранению пробелов в данных в подсекторе небанковских финансовых учреждений. ПОФС подчеркнул лидерство Великобритании в управлении надвигающимися рисками, вызванными такими факторами, как изменение климата и проблемы кибербезопасности. Также отмечена важность сохранения приоритета целей финансовой стабильности.

Германия

В финансовом секторе, включающем двух глобальных системных кредиторов, крупного страховщика и одного из крупнейших глобальных центральных контрагентов, доминируют банки. Крупнейшая экономика Европы до пандемии находилась в благоприятных экономических условиях и обладала сильными резервами. ПОФС оценит последствия финансовой стабильности на уязвимые факторы структурного характера, связанные с низкой прибыльностью банковской деятельности и несоответствием цен в секторе недвижимости. В нем будут проанализированы риски неблагоприятных экономических потрясений, таких как пандемия COVID-19, инфляционное давление и последствия изменений рыночных настроений в отношении некоторых стран еврозоны с высоким уровнем задолженности. ПОФС также оценит такие факторы, как:

- институциональная основа для макропруденциальной политики и стратегия разработки таких инструментов;
- банковское и страховое регулирование и надзор Германии, механизмы управления финансовыми кризисами, страхование депозитов и схемы институциональной защиты;
- даст глубокую оценку системной финансовой инфраструктуре в целом.

В ПОФС также проанализируют аспекты регулирования финансовых технологий, будут рассмотрены риски, связанные с изменением климата, и их влияние на банковскую систему.

Ирландия

Эта финансовая система значительно выросла, особенно после Brexit, когда многие международные институты увеличили здесь свое присутствие. Сектор рыночных финансов, в настоящее время являющийся вторым по величине в Европе после Люксембурга, – крупнейший компонент этой финансовой системы. Власти значительно усилили систему надзора после итогов ПОФС 2016 года. В доклад войдут темы, связанные с ситуацией в финансовом секторе после Brexit, изменение климата и постепенное прекращение мер поддержки, связанных СOVID-19. ПОФС изучит эффективность надзора за банковской деятельностью, страхованием и ФМС, проведет стресс-тестирование, оценит основы макропруденциальной политики, а также системы финансовой безопасности и антикризисного управления,  проанализирует взаимосвязь сектора ФМС. ПОФС   оценит неплатежеспособность и права кредиторов, учитывая сравнительно низкие показатели возврата залогового обеспечения в Ирландии.

Мексика

Вторая по величине экономика Латинской Америки тесно интегрирована в мировую торговлю и финансы. Она получает выгоду из больших резервов в банковской системе. ПОФС пройдет на фоне растущих рисков, связанных с продолжающимися пандемическими сбоями, возможностью резкого ухудшения глобальных финансовых условий и нестабильностью финансовых потоков. В ходе оценки будет изучена устойчивость финансового сектора, в том числе к общесистемным потрясениям ликвидности, надзору за финансовым сектором и управлению кризисными ситуациями, а также проблемам и возможностям, связанным с изменением климата, кибербезопасностью и финтехом.

Турция

В последние годы финансовая система Турции с доминированием банков быстро развивалась. В рамках ПОФС будут рассмотрены системные риски при сложных макроэкономических условиях. В отчете проанализируют устойчивость банковского и корпоративного секторов к неблагоприятным потрясениям, а также взаимосвязи между банками, корпорациями и суверенными государствами. Другие оценки будут включать в себя эффективность банковского надзора и регулирования, макропруденциальную структуру, системное управление ликвидностью, систему антикризисного управления и киберриски.

Южная Африка

Центр крупнейшего финансового сектора Африки включает мощные трансграничные банковские группы и хорошо развитый инвестиционный и страховой сектора. В ходе оценки будет изучена финансовая устойчивость в условиях сдержанного экономического роста и большого бюджетного дефицита, усугубляемого слабым финансовым положением государственных предприятий и продолжающейся пандемией. В ходе оценки будут рассмотрены следующие показатели:

- банковские, страховые рынки и рынки ценных бумаг;
- надзор за пенсионными и киберрисками;
- управление кризисными ситуациями и их разрешение;
- финтех;
- доступность финансовых услуг;
- климатические риски;
- развитие рынков капитала.

Колумбия

Колумбийская экономика имеет крупную и сложную финансовую систему, в которой доминируют конгломераты со значительным присутствием в Центральной Америке. ПОФС оценит надежность и устойчивость банков к неблагоприятным экономическим потрясениям; проведет анализ взаимосвязей и распространения, анализ корпоративного стресс-тестирования и изучит риски переходного периода, связанные с изменением климата. В ходе мониторинга также будет дана оценка банковскому надзору, макропруденциальной политике и механизмам социальной защиты. Всемирный банк сосредоточит внимание на роли государства, конкуренции в финансовом секторе, доступности цифровых финансовых услуг, страховом надзоре, режимах несостоятельности и правах кредиторов.

Уругвай

У Уругвая небольшая открытая экономика с финансовой системой, сильно зависящей от доллара, и высоким участием государственных банков. Система выдержала пандемию отчасти благодаря широкой политической поддержке, оказанной властями. В ходе оценки основное внимание будет уделено устойчивости финансовой системы к новым волнам пандемии и возможному росту глобальных затрат по займам. При анализе будет проведена оценка следующих факторов:

- эффективность банковского надзора (совместно со Всемирным банком);
- основы макропруденциальной политики, в том числе меры по борьбе с зависимостью от доллара;
- механизмы антикризисного управления;
- финансовая целостность.

Всемирный банк также сосредоточит внимание на роли государства и перспективах дальнейшего развития рынков капитала.

Западноафриканский экономический и валютный союз

Банковский сектор быстро развивался в государствах-членах – Бенине, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуаре, Гвинее-Бисау, Мали, Нигере, Сенегале и Того.

Внутренние и межрегиональные банковские группы в настоящее время играют ведущую роль среди кредиторов, а государственный долг составляет важнейшую часть портфелей банков. ПОФС оценит силу финансового сектора в условиях неопределенности относительно глобальной инфляции и экономического роста. В этом контексте ПОФС разрабатывает сценарии с низким уровнем риска для экономического роста и инфляции и оценивает системное управление ликвидностью и макропруденциальную политику. ПОФС  рассмотрит также:

- банковское регулирование и надзор;
- антикризисное управление и подходы к решению банковских проблем;
- доступ к финансированию;
- платежные системы;
- климатические риски;
- развитие рынков капитала;
- роль государственных банков.


Теги:
Поделиться в соц.сетях: