Сокращение институтов развития: признание их неэффективности?

Председатель правительства Михаил Мишустин объявил еще об одном направлении административной реформы. В ближайшее время 40 ныне действующих институтов развития (ИР) будут сокращены фактически вдвое. Впрочем, схема их реорганизации будет нелинейной.
Мероприятия / 24 ноября 2020, 17:00

Так, 8 структур, по идее задуманных как инструменты ускорения темпов экономического развития, а главное улучшения его качества, будут ликвидированы. Это Фонд развития моногородов, госкомпания «Особые экономические зоны», Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), Росинфокоминвест, Агентство по технологическому развитию, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, а также Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

Функции ликвидируемых организаций будут переданы либо остальным институтам развития, либо федеральным органам исполнительной власти. Причины столь радикального решения — дублирование функций, а главное — низкие показатели эффективности. Например, ГК «Особые экономические зоны» президент и правительство собирались расформировать еще несколько лет назад. Аудит Счетной палаты РФ был просто убийственным по степени критики работы данной структуры.

Но, с другой стороны, под эгидой ведущего института развития — ВЭБ. РФ, создается своего рода масштабный инвестиционный кластер, в который, в частности, войдут «Сколково» и «Роснано». Еще ряд ИР будут слиты, либо переданы в ФОИВ. Так, Российский венчурный фонд будет передан под управление РФПИ. Видимо, власти не удовлетворены, что за последние 15 лет РВК не может похвастаться прорывными (но при этом, естественно, рискованными) высокотехнологическими проектами. В результате общее количество институтов развития должно составить около 20 единиц. При этом будут в любом случае сохранены «Росатом», «Роскосмос», Ростех и ряд других стратегических корпораций и госкомпаний также играющих роль институтов развития.

Объясняя необходимость реформы институтов развития, Михаил Мишустин подчеркнул, что обновленная система должна в полной мере способствовать реализации национальных целей развития, поставленных президентом. Плюс необходимо сократить параллелизм и сэкономить госрасходы. Впрочем, вопрос о реальной эффективности ИР остается открытым. В последние десять лет среднегодовые темпы роста ВВП колебались в пределах всего лишь 1%. И это при наличии целых 40 ИР.

25 ноября 2020 года в рамках заседания «Клуба Фингазеты» участники дискуссии ответят на вопросы: подтолкнет ли реформа ИР ускорение темпов экономического роста вообще и, в частности, на фоне пандемии коронавируса? Станут ли обновленные и прореженные ИР главным локомотивом на пути перехода к новому технологическому укладу и проведения четвертой промышленной революции? Правильно ли выбран вектор реформы? Не ограничится ли она лишь сокращением аппарата и перетасовкой топ-менеджеров?

Гости эфира:

  1. Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России».
  2. Алексей Ведев, заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара.
  3. Андрей Нечаев, профессор.
  4. Игорь Николаев, партнер, директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton.
  5. Алексей Мишин, руководитель Центра правовой поддержки бизнеса московской «Деловой России», адвокат.

Модератор: Константин Смирнов — обозреватель «Финансовой газеты».

Трансляция заседания «Клуба Фингазеты» состоится 25 ноября с 18.00 до 19.00 на нашей странице Facebook.