Только 15 российских банков за прошлый год заработали на агентских комиссиях от страховых компаний почти 80 млрд рублей

Только 15 российских банков за прошлый год заработали на агентских комиссиях от страховых компаний почти 80 млрд рублей

Кто из нас не сталкивался с подобной ситуацией: понадобился кредит. Приходишь в банк. Обращаешься к операционисту. Тот готов содействовать в предоставлении займа. И здесь возникает «НО» - в обязательном порядке необходимо оформить страхование.
Банки / Павел Еськов 20 Апр 2018, 16:30
Только 15 российских банков за прошлый год заработали на агентских комиссиях от страховых компаний почти 80 млрд рублей

Как выяснили эксперты проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За права заемщиков», именно кредитные организации являются основным каналом продаж заемщикам страхования жизни, имущества и других подобных продуктов. Ведь обращаясь в банк за потребительским кредитом, многие из нас даже не подозревают о том, что предлагаемые нам услуги страхования являются добровольными.

Согласно исследованию ОНФ, банки, выступающие в роли страховых агентов, являются основным каналом продаж таких страховых продуктов как страхование жизни заемщика, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование прочего имущества граждан (квартира, дом и др.).

Только за прошлый, 2017 год, страховщики при посредничестве банков собрали по этим видам страхования страховых премий в объеме 109.5 млрд рублей. При этом, объем агентских вознаграждений, выплаченных банкам, составил 53.7 млрд рублей.

Вот и получается, что каждый второй рубль, заплаченный за «добровольную» страховку, был возвращен банку в виде вознаграждения!

Естественно, что навязывание услуг является нарушением федерального антимонопольного законодательства. Контролировать деятельность кредитных организаций обязаны Центробанк, Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Однако, как пояснил член Центрального штаба ОНФ, руководитель проекта «За права заемщиков» Виктор Климов, у нас в стране, к сожалению, отсутствует поведенческий надзор.

«Это в магазинах можно выявить на полках просроченные йогурты. А здесь – ходить и выяснять, как на самом деле осуществляются продажи услуг участников финансового рынка, такого надзора, к сожалению нет. Все в стадии концептуальной разработки. Хотя мы уже давно добиваемся, чтобы Банк России такую опцию обязательно сделал. А то, что получается: контроль за просроченными йогуртами в стране тысячи человек осуществляют, а вот недобросовестные продажи некачественного финансового продукта, которые для гражданина могут принести гораздо больше вреда, - за этим никто не смотрит», - делится наболевшим господин Климов.

Страхование жизни и здоровья – это самый значимый, и самый быстрорастущий рынок среди навязанных услуг. Банки на этом хорошо зарабатывают. Крупные, как правило, работают в связке с дружественными страховыми компаниями, например, «ВТБ страхование», «Ренессанс Жизнь», «Сбербанк страхование жизни» и так далее. Такие страховщики – лидеры по объему выплаченного вознаграждения посредникам по трем видам страхования: жизни заемщика, от несчастных случаев и болезней, прочего имущества граждан.

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проанализировали отчетность банков – лидеров рынка потребительского кредитования за 2017 год и вот что выяснили: у одних прямо указано, что агентское вознаграждение получено за продажу страховых контрактов («Россельхозбанк»). У других эта статья доходов может быть обозначена иначе, например, «агентские операции по договорам страхования» («ХКФ Банк»). У «Сбербанка» и «Росбанка» нет детализации по видам агентских комиссий, но есть суммы, включающие в себя все виды агентских вознаграждений, в том числе за посреднические услуги по страхованию.

Масштабы по итогам 2017 года впечатляют:

- «ВТБ» получил в качестве вознаграждение за распространение страховых продуктов и агентские услуги 18.2 млрд рублей;

- У «Сбербанка России» полученные агентские комиссии составили 16.9 млрд рублей;

- «ХКФ-Банк» по статье «агентские операции по договорам страхования» заработал 7.53 млрд рублей;

- Доход «Совкомбанка» от платы за включение в программу финансовой и страховой защиты составил 7.29 млрд рублей;

- «Россельхозбанк» получил в качестве вознаграждения за продажу страховых контрактов 5.88 млрд рублей….

Продолжать? А ведь в списке ОНФ учтены лишь 15 кредитных организаций. И только эти 15 банков, и только в прошлом году, получили дополнительный доход на сумму 79.72 млрд рублей!

Естественно надзорные органы обладают возможностью, опираясь на соответствующие статьи в Кодексе об административных правонарушениях оштрафовать нарушителей за навязывание услуг. Есть штраф для должностных лиц, есть штрафы и для организаций.

И здесь опять «НО»: штрафы эти незначительны и просто несоразмерны с получаемым доходом! Что же – выхода нет?

Есть выход! – утверждает Виктор Климов.

«Мы давно уже ведем диалог с Банком России относительно поведенческого надзора. На всех площадках отстаиваем эту позицию. И вот, буквально пару недель назад мы сформулировали набор предложений по трансформации системы по ограничению возможностей продажи гражданину страховых услуг, предложения о дополнительных мерах защиты гражданина. Целый комплекс мер, который мы разработали, мы направили председателю Банка России Эльвире Набиуллинрой. Срок еще небольшой, но я думаю, мы получим обязательно результат, поскольку она очень живо и корректно реагирует на наши обращения».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться