Банки получили право блокировать карты клиентов

Банки получили право блокировать карты клиентов

Государственная дума приняла в третьем и окончательном чтении закон о противодействии хищению денежных средств при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
Банки / Павел Еськов 06 Июн 2018, 21:30
Банки получили право блокировать карты клиентов

Инициированный правительством документ вступит в силу со второй половины года. Он позволяет банкам в случае, если какая-либо транзакция будет признана сомнительной, блокировать карты клиентов, закрывая им доступ к системам дистанционного обслуживания.

Основные критерии сомнительности определит Центробанк. Но, кроме того, согласно закону банки и сами будут наделены правом действовать по собственному усмотрению.

Вместе с тем, по мнению финансового омбудсмена Павла Медведева, данный закон очень далек от совершенства. Итогом его принятия станет то, что теперь блокировки счетов и карт для физических лиц станут обычным явлением.

«Это очень неопределенный закон, очень сильно зависящий от исполнителя, – объяснил он. – В законе прописано, что банк должен переспросить клиента. Но будет ли он стараться переспрашивать?»

То, что блокировка средств происходит «без согласия плательщика» вызвало настороженность и у адвоката BGP Litigation Георгия Баганова, назвавшего данный пункт «весьма спорным моментом».

«Поскольку банк сам сможет предусматривать подобные случаи, у кредитных организаций может появиться негативная практика их расширенной трактовки, – говорит он. – Кроме того, возможность банка отказывать клиентам в получении средств, если он не представит дополнительные доказательства – счета-фактуры, накладные и т.д. – дает кредитным организациям право определять, обосновывают ли документы платеж».

Действительно, пока банки не обладают такими полномочиями, за исключением ограниченного числа случаев, которые уже предусмотрены законом. И стоит ли наделять кредитные организации такими функциями?

Напомним, что в России уже есть закон «О национальной платежной системе», который должен обеспечивать гражданам сохранность их средств в случае, если они достаточно быстро отреагируют на несанкционированные списания. Смысл закона в том, что если клиент банка замечает, что у него сняли деньги с карты, и успевает в течение суток сообщить об этой своей кредитной организации, то банк обязан вернуть гражданину его деньги, а только потом пытаться понять, кто виноват. Впрочем, такого почти никогда не происходит.

Где же гарантия, что будет работать этот закон?

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться