Как отмечается в материалах, - если в начале 2008-го доля активов банковского сектора под контролем государства составляла 40,2%, - и это без учета кредитных организаций, проходящих процедуру финансового оздоровления, а также небанковских кредитных организаций, то к концу 2017-го года она выросла до 58,5%.
Так же значительно, более, чем в три раза, увеличилась и доля активов банков, проходящих процедуру финансового оздоровления - с 3,8% до 12,2%. При этом доля активов банков, санируемых через ФКБС, на конец прошлого года составила 5,9%.
При этом, как указывает регулятор, рост сопровождался сокращением доли активов банков других форм собственности. Наиболее заметное снижение продемонстрировали крупные и средние частные банки - с 41,5% до 17,5%.
Многим памятен быстрый рост активов банковского сектора Российской Федерации в «нулевых» годах. В 2010-х темпы стали более умеренными.
Как отмечается в докладе. среднегодовой темп прироста активов замедлился с 34,6% в 2000-2009 годах, до 14,7% в 2010-2017 годах.
При этом с середины нынешнего десятилетия банковский сектор вновь стал демонстрировать темпы роста: относительно ВВП активы российских кредитных организаций выросли с 60,5% в 2008 году до 99,5% в 2015 году. Впрочем, по итогам 2017 года они снизились до 92,5%, в том числе из-за отрицательного эффекта валютной переоценки.
«По отношению банковских активов к ВВП показатель России в целом соответствует показателям развивающихся и ряда развитых стран», - отмечается в докладе.
С чем же связано снижение удельного веса активов крупных и средних частных банков в совокупных активах банковского сектора? – В первую очередь это сопряжено с реализацией Центробанком, начиная с IV квартала 2013 года, политики оздоровления банковского сектора. Ее результатом стало выведение с рынка, либо применение процедур финансового оздоровления к банкам, не способным обеспечить собственную устойчивость. Практически все такие кредитные организации в момент лишения лицензии обвинялись в формировании недостоверной отчетности, значительно завышая реальную стоимость активов.
Таким образом, данные о стоимости банковских активов до проведения Банком России политики чистки, не отражают подлинную ситуацию.
Меры банковского надзора, предпринятые Банком России, с IV квартала 2013 года позволили сделать балансовую оценку активов более реальной. Это же касается и сокращения активов малых частных банков за период с 2013-го по 2017 годы.
Как отмечают авторы доклада, рост доли активов розничных банков приходился на периоды бума розничного кредитования.
Отношение кредитов физическим лицам и кредитов нефинансовым организациям к ВВП за последние десять лет, несмотря на кризисные явления, существенно увеличилось. Так, с начала 2008 года это отношение выросло с 8,9% до 13,2% ВВП, и с 28% до 32,8% ВВП соответственно.
Зачем же Центральный банк наращивает долю госбанков на рынке? Точный ответ на этот вопрос знает только сам регулятор.
Впрочем, на наш взгляд, в перспективе огосударствление банковского сектора не должно заметного влияния на потребителей финансовых услуг. Надо дождаться итогов санаций: вполне возможно, что после завершения процедуры финансового оздоровления, банки вернутся в частные руки. Ведь и сам регулятор неоднократно заявлял, что намерен продать санируемые банки частным инвесторам после завершения процесса их оздоровления.