Банки готовы пойти на мировую с должниками

Банки готовы пойти на мировую с должниками

Ряд банков готов добровольно присоединиться к механизмам досудебного урегулирования споров в рамках института финансовых омбудсменов, не дожидаясь 2021 года, когда они станут обязательными.
Банки / Павел Еськов 15 Июн 2018, 18:00
Банки готовы пойти на мировую с должниками

Как рассказал журналистам руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута, на сегодняшний день уже ряд крупных кредитных организаций изъявили желание сотрудничать с институтом финансовых уполномоченных (омбудсменов).

«Возможность добровольного присоединения к работе примирителей возникает в декабре этого года. Так финансовые организации смогут продемонстрировать дружелюбный настрой к клиентам и заранее, в тестовом режиме перенастроить внутренние процессы рассмотрения жалоб», – сообщил господин Мамута.

Напомним, что 4 июня 2018 года президент России Владимир Путин подписал закон о финансовом уполномоченном, который вступит в силу через 90 дней после опубликования. Еще 90 дней отводится на учреждение службы финансовых уполномоченных, которая будет заниматься первичным приемом жалоб граждан.

Надо сразу отметить, что согласно новому закону, финансовый омбудсмен будет в досудебном порядке рассматривать споры потребителя и финансовых организаций на сумму, не превышающую 500 тыс. руб.

Как пояснил господин Мамута, если клиент банка или МФО никому не переуступал свои долги, то оценка спора уполномоченным будет бесплатной. При этом досудебное рассмотрение омбудсменом перед подачей иска в судебные инстанции станет обязательным.

Правда, полностью служба должна заработать лишь к 2021 году, когда охватит все секторы финансового рынка: и страховые компании, и МФО, и банки, и негосударственные пенсионные фонды. Обязательным присоединение для разных категорий финансовых организаций станет в разные сроки: с 31 мая 2019 года – для страховщиков ОСАГО, с 27 ноября 2019 года – для всех страховых организаций, с 1 января 2020 года – для микрофинансовых организаций, с 1 января 2021 года – для КПК, ломбардов, кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Важная статистика: за минувший год в Центробанк поступило 260 тыс. жалоб на финансовые организации. Помимо этого в суды в 2017 году поступило 390 тыс. исков по ОСАГО, 19 тыс. – по КАСКО, 21 тыс. – по другим видам имущественного страхования. Плюс 83 тыс. исков о защите прав потребителей поступило в отношении кредитно-финансовых учреждений.

«Главная задача всей этой конструкции – не доводить дело до суда», – отметил господин Мамута.

Он пояснил, что новый порядок, именуемый «претензионным», означает, что потребитель, недовольный исполнением обязательств по договору финансовой организацией, сначала должен направить претензию самой финансовой организации, а в случае недовольства ее рассмотрением, сможет обращаться к финомбудсмену.

Мировой опыт показывает, что при участии омбудсмена до 80% споров разрешается на этапе направления претензии в финансовые организации.

Решение омбудсмена будет обязательным для исполнения. Однако вместе с тем и гражданин, и финорганизация смогут обжаловать его в суде. Добровольное исполнение организацией решения суда освобождает ее от штрафов по закону о защите прав потребителей.

С декабря 2018 года к механизмам досудебного урегулирования споров можно будет присоединиться добровольно.

Список «добровольцев» будет опубликован на сайте финансового омбудсмена, что, по мнению Михаила Мамуты, повысит авторитет этих организаций.

Вместе с тем, как он отметил, уже сегодня есть те, кто готов добровольно присоединиться. Причем это не только страховые организации, но и банки, и микрофинансовые организации.

Безусловно, службе финансового омбудсмена предстоит большой фронт работы. Согласно исследованиям компании «Домашние деньги», средний долг россиянина по итогам прошлого года достиг размера средней 5-месячной зарплаты 163 тыс. руб., а уровень закредитованности вырос на 11%.

Как ранее сообщала «Финансовая газета», за последние 9 лет доля семей, которые имеют хотя бы один не погашенный банковский кредит, выросла более чем вдвое. Если в 2008 году таких было 26%, то в 2017 году – уже 57%. Среди попавших в «кредитную кабалу» почти четверть пенсионеры или люди, живущие на пособия.

Думается, именно для такой категории наших соотечественников и будет своего рода «спасительным кругом» новый институт финансового омбудсмена. Да и банкам будет проще провести реструктуризацию задолженности, чем наращивать объемы «безнадежных долгов».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться