Банки стали блокировать карты россиян, если те не обоснуют цель перевода средств

Банки стали блокировать карты россиян, если те не обоснуют цель перевода средств

Банки стали требовать от клиентов обоснования переводов небольших сумм – до тысячи рублей. При отказе, карту или счет могут заблокировать.
Банки / Павел Еськов 27 Ноя 2018, 14:10
Банки стали блокировать карты россиян, если те не обоснуют цель перевода средств

С подобными проблемами уже столкнулись клиенты Сбербанка, Бинбанка и банка Тинькофф. В частности, звонят люди, называющие себя сотрудниками служб финансового мониторинга кредитных учреждений, и требуют от них аргументировать проведение операций. По большей части речь идет о p2p-переводах, то есть перечислениях между гражданами.

Так, москвичке Анастасии позвонили из Бинбанка и сообщили, что ее кредитную карту аннулируют, если она не объяснит экономический смысл операций с «пластика» на сумму 1 тыс. руб. Специалист колл-центра перечислила девушке перечень бумаг, которые необходимо скинуть ей в WhatsApp: письменное обоснование экономического смысла перевода, документы, подтверждающие происхождение денежных средств, – выписка со вклада, письменное пояснение целей расходования денежных средств. На сбор документов Бинбанк отвел Анастасии… три дня.

С похожей проблемой столкнулся житель столицы Николай, делавший перевод в 1 тыс. руб. с карты Сбербанка на «пластик» Альфа-банка. Операция вызвала вопросы у службы финмониторинга «Сбера». После долгих разбирательств, перевод все-таки был сделан, но с тех пор мужчина не пользуется услугами госбанка…

А Тинькофф-банк и вовсе попросил своего клиента Виталия предоставить фотографии карт, с которых на его «пластик» была переведена 1 тыс. руб.: фрод-мониторинг финансовой организации хотел убедиться, что перечисления не являются мошенническими. В итоге «пластик» молодого человека был заблокирован, пока он не предоставил требуемые изображения...

Впрочем, как пояснили в пресс-службе Сбербанка, в этой финансовой организации существует система защиты клиентов от мошенничества.

«Если операция вызывает сомнения, то к клиенту могут обратиться за подтверждением. Если клиент подтверждает операцию, она проводится», – уточнили представители кредитного учреждения, отметив, что им неизвестно о массовых блокировках карт или счетов клиентов.

Не сталкивался с массовыми блокировками по переводам и Тинькофф.

«Предоставляя сервис переводов с карты на карту между физическими лицами, банк оказывает повышенное внимание безопасности платежей, и в отдельных случаях, когда возникают подозрения в попытке совершения мошеннических операций, проводит дополнительные проверки, направленные на установление легитимности перевода. При таких подозрениях на время проверки перевод может быть заблокирован в соответствии с российским законодательством вне зависимости от суммы. Как только банк убеждается в безопасности перевода, он немедленно производится», - сообщил «Финансовой газете» представитель банка Тинькофф.

А в пресс-службе Центробанка уточнили, что в рамках противодействия в пресс-службе Центробанка уточнили, что в рамках противодействия мошенничеству финансовая организация получила право приостановить операцию и связаться с клиентом, если сочтет, что трансакция содержит признаки, указывающие на вероятность ее совершения без согласия владельца средств. Таким признаком, как пояснили представители регулятора, может быть в том числе несоответствие суммы и периодичности переводов типовому платежному поведению клиента.

Правда, как указали в пресс-службе ЦБ РФ, выяснять происхождение средств или назначение платежа кредитная организация не должна.

«Все, что ей необходимо, – получить от клиента подтверждение отправления денег, или отказ от операции», – пояснили представители.

Вне сомнения, финансовые организации стремятся противодействовать незаконным трансакциям. По действующему законодательству, кредитные организации информируют Росфинмониторинг обо всех операциях на сумму свыше 600 тыс. руб. Причем «правила игры» банки разрабатывают самостоятельно, а потому действительно могут потребовать от клиента документы, которые подтверждают платежи. Но – повторимся! – на 600 тыс. Но вот требовать от граждан пояснения по переводам на сумму до 1 тыс. руб. …

Как сообщил источник, близкий к Росфинмониторингу, финансовой разведке о подобной практике не известно. Не в курсе ведомство и о том, что финансовые организации грозят заблокировать счет или карту, если клиент не обоснует экономический смысл по мелким p2p-переводам.

Впрочем, по мнению профессора и заслуженного экономиста России Владимира Гришина, требование аргументировать переводы является «подлинной глупостью».

«Привожу собственный пример: я перевожу детям деньги на питание, на обучение, на обучение в институте, в автошколе, на очки. Это может быть 2–5 тыс. руб. и прочее. Я что – должен на каждую операцию давать объяснение?» – удивляется профессор.

«Самодеятельностью» назвали требования и в пресс-службе Центробанка. Представители регулятора отметили, что если клиенты кредитных учреждений сталкиваются с подобного рода проблемами, необходимо подавать жалобы в интернет-приемную Банка России.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться