Интерес к кредитным картам у россиян снизился

Интерес к кредитным картам у россиян снизился

Выдачи российскими банками кредитных карт в декабре прошлого года в сравнении с предыдущими месяцами снизились, хотя обычно происходит обратное.
Банки / Павел Еськов 24 Янв 2019, 12:10
Интерес к кредитным картам у россиян снизился

В частности, согласно данным, которые озвучило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), за последний месяц прошлого года кредитные учреждения выдали 1,145 млн карт, в то время как в ноябре данный показатель составлял 1,21 млн шт., а в октябре – 1,155 млн шт.

Как отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин: «В соотношении “год к году” рост в декабре оказался также несколько меньшим, если сравнивать со среднегодовыми темпами увеличения выдачи кредитных карт в 2018 году».

Замедление выдачи кредиток фиксируют и в Объединенном кредитном бюро (ОКБ). По его данным, в ноябре банки выдали 1,1 млн кредитных карт против 1,25 млн в октябре. Данные за декабрь в этом БКИ пока недоступны.

Эксперты отмечают, что зафиксированная динамика не является типичной, ведь первые три квартала прошлого года выдачи карт росли наиболее быстрыми темпами по сравнению с другими сегментами розничного кредитования, а на конец года традиционно приходится пик выдачи, связанный с предновогодними тратами граждан.

Кстати, и в самих банках отмечают сокращение спроса на кредитки.

Так, в «Русском стандарте» подтвердили тенденцию снижения интереса заемщиков к кредитным «пластикам».

«В декабре 2018 года виден явный тренд роста спроса на кредиты наличными, что говорит об изменении модели потребления в прошедшем году, – указывают там. – К примеру, в декабре 2018 года мы выдали в два раза больше кредитов наличными [по количеству новых выдач – «Фингазета»] по сравнению с аналогичным периодом 2017 года».

Такая тенденция имеет объяснение, считают эксперты.

По мнению главного экономиста «ПФ Капитал» Евгения Надоршина, перераспределение спроса граждан в пользу кредитов наличными отражает изменение потребительского настроения, которое значительно ухудшилось во втором полугодии 2018 года на фоне новостей о повышении НДС, увеличении пенсионного возраста и ослабления рубля.

По данным выборочного исследования Росстата, индекс потребительской уверенности в четвертом квартале прошлого года опустился на 3 процентных пункта (п.п.) и закрепился в отрицательной зоне, составив 17%.

«Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой большинства его компонентов, – отмечается в материалах главного статистического ведомства. – Наибольшее влияние оказало ухудшение субъективного мнения населения относительно изменений, происшедших в экономике России за год».

Как поясняет господин Надоршин, депрессивное потребительское настроение выражается в том, что граждане не склонны к лишним тратам и заимствованиям, и если уж берут кредиты, то для приобретения дорогостоящих товаров долгосрочного потребления: машин, квартир, дорогой бытовой техники, опасаясь их удорожания.

«Эти покупки оплачиваются в большинстве случаев наличными. Поэтому кредитные карты – неподходящий вариант, за снятие денег с них приходится платить комиссию, существенно увеличивающую итоговую стоимость товара», – указывает эксперт.

«В торговых сетях оплатить бытовую технику или меха картой не составит проблемы, однако во многих интернет-магазинах, где цены, как правило ниже, возможность оплаты картами отсутствует, особенно в случае доставки товара. Поэтому логичнее занимать именно наличные», – уточняет гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.

А в банке «Русский стандарт» подтверждают, что в зимнем сезоне прошлого года в числе самых популярных целей заемщики по кредитам наличными указывали именно приобретение бытовой техники. Кроме того, клиенты часто брали кредит наличными на ремонт и отделку квартиры, а также на покупку шуб из натурального меха.

Нельзя не учитывать и проведенное ранее Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследование, согласно которому в этом году россияне впервые за 12 лет сократили новогодние траты.

Согласно проведенного Центром опросу, сумма средних расходов наших сограждан на зимних каникулах в 2019 году составила 13 тыс. 870 руб. против 14 тыс. 195 руб. годом ранее.

«Эти небольшие траты люди нередко совершают с помощью кредиток, и некоторые даже получают карты в преддверии праздников, чтобы не ограничивать себя на время каникул, – отмечает господин Надоршин. – Но в этом году граждане воздержались от лишних долгов».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться