Минфин предлагает предоставить ЦБ право на тайну

Минфин предлагает предоставить ЦБ право на тайну

Минфин хочет разрешить Центробанку не публиковать информацию о реорганизации финансовых организаций, если они сами, их руководство или владельцы находятся под санкциями.
Банки / Павел Еськов 07 Май 2019, 15:00
Минфин предлагает предоставить ЦБ право на тайну

Таким образом, власти рассчитывают избавить участников сделок от вторичных санкций.

Соответствующий проект постановления правительства ведомство уже подготовило и вынесло на обсуждение.

Для справки

Под реорганизацией банков в российском законодательстве подразумевается 5 случаев: это слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

  1. Слияние – упразднение одного или более банков и создание на их месте нового юридического лица.

  2. Присоединение – упразднение одного или нескольких финансовых организаций, которые входят в состав другого банка.

  3. Разделение – создание нескольких новых банков с ликвидацией старого юрлица.

  4. Выделение – создание одного или нескольких новых банков при сохранении прежней кредитной организации.

  5. Преобразование – переход формы собственности из ООО в АО и наоборот.

На данный момент, в соответствии с законом о банках и банковской деятельности, уведомление о запуске реорганизации направляется в Центробанк в течение трех рабочих дней с момента решения, а затем в течение суток регулятор публикует это уведомление у себя на сайте.

Отметим, что с начала текущего года на сайте ЦБ РФ было вывешено три подобных уведомления – о присоединении Социнвестбанка к банку «Дом.РФ», о присоединении Балтийского банка к Альфа-банку и о присоединении банка «ДельтаКредит» к Росбанку.

Вместе с тем, начиная с декабря прошлого года, правительство получило право определять случаи, когда публикация уведомления на сайте Банка России не осуществляется.

Именно на основе этого положения авторы проекта постановления рекомендуют регулятору не сообщать о реорганизации финансовых организаций, если под зарубежными санкциями находятся сам банк, члены совета директоров и наблюдательного совета, директор и его заместители, главный бухгалтер и его заместители, акционеры банка или лица со значительным влиянием в банке – компании и люди, которым принадлежит 20% и более прав голоса.

В обосновании проекта постановления указано, что зарубежные санкции могут привести к убыткам для российских физических и юридических лиц и цель предложенной меры – снизить этот негативный эффект.

По мнению директора французского подразделения британской консалтинговой фирмы Aperio Intelligence Джорджа Волошина, эта инициатива Минфина является очередной попыткой защитить российских физических и юридических лиц от попадания под вторичные американские санкции.

«Ключевым понятием здесь является реорганизация кредитной организации, то есть ее объединение с другой кредитной организацией либо дробление или смена юридической формы и перерегистрация в качестве нового юрлица. Во всех этих случаях контрагенты и, соответственно, бенефициары проводимой реорганизации – то есть новые акционеры или соакционеры – могут рассматриваться как лица, проводящие существенные транзакции [significant transactions – «Фингазета»] с находящимися в санкционных списках людьми или структурами», – указывает эксперт.

Впрочем, даже если предлагаемая Минфином норма об отсутствии публикаций на сайте Центробанка и вступит в силу, у финансовой организации по закону все равно сохраняется обязанность сообщить о факте реорганизации на собственном сайте, и, естественно, уведомить кредиторов. Правда, на это ей отводится месяц, в то время как на уведомление регулятору – всего три дня. Норма об уведомлении кредиторов касается лишь ситуации со слиянием, присоединением и преобразованием, но не с разделением и выделением.

Как указывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров, публиковать данные о реорганизации необходимо, дабы уведомить кредиторов. Правда, по закону это можно делать не только сообщением на сайте, но и иными способами.

«Во-первых, это может быть уведомление кредиторов по почте с одновременной публикацией в «Вестнике государственной регистрации». А во-вторых, это две публикации – в «Вестнике» и в региональном издании по месту работы филиала банка», – указывает эксперт, отмечая, что, соответственно, нет смысла избавлять от обязательной публикации данных только Центробанк.

А это означает, что в дальнейшем можно ждать аналогичных рекомендаций уже в отношении самих финансовых организаций.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться