У банков появилась новая возможность блокировать средства вкладчиков

У банков появилась новая возможность блокировать средства вкладчиков

Банки «нашли» новый инструмент для блокировки средств вкладчиков. Финансовые организации стали интересоваться, на что тратят средства снятые со счета клиенты.
Банки / Павел Еськов 13 Июн 2019, 13:20
У банков появилась новая возможность блокировать средства вкладчиков

В частности, как стало известно журналистам газеты «Известия», с эти столкнулись клиенты Сбербанка и Московского кредитного банка (МКБ), от которых финансовые организации стали требовать информацию о происхождении денег для открытия вклада.

В частности, как указывает издание, один из клиентов МСП банка копил деньги, надумав позже перевести их на вклад в МКБ. Однако, вскоре после открытия депозита, банк потребовал объяснить происхождение средств, в том числе выписками из кредитной организации, в которой они хранились ранее. Кроме того, МКБ запросил письменное пояснение по дальнейшему использованию денег.

Схожая история произошла и с другим человеком, который копил деньги на крупную покупку на вкладе в одном банке, однако решил вывести их через счет в другом — Сбербанке. В этом случае, спустя неделю после снятия средств в кассе, госбанк заблокировал счет, потребовав от клиента предоставить документы о происхождении средств и разъяснить, на что они были потрачены. 

Клиент предоставил документы, но банк пообещал принять решение только в течение трех недель.

Как правило, по «антиотмывочному» закону банки блокируют счета за подозрительные операции. Например, за частые денежные переводы между гражданами и организациями на крупные суммы. Интерес к вкладам банки почти никогда не проявляли. И уж тем более не пытались заблокировать счет спустя неделю после снятия с него денег.

Как пояснили журналистам в Сбербанке, при выявлении необычных операций банк обращается к клиенту за пояснениями об источнике происхождения средств в соответствии с законодательством. Требования для финансовых организаций по контролю за доходами, сделками и денежными операциями клиентов прописаны в «антиотмывочном» законе № 115.

В Сбербанке пояснили, что не раскрывают пороговые суммы и критерии операций, которые кажутся службе безопасности подозрительными. Однако по закону они должны проверять все операции от 600 тыс. рублей. При этом, пакет документов, который требуется для разблокировки счета, может быть индивидуальным для каждого случая.

В МКБ не прокомментировали изданию причины интереса к происхождению денег на вкладах клиентов. В Росфинмониторинге запрос журналистов перенаправили в Центробанк, а в регуляторе не ответили на вопрос, с чем может быть связан повышенный контроль к вкладам и счетам населения со стороны кредитных организаций.

Впрочем, что и говорить - банк действительно имеет право проверять своих клиентов, если у него появились сомнения в легальности операций. По словам заместителя главы Росфинмониторинга, статс-секретаря Павла Ливадного, это относится как к физическим, так и к юридическим лицам.

«Финансовая организация может заинтересоваться операцией не только в рамках “антиотмывочного” закона, но и в целях безопасности самого клиента, подозревая вмешательство мошенников», - пояснил он.

В соответствии с требованиями Росфинмониторинга, банк обязан проверять операции на сумму более 600 тыс. рублей, но по собственным соображениям может заинтересоваться и более мелкими траншами. Если предположения банка обоснованы, он может заблокировать подозрительные операции, или отказаться от обслуживания клиента.

При этом, в случае несогласия с отказом кредитной организации провести операцию гражданин может обратиться в специальную комиссию, которая состоит из представителей Цен робанка и Росфинмониторинга, или напрямую в суд.

Банки из топ-30 подтвердили, что постоянно проводят мониторинг операций клиентов на предмет соответствия законодательству об отмывании средств и легализации преступных доходов.

«Анализ происходит независимо от суммы денег», - отметили в Альфа-банке.

В ВТБ рассказали, что в процессе мониторинга учитывается ряд факторов, среди них — общий портфель клиента, предыдущие операции, история взаимодействия с банком, профиль контрагента.

Вместе с тем, в финансовых организациях отметили, что стараются не навредить добросовестным гражданам, поэтому блокировки проводятся лишь после тщательного многофакторного анализа. «Главное для клиента — это своевременно отреагировать на запрос о предоставлении дополнительных сведений и документов», - заверили в пресс-службе банка «Ак Барс».

На данный момент специальная служба Цент робанка по защите прав клиентов работает оперативно, регулятор озаботился проблемой, в этом направлении достаточно активно работают, - заявил председатель комитета ТПП по финансовым рынкам Владимир Гамза. По его словам, в последние несколько лет случаи блокировок счетов стали массовыми. Причина тому — непродуманность требований Росфинмониторинга и регулятора, которые позволяют блокировать все подозрительные операции без достаточных оснований, считает эксперт.

 

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться