Банкам запретят навязывать клиентам допуслуги при оформлении кредита

Банкам запретят навязывать клиентам допуслуги при оформлении кредита

Минфин предлагает на законодательном уровне запретить кредитным организациям обязывать заемщиков платить страховку и обуславливать получение людьми займа приобретением дополнительных услуг.
Банки / 11 Окт 2019, 16:10
Банкам запретят навязывать клиентам допуслуги при оформлении кредита

Как указывается в поправках ведомства к Закону «О потребительском кредите (займе)» (353-ФЗ), исключением могут стать лишь случаи, когда это вытекает из требований по страхованию предмета залога.

Эту позицию поддерживает и Центробанк, считая, что такое регулирование позволит устранить имеющиеся сложности в правоприменительной практике.

Из истории вопроса

По данным Ассоциации банков России (АБР), российские финансовые организации в прошлом году заработали на продаже страховых услуг 150 млрд руб., что почти в три раза больше, чем в 2017-м.

Вместе с тем в декабре прошлого года начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева сообщила, что около 77% жалоб на действия банков, поступивших в службу за 11 месяцев 2018-го, касались навязывания договоров страхования при оформлении кредитного договора.

«Законопроект направлен на повышение защиты прав и интересов заемщиков, а также на создание условий для добросовестной конкуренции кредиторов. В рамках осуществления Центробанком поведенческого надзора регулятор будет следить за риском обхода кредиторами данных законодательных мер», – пояснили в Минфине.

По мнению партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Станислава Данилова, инициатива финансового ведомства вполне естественна, ведь предоставление займа при условии заключения страховки напрямую подпадает под запрет обуславливать продажу товара или предоставление услуги другим товаром или услугой.

«Это вытекает из Закона “О защите прав потребителей” и Гражданского кодекса. Отличие предлагаемых изменений в том, что теперь кредитной организации грозит завуалированный штраф в виде двойной стоимости допуслуги, на которой она настояла в отношениях с потребителем. Если сейчас заемщики могут только попытаться избежать навязанного им обязательства, то в будущем смогут требовать не просто его прекращения, но и взыскания компенсации с кредитной организации», – уточнил эксперт.

В целом поддерживают предложенные нововведения и представители банковского сектора, хотя, по их мнению, необходима дополнительная проработка поправок в закон.

«Стоит уделить особое внимание регулированию взаимоотношений сторон и тем критериям, при которых услуги будут считаться навязанными», – указывают в ВТБ.

А по мнению пресс-службы Альфа-банка, инициатива Минфина скорее является закреплением практики, уже сложившейся на рынке.

«Пик споров между финансовыми учреждениями и заемщиками был три года назад. С тех пор регулятор провел значительную работу, сейчас клиенты подключают страховку исключительно на добровольной основе», – отметили представители «Альфы».

С этим согласны и эксперты Общероссийского народного фронта.

«Мы неоднократно проводили мониторинг условий заключения потребкредитов, и сотрудники банков поясняли, что страхование при их выдаче не является обязательным условием», – говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться