ОНФ хочет освободить клиентов банков от страховки потребительских кредитов

Представители Общероссийского народного фронта (ОНФ) предложили распространить инициативу Банка России по страхованию рисков ипотеки, когда в качестве страхователя выступает сама финансовая организация, и на потребительское кредитование.
Банки / 22 июня 2020, 12:28

Как говорится в письме ОНФ, направленном на имя главы регулятора Эльвиры Набиуллиной, предлагаемая мера поможет снизить стоимость заемных средств и сделать более прозрачными условия займа.

Ранее, в конце апреля, Центробанк опубликовал для обсуждения концепцию ипотечного страхования. Основное ее новшество заключается в том, что в качестве страхователя при выдаче залогового кредита на покупку жилья должен выступать сам банк. Как отмечал регулятор, банк, будучи сильной стороной в переговорах, будет самостоятельно выбирать наиболее выгодные предложения страховых компаний.

Заинтересованные участники рынка уже направили в Центробанк свои комментарии и замечания. «Сейчас регулятор анализирует информацию, полученную в ходе обсуждения своей концепции с рынком», ‒ сообщили в пресс-службе Центробанка. Представители также отметили, что изучат предложения ОНФ, поскольку они представляют сторону потребителя и их инициативы важны.

Кредитор страхует все

Действительно, «фронтовики», в отличие от страховщиков и банкиров, поддержали подход, предложенный Центробанком.

«В ОНФ неоднократно заявляли, что существующая в связке с ипотечным кредитованием система больше похожа на схему, чем на страхование. У крупнейших ипотечных кредиторов есть собственные дочерние страховые компании. Отсюда возникает практика навязывания страховых продуктов, непрозрачные условия договоров и другие недобросовестные практики. По сути, в ипотечный договор «зашивается» скрытая ставка и дополнительные расходы потребителя», ‒ отмечается в письме ОНФ на имя главы Центробанка.

Логика новой концепции, предложенная Банком России, способна решить часть этих проблем, считают «фронтовики». «Если кредитор заинтересован в страховании залога, жизни и здоровья своего клиента, а выплаты в любом случае получает банк, то вполне логично, чтобы он сам страховал эти риски и сам выяснял отношения со страховщиком. Для потребителя главное ‒ прозрачные и понятные условия договора», ‒ поясняется в письме.

«На наш взгляд, реализацию этой концепции необходимо распространить и на дорогие многолетние потребительские кредиты. В перспективе это сократит количество претензий со стороны заемщиков и в целом позволит повысить уровень ответственности их поведения», ‒ указала в беседе с «Известиями» руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Напомним, что на данный момент страховка при потребительском кредитовании не является обязательной. Более того, регулятор в рамках поведенческого надзора принимает меры к банкам, которые навязывают эту услугу. Но тем не менее, как ранее сообщали во Всероссийском союзе страховщиков, сейчас порядка 50–60% потребительских займов сопровождаются приобретением страховки.

Как отмечает госпожа Лазарева, заемщику на практике сложно отказаться от «необязательной» страховки: после этого в момент повышается процентная ставка или вовсе клиенту отказывают.

«По сути, мы просто предлагаем сделать отношения более честными и прозрачными по отношению к заемщику. Мы хотим усилить слабую сторону договора», ‒ поясняет она.




Также в рубрике

  • Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Эльман Мехтиев – о долгах россиян и способах их возврата.
    Интервью28 сентября 2020, 19:00
  • После проведения Сбербанком ребрендинга, в Арбитражный суд Москвы поступил иск от сети магазинов часов и ювелирных изделий AllTime, где финансовую организацию обвинили в плагиате. По мнению истца, новая эмблема «Сбера» является точной копией их товарного знака.
    Банки28 сентября 2020, 15:40
  • После карантина бизнес начали душить штрафами даже те, кто никогда этим не занимался.
    Российская экономика28 сентября 2020, 15:00
  • Вокруг эквайринговых комиссий не первый год идет нешуточная борьба: ритейл требует их снизить, а банки – оставить на волю рыночных отношений. С 1 октября будут сняты ограничения, которые наложил на эти комиссии Банк России в рамках мер по борьбе с пандемией коронавируса. Это стало первой победой банковского сообщества после ряда болезненных поражений, однако ритейл намерен продолжить борьбу.
    Российская экономика28 сентября 2020, 14:22
  • В Тюменском нефтегазовом форуме с 22 по 24 сентября приняли участие офлайн 3857 человек, что на треть превышает число участников прошлогоднего Форума. А если добавить количество онлайн-зрителей, то эта цифра вырастет в разы.
    Мероприятия28 сентября 2020, 13:40