Концепция "абсолютной бедности"

Концепция "абсолютной бедности"

Бюджет 30 Май 2012, 08:20
Концепция "абсолютной бедности"

Министерство финансов предлагает внедрение новой методики расчет прожиточного минимума и новые подходы к определению его величины.

Одним из главных нововведений является использование подхода «социального уровня бедности». Этот уровень будет ниже действующего прожиточного минимума, так как в его расчетах используется эффект экономии от общесемейного потребления. По этой методике в семьях с большим количеством членов учитывается эффект совместного потребления благ, так как члены семьи совместно используют предметы длительного пользования — холодильник, телевизор, предметы мебели и т. д.
Минфин предлагает осуществлять адресную поддержку семей исходя из этого «социального уровня бедности».

По данным Интерфакса, предложения министерства сформулированы по поручению вице-премьера Владислава Суркова и изложены в письме замглавы ведомства Татьяны Нестеренко в правительство от 18 мая.

«Действующие в настоящее время механизмы реализации социальной политики в РФ определяют прожиточный минимум как один из значимых экономических показателей, влияющих на объем расходных обязательств бюджетов всех уровней, имея в виду применение прожиточного минимума для определения нуждаемости населения в государственной социальной помощи. По мнению же Минфина, одной из основных задач оказания социальной помощи должна быть ликвидация бедности», — сообщается в письме.

Минфин отмечает, что в разных странах термином «бедность» обозначают разные явления. Для определения границ бедности применяются несколько методов, в основном — статистический (соотношение доходов со среднедушевыми доходами или доходами малоимущих категорий населения) и нормативный (соотношение доходов с величиной прожиточного минимума на основе потребительской корзины).

В США, например, есть две линии бедности: статистическая, которая используется для сопоставления на страновом уровне, и социальная. Социальная линия, которая ниже статистической, применяется для идентификации получателей социальной помощи.

В странах Евросоюза, кроме относительной, используемой для статистического мониторинга, также широко применяются социальные линии бедности.

В РФ прожиточный минимум рассчитывается на основании потребительской корзины нормативным методом. В правительство Минздравсоцразвитием был внесен законопроект об актуализации состава потребительской корзины.

Минфин, однако, считает главной задачей не уточнение нормативов действующей корзины, а новые подходы к определению величины прожиточного минимума и методики его расчета, сообщается в письме. Это должно позволить устанавливать разные линии бедности, которые лучше смогут идентифицировать формы ее проявления. Минфин предлагает осуществлять социальную политику на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума.

В целях регулирования адресных социальных программ для бедных будет установлен минимальный уровень потребления, необходимый для «физиологического выживания человека». Для оценки уровня жизни, регулирования рынка труда установят так называемый потребительский бюджет, обеспечивающий «расширенное воспроизводство населения».

Минфин считает, что социальный уровень бедности следует устанавливать исходя из концепции «абсолютной бедности». Эта концепция выражается в неспособности граждан удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилище.

Некоторые эксперты, на которых дает ссылку Минфин, считают, что социальный уровень бедности может быть «значительно ниже» нынешнего российского прожиточного минимума,  в том числе благодаря эффекту экономии за счет общесемейного потребления.

Минфин предлагает «инвентаризировать» социальные гарантии, которые были установлены в соотношении с прожиточным минимумом, и на основе различных вариантов его значений разработать комплексную систему размеров гарантий на долгосрочный период. Минфин считает, что использование такой системы с применением дифференцированных уровней бедности позволит эффективнее осуществлять бюджетную политику и сосредоточить средства государства на наиболее важных направлениях соцобеспечения.

По действующему законодательству прожиточный минимум по России используется при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования МРОТ, определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, формирования федерального бюджета.

По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ в 2011 году выросла до 18,1 млн человек с 17,9 млн человек в 2010 году. В 2011 году в России уровень бедности увеличился до 12,8% с 12,6% в 2010 году.

 В 2008 году численность бедных выросла, увеличившись до 18,8 млн человек (уровень бедности — 13,4%) с 18,7 млн человек в 2007 году (13,3%), а в 2009 году снизилась до 18,2 млн человек (13%).

В 2011 году прожиточный минимум в среднем на  человека в I квартале составил 6473 рублей, во II квартале — 6505 рублей, в III квартале — 6287 рублей, в IV квартале — 6209 рублей.

В 1992 году был зафиксирован максимальный показатель уровня бедности в 33,5% (численность бедных достигала 49,3 млн человек), ниже 20% он впервые опустился в 2004 году — до 17,6% (25,2 млн человек), в 2007 году снизился уже до 13,3%.

Однако за последние 4 года темпы сокращения бедности резко замедлились — снижение уровня бедности за этот период составило лишь 0,5 процентного пункта, численность бедных уменьшилась на 600 тыс. человек.

Согласно официальному прогнозу правительства, в ближайшее время существенного сокращения бедности в стране не предвидится. В 2012 году Минэкономразвития ожидает снижение уровня бедности до 12,7%, в 2013 году предсказывается рост до 12,8%, снижение до 12,5% снова следует ожидать в 2014 году.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться