На чем будем экономить?

Бюджет 16 Июл 2012, 08:00
На чем будем экономить?

Первая интрига бюджета эконом-класса: инновационный топор

А ведь ожидания были прямо противоположные. Правительство обсуждало перенос части военно-промышленных расходов на будущее, а уж в неприкосновенности социальных статей бюджета клялись все. Но на заседании правительства 6 июля премьер Дмитрий Медведев заявил: «У нас существенно растут расходы на обеспечение национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Очень значительные, почти 1/3. Бюджетные ассигнования будут направляться на развитие вооруженных сил, модернизацию оборонно-промышленного комплекса, повышение денежного довольства и пенсий военным, а также дальнейшее совершенствование военной службы в РФ». Как же так?

Ведь буквально накануне сам Медведев не исключал, что эти расходы могут быть сокращены за счет переноса на более позднее время расходов на амбициозную программу вооружения армии. «Надо просто понять, какая часть этих расходов может быть осуществлена сейчас, а к чему, например, наша промышленность не готова, — пояснял премьер. — И в этом смысле я не исключаю, что, допустим, часть расходов по формированию и осуществлению государственного оборонного заказа может быть сдвинута».

Похоже, главу правительства сумели убедить в том, что «промышленность готова». Кто это мог сделать, вопрос риторический.

Хотя окончательно интрига не разрешена — как заявила после заседания правительства министр здравоохранения Вероника Скворцова, отдельные вопросы еще будут обсуждаться на совещаниях у Медведева. «В целом [бюджет] одобрили, но продолжится работа в трех направлениях: по социальной политике, транспорту, сельскому хозяйству и региональному развитию, будет блок по ВПК», — заявила она. Однако понятно, что при запланированных ранее оборонных расходах в 1,8 трлн руб. на этот год, 2,3 трлн — в 2013 г. и в 2014 г. — 2,7 трлн, после утверждения основных параметров двигать можно только сущую малость.

Похоже, ради модернизации «топора войны» правительство решило поддержать и реформы. Несмотря на то, что президент Владимир Путин в своем Бюджетном послании весьма красноречиво ни разу не упомянул модернизацию, решено продолжать финансирование реформ. Выступая на заседании правительства, Медведев отметил, что российская экономика по-прежнему остается зависимой от конъюнктуры цен на энергоресурсы на мировом рынке. «Поэтому приоритетом бюджетной политики на три года остается финансовая поддержка масштабных экономических преобразований, которые направлены на формирование новой модели роста», — заявил премьер. Конечная цель такой модели должна состоять в том, чтобы обеспечить России достойное место в международном разделении труда не только в качестве поставщика энергоносителей и сырья, но и, конечно, в качестве обладателя прав на продукты интеллектуальной деятельности, пояснил он.

«Мы считаем, что дополнительные деньги, дополнительные ресурсы должны даваться исключительно под реформы, которые необходимо именно сегодня готовить и реализовывать начиная со следующего года», — поддержал премьера министр финансов Антон Силуанов. Средства на них, по его мнению, можно добыть за счет тех параметров бюджета, которые утверждены условно. «В рамках иных расходных обязательств, где предусмотрены субсидии экономике, инвестиции, госзакупки, ряд других текущих расходов, в этой части мы можем оперировать», — пояснил министр. И подчеркнул, что «все дополнительные расходы необходимо изыскивать за счет проведения структурных преобразований, изменений в рамках действующего наращенного значительного объема бюджетных обязательств». В результате, к приоритетным были отнесены программы, которые «способствуют модернизации экономики и ее структурной перестройке, переходу к производству высокотехнологичной продукции, а также программы развития транспортной инфраструктуры, образования и науки».

Сами же параметры бюджета 2013–2015 таковы. Сверстан он будет исходя из цен на нефть, определенных «бюджетным правилом»: от $92 до $94 за баррель соответственно (на текущий год — $115 за баррель). Согласно принятому в тот же день Госдумой в первом чтении законопроекту, если фактически цена на нефть превысит предполагаемую, дополнительные доходы бюджета будут направлены либо в Резервный фонд, нормативную величину которого определили в 7% ВВП, либо на замещение источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Доходы федерального бюджета в 2013 г. планируются в размере 12,3 трлн руб., расходы — 13,4 трлн руб. Таким образом, отметил Медведев, дефицит бюджета в следующем году будет на уровне 1,5% ВВП. Правда, если вычесть нефтегазовые доходы, то дефицит превысит 10%. Зато, обещает премьер, к 2015 году бюджет снова станет бездефицитным. Правда, если опять вычесть нефтегазовые доходы, то дефицит лишь снизится до 8,5%.

Вторая интрига: за социалку заплатят регионы

На чем решили экономить? На социальных расходах. Но в своих предвыборных статьях президент наобещал столько, что их нужно было увеличить на 2,5 трлн руб., как подсчитали эксперты: 1,08 трлн на финансирование указов Путина о развитии экономики и социальной сферы, которые он подписал сразу по вступлении в должность, еще 264 млрд руб. — индексация обязательств государства на инфляцию и пересчет из-за изменившегося курса рубля, остальное — на покрытие дефицита внебюджетных фондов. Да и Медведев буквально накануне заседания правительства из Петропавловска-Камчатского заявил, что бюджет корректировать будут, но «социалку» не тронут: «Это приоритет правительства, естественно, здесь ничего не изменится».

Как же удалось обойти столь ясно выраженные обещания? Просто. Расходы государства на социальную сферу в 2014 году впервые в истории превысят 4 триллиона рублей — эти слова Медведева широко цитировали государственные телеканалы. «Государство должно делать все необходимое, чтобы здравоохранение было доступным и качественным, а также основывалось на принципах бесплатности. Нужно окончательно перейти на страховые принципы оказания и оплаты медицинских услуг и развивать конкуренцию в сфере таких услуг. Ну и, конечно, нам нужно продолжить модернизацию системы образования, ориентируясь на доступность и качество предоставляемых образовательных услуг. Хотел бы отдельно подчеркнуть, что школьное образование было и останется бесплатным», — заявил премьер на заседании правительства. А глава Минфина Антон Силуанов пояснил журналистам по окончании заседания, что расходы бюджета по таким статьям, как образование, здравоохранение, физическая культура, спорт в 2013–2015 годах будут сокращаться. Противоречие? Отнюдь.

Все просто: сокращение будет происходить за счет завершения софинансирования региональных программ и передачи финансирования по этим статьям с федерального уровня на региональный, пояснил министр финансов. «По ряду разделов, таких как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, предусматривается сокращение бюджетных расходов… Предположим, по образованию это связано с завершением софинансирования региональных программ по повышению заработной платы учителям… Наибольший объем расходов по социально важным направлениям политики государства передан на уровень субъектов федерации, именно там происходит концентрация ресурсов на эти цели, именно там происходит увеличение расходов», — сказал он.

Передача расходов на «социалку» регионам происходит не в первый раз, социалка от этого не расцветает.

Почему? Вот ответ. Незадолго до утверждения бюджетных планов эксперты агентства «РИА-Рейтинг» подсчитали, что в 2011 г. почти половину отечественного ВВП произвели Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра, Тюменская область), Московская область и Ямало-Ненецкий автономный округ, то есть достаточными средствами обладают только те регионы, которые сидят либо на «трубе», либо на финансовых потоках от торговли ее содержимым. И такое положение дел сохранится в ближайшие годы, уверены эксперты.

А теперь попробуйте представить себе, как будет доплачивать педагогам хотя бы Новосибирск — отнюдь не худший по интеллектуальному и инновационному потенциалу город, но занимающий лишь 25-е место рейтинга. То же самое и с остальными «социальными» статьями.

А ведь есть еще новая пенсионная реформа — по словам вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец, она сейчас активно обсуждается в правительстве. При этом повышение пенсионного возраста не рассматривается, а дискуссии идут по новой формуле расчета пенсий, основанной на стаже, сообщила вице-премьер. «Пенсии должны быть более дифференцированными в зависимости от трудового вклада человека и от его вклада в пенсионную систему, — пояснила она. — Сегодня пенсии фактически очень мало отличаются, результат практически одинаковый. И это, безусловно, тема для обсуждения».

Тут стоит напомнить даже не столько о том, что возвращение к назначению пенсии по стажу — это возвращение к советскому варианту пенсий, а о том, что в годы реформ огромное количество людей были либо безработными, либо работали без оформления по трудовой книжке. Разумеется, эти годы не будут учитываться — как не будет учитываться стаж «челноков» и прочих мелких предпринимателей. И это даст огромную экономию бюджету Пенсионного фонда в ближайшие годы — потому что набрать планируемые для максимальной пенсии 40–45 лет стажа смогут только те, кто все эти годы тихо сидел в бюджетных учреждениях на нищенской зарплате. А еще — вечные чиновники, чьи зарплаты в верхнем эшелоне отнюдь не нищенские. Да, в результате большая часть граждан окончательно разуверится в возможности получить достойную пенсию — как показал опрос компании «Ромир», только 6% россиян рассчитывают на помощь государства и 4% — на помощь близких в тяжелой материальной ситуации после выхода на пенсию. Стремление работать и самостоятельно обеспечивать себе необходимый уровень жизни в критической ситуации после выхода на пенсию декларируют большинство опрошенных — 75%. При этом лишь 1% россиян полагают, что их проблемы «голодной старости» никак не могут коснуться, потому что у них «есть и всегда будут сбережения». На что же рассчитывают остальные 74%? Пока — на «авось». Но есть подозрение, что это «авось» скоро сменится более радикальными настроениями.

Когда гром грянет?

Пока эксперты отмечают, скорее, снижение протестных настроений. По данным опроса «Левада-Центра», только 28% респондентов верят, что акции протеста оппозиции принесли положительный результат и изменили обстановку в стране к лучшем, а 59% придерживаются противоположного мнения. 64% респондентов считают, что для будущего страны такие мероприятия не имеют значения, то есть даже те, кто отмечают положительные изменения, не всегда верят в то, что у протестов есть будущее. При этом, по данным опроса, всерьез интересуются политикой только около 8% респондентов. Совершенно не интересуются политикой 26%, а 46% признались, что политика нагоняет на них тоску.

Пока не оправдываются и опасения социальных протестов в связи с перенесенным на 1 июля повышением тарифов естественных монополий и соответственно ЖКХ. В среднем коммунальные платежи вырастут на 12%. Это вдвое выше запланированной на этот год инфляции. Плюс во многих регионах с этого же времени выросли тарифы на проезд в общественном транспорте — на 20–30%, а кое-где и на 50%. Плюс с 1 июля второй раз с начала года выросли акцизы на табак и алкоголь. Подорожание пачки сигарет в среднем на 5 рублей табачные компании ожидают к концу года, когда распродадутся запасы. А водка уже подорожала — самая дешевая стоит 125 рублей вместо 95. И — тишина.

Однако эксперты отмечают сезонный характер такого благодушия. Так, замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что реакция на повышение тарифов ЖКХ будет осенью — ведь первые «платежки» с новыми цифрами придут только в конце августа. А сейчас многие в отпусках, на дачах — тут не до протестов и подсчетов своих потерь.

В сущности, можно совершенно точно высчитать самый опасный с точки зрения социальных протестов период. В конце августа придут первые «платежки» с новыми тарифами. В первый раз граждане, вернувшиеся из отпуска несколько поиздержавшимися, оплатят их из «подкожных». В октябре они выяснят, что резервов хватит ненадолго, а на повышение зарплаты рассчитывать нечего: по данным опроса исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, 49% российских работодателей не собираются повышать зарплаты работников в ближайшем будущем, и только 20% намерены это сделать. Неудивительно: как отмечает в своем еженедельном бюллетене «Центр развития» Высшей школы экономики, ситуация в промышленности напоминает, скорее, стагнацию, нежели оживление. С чего бы расти зарплатам?

В октябре же закончится период сезонной дефляции, обусловленной поступлением на прилавок свежей плодоовощной продукции, и расходы на питание тоже пойдут вверх. А значит, в небогатых семьях встанет неприятная дилемма: заплатить за квартиру или купить апельсины ребенку.

Таким образом, к ноябрьским праздникам социальная обстановка может накалиться — если даже не произойдет ничего неприятного ни с ценами на нефть, ни с рублем. А тут как раз 4 ноября — марши националистов, 7 ноября — митинги коммунистов… Эксперты давно предупреждают, что социальные протесты могут слиться с политическими. Надо признаться, начало ноября — самое возможное для этого время. Так что правительству стоит к этому времени как-то подсластить пилюлю, уготовленную вчерашнему электорату. Ведь перевооружить и увеличить полицейские силы к этому времени все равно не успеют.

karta.jpg

Источник: Росстат

Татьяна Рыбакова

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться