И контролеры в пыльных шлемах…

И контролеры в пыльных шлемах…

Бюджет 01 Сен 2012, 00:27
И контролеры в пыльных шлемах…

Новый закон о финансовом контроле — это закон о госконтроле за госденьгами. Но почему закон появился сейчас, ведь бурный рост госрасходов происходит уже давно? И подозрения, что эти расходы вжились в роль Ивана Сусанина и ведут нашу экономику не туда, куда должны были, получают все больше подтверждений. Вероятно, закон понадобился, потому что правительство вынуждено все чаще задумываться о том, насколько эффективны беспрерывно растущие расходы. Понятно, не от хорошей жизни.

Во-первых, все признают, что золотой век роста нефтяных доходов уже позади. Но признавать не значит осозновать. О переводе бюджета на систему целевых программ, оценке деятельности бюджетных учреждений не по смете расходов «от достигнутого», а в зависимости от выполнения заранее просчитываемых целей, нам говорят давно. Команды именно так перестроиться слышны, в отличие от дружной поступи в этом направлении.

Во-вторых, экономика застряла в зоне турбулентности. Можно вслед за первым зампредом ЦБ Алексеем Улюкаевым утверждать, что такова «новая нормальность», но дело в том, чтобы суметь в «новой нормальности» нормально развиваться. Нужны резервы. Чтобы в случае превращения «новой нормальности» в старый кризис, поддержать банки, незащищенные слои населения, расширить госзаказ. На это нужны деньги. Их источники (см. п.1) становятся все скупее, значит, необходимо навести порядок в закромах Родины.

Все тот же вопрос: сколько нужно контролеров? Почему у семи нянек дитя без глазу? Потому что каждая нянька начинает заботиться не об объекте контроля, а о том, чтобы доказать свою персональную эффективность и принизить эффективность соседки. Контролеры, как их ни разводи по разным углам, все равно норовят сойтись в центре ринга.

В конце концов, спецслужбы те же контролеры. А уж об их кровопролитной внутривидовой борьбе за выживаемость у нас давно ставят бесчисленные сериалы. И их глубинная основа не выдумана.

Почему, кстати, в свое время ликвидировали налоговую полицию? Она проиграла в той самой внутривидовой борьбе. Есть и вторая очевидная сторона. Когда много контролеров, то контролируемый этим может воспользоваться. Известно, например, что Филипп Киркоров, к которому в 1990-е возникли вопросы у налоговиков, довольно изящно столкнул их лбами с налоговыми полицейскими. И не он один.

Новый закон должен очертить четкие границы для разных контролеров. Но что-то мне подсказывает, что эти границы недолго продержатся. Это не значит, что в вороньей слободке контролеров не надо наводить порядок. Надо. Но не это кардинальный выход из положения.

Как с коррупцией невозможно эффективно бороться, одновременно плодя госкорпорации и превращая госкомпании в основу экономики, так и эффективность использования госсредств не обеспечить перестроением войска контролеров.

Нужно выйти из заколдованного круга: больше госрасходов — больше контролеров — больше контроля за контролерами. Как? Ответ давно известен.

Суть в том, что контроль не должен быть очередной властной вертикалью. Следует реанимировать институт парламентских расследований, ведь с точки зрения экономики именно контроль за госрасходами — важнейшая функция парламента как представителя общества. Общественных контролеров надо не гнобить, а поддерживать, тогда появляется шанс на прозрачность системы госрасходов.

Без развития демократического контроля задача решения не имеет.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться