Тень региональных дефолтов

Тень региональных дефолтов

Бюджет 04 Мар 2013, 10:00
Тень региональных дефолтов

Регионы вынуждены набирать долги, в том числе и перед центром. По данным Минфина РФ, российские регионы в 2013 году должны будут погасить перед федеральным бюджетом около трети общего объема своего долга, или 420,6 миллиарда рублей.

Где та тумбочка, из которой взять деньги?

Пора платить

«Гипотетически могут быть очень большие проблемы, пока мы еще не взрастили их, но они уже есть», — предупреждает заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Егора Гайдара Владимир Назаров.

Ситуация с региональными долгами ухудшилась после кризиса 2008 года, когда на покрытие дефицитов из федерального центра в 2010 году щедрой антикризисной рукой были выделены бюджетные кредиты сроком на три года.

Подразумевалось, что к 2013 году в регионах ситуация поправится настолько, что регионы долги смогут вернуть. Однако надеждам сбыться не удалось, как и не удалось отказаться от системы выдачи кредитов.

Алексей Кудрин, занимавший на тот момент пост министра финансов РФ, в начале июля 2011 года сообщал, что бюджетные кредиты с 2012 года будут предоставляться регионам только в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций.

Кудрин далеко, а кредиты остались, и сейчас регионы во всю просят о пролонгации и реструктуризации.

Триллионные долги

Задолженность регионов по бюджетным кредитам свидетельствует о несбалансированности их бюджетов, недостаточности доходной базы и источников финансирования дефицита бюджетов, отмечается в сообщении Счетной палаты от 2010 года.

За прошедшее время мало что изменилось в лучшую сторону. По данным контрольного ведомства, на 1 января 2012 года общий долг регионов достиг 1,17 триллиона рублей: за последние два года уровень долга вырос у 62 регионов, а снизился лишь у 20.

По данным Минфина РФ, общий объем госдолга российских регионов на 1 января 2013 года составил 1,36 триллиона рублей, что соответствует 26,1% доходов региональных бюджетов.

«Важно отметить, что этапы погашения госдолга распределены по годам, а общий объем погашения долговых обязательств в 2013 году составит всего 420,6 миллиарда рублей, или 31% общего объема государственного долга»,- сообщил агентству «Прайм» представитель Минфина РФ.

Ранее глава Счетной палаты Сергей Степашин высказал мнение, что 60% российских регионов не смогут расплатиться по долгам, однако Минфин РФ считает, что уровень долговой нагрузки находится на относительно невысоком уровне и во всех регионах не превышает предел, установленный бюджетным законодательством. «Несмотря на это, существуют отдельные регионы, в которых соотношение объема госдолга к налоговым и неналоговым доходам превышает 75%», — сообщили «Прайму» в Минфине РФ.

Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач прогнозирует дефицит консолидированных бюджетов регионов РФ в 2012 году на уровне 50 миллиардов рублей, к 2018 году дефицит увеличится до 1,8 триллиона рублей. Он признает, что дисбаланс федерального уровня был сдвинут на региональный.

Дисбаланс

«Ситуация в регионах с долгами уже давно критична… Задолженность связана с объективным недофинансированием субъектов. У нас по первичным доходам субъекты РФ получают 35% от плана, в 2013 году сокращается финансовая помощь регионам, а задачи повышаются», — отмечает замруководителя фракции «Справедливая Россия», первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

В частности, суровым испытанием для субъектов РФ станет обязательство по увеличению зарплат учителей и врачей пропорционально росту средней зарплаты в регионах. По мнению Клепача, это может привести к дисбалансу между доходами и расходами региональных бюджетов.

Дмитриева считает, что если регионы в полном объеме будут выполнять все свои социальные обязательства, то им придется это делать за счет сокращения других расходов: будут сокращаться инвестпрограммы и расходы на ЖКХ.

По мнению Степашина, регионы могут оказаться не в состоянии выполнить поручения президента РФ, которые были перед ними поставлены.

А если еще занять?

Дмитрий Медведев, занимая пост президента РФ, отмечал в Бюджетном послании, что в условиях экономического роста и улучшения ситуации на рынке заимствований следует рассмотреть возможность последовательного сокращения поддержки регионов за счет кредитов из федерального бюджета и перехода к преимущественному использованию рыночных механизмов.

Представители Минэкономразвития и Минфина РФ много раз публично заявляли, что субъектам РФ придется активнее занимать средства на рынке. Однако этот путь доступен далеко не всем регионам. Ведь сейчас инвестиционный кредитный рейтинг, по версии Standard & Poor,s, имеют только четыре российских региона: Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. Все остальные регионы также могут привлекать средства, но цена таких привлечений может оказаться непосильно высокой.

В настоящее время в обращении на финансовом рынке есть облигации только 30 из 83 регионов РФ.

Альтернативой выпуску облигаций служит открытие кредитных линий на финансирование дефицитов региональных бюджетов. По данным Счетной палаты, в 2012 году около четверти долгов приходилось на кредиты коммерческих банков. Однако следует учитывать, что процентные ставки банков выше ставок по бюджетным кредитам, и если доходная база региона не увеличивается, а расходы растут год от года, то рано или поздно и этот источник финансирования может иссякнуть.

Владимир Назаров из Института Гайдара напоминает, что еще одно ограничение заложено в Бюджетном кодексе: предельный объем долга региона не должен превышать годовой объем доходов его бюджета. Если же у региона доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех последних лет превышала 60% объема собственных доходов, лимит сокращается до 50% доходов региона.

«У бедных регионов достаточно жесткие ограничения на заимствования, много они занять не могут. А богатые имеют доходы, чтобы расплачиваться по долгам. У них кризисы могут быть, но должно быть ухудшение макроэкономической ситуации по стране. Но если ситуация будет такая, как сейчас, не должно быть особых проблем», — поясняет он.

С другой стороны, Минфин РФ отмечает, что прямой зависимости между уровнем долговой нагрузки и уровнем дотационности региона нет. «Так, среди субъектов РФ с высокой долговой нагрузкой представлены регионы, имеющие высокий уровень бюджетной обеспеченности: Белгородская, Вологодская, Калининградская и Рязанская области», — сообщил представитель Минфина РФ.

Это может быть в первую очередь вызвано проведением несбалансированной политики на региональном уровне, считают в ведомстве.

Как нарастить доходы?

Другая возможность выхода из долгового пике — увеличить доходы регионов за счет их собственных источников, основным из которых являются налоги.

«Чтобы выполнить прогноз по региональным доходам, поступления от налога на прибыль должны вырасти на 40% в 2013 году исходя из того, что динамика поступлений других налогов инерционная и резких скачков роста не приходится», — отмечает директор Института «Центр Развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.

Клепач высказывал личное мнение о том, что регионам придется менять систему налогов, чтобы снизить дисбалансы в своей бюджетной системе. В частности, речь идет о ставках налога на имущество, земельного налога, планируемого налога на недвижимость. Кроме того, некоторое время активно обсуждался вариант введения для регионов налога с оборота на розничные продажи.

«Есть масса возможностей для перераспределения доходов, введение прогрессивного подоходного налога или налога на роскошь, если его правильно введут. Сейчас же налоговую базу регионам фактически не расширяют, им предлагается отменять льготы и повышать ставки по тем налогам, которые у них есть, а это имущественный, земельный, нагрузка на малый бизнес», — отмечает в свою очередь Дмитриева.

Что касается Минфина РФ, то он сомневается в том, что новые налоги помогут решить долговую проблему. По данным министерства, в современной бюджетной системе РФ примерно 70% налоговых доходов остается в регионе, а 30% поступает на федеральный уровень. И такое распределение, по мнению Минфина РФ, вполне справедливое.

«Это основной стимул для региона — если наращивать доходную базу, привлекать инвесторов, то большая часть придет в бюджет субъекта»,- отметил Силуанов на заседании Госсовета в конце прошлого года. В качестве примера он привел Калужскую (распределение 70 на 30%), Тульскую (95 на 5%) и Ульяновскую (72 на 28%) области.

SOS!

Вот и получается, что самым простым и понятным способом решения долговых проблем является крик о помощи, который обязательно услышат в федеральном центре. И добросердечные Минэкономразвития со Счетной палатой уже говорят о том, что бюджетные кредиты придется пролонгировать, чтобы не загонять регионы в долговые ямы.

Вместе с тем, как сообщил представитель Минфина РФ «Прайму», уже в 2012 году ведомством была произведена реструктуризация бюджетных кредитов для 36 регионов на общую сумму 123 миллиарда рублей.

Более того, министр финансов Антон Силуанов неоднократно призывал к ужесточению финансовой дисциплины. Так, в прошлом году Минфин РФ заключил соглашения с пятью проблемными регионами России об ограничении уровня их долговых обязательств — в течение трех ближайших лет эти регионы будут сокращать долги, а не наращивать.

Другая мера, которую министр озвучил на заседании Госсовета, — решения о дополнительной финансовой помощи из федерального центра субъекту РФ должны приниматься только при условии, что рост региональной экономики достиг 5%.

«Чтобы был такой стимул. А то получается, что проще получить поручение (о дотации — ред.) и абсолютно не заниматься экономикой, ростом производства», — сказал Силуанов.

Чему научила Греция?

«К сожалению, государство не допустит дефолта регионов, а надо. Пока мы выдаем бюджетные кредиты, потом их бесконечно пролонгируем, а иногда и прощаем, никакой финансовой дисциплины не будет», — уверен Владимир Назаров.

Он считает, что вместо выдачи новых бюджетных кредитов, регионы, оказавшиеся в тяжелом состоянии, необходимо банкротить: вводить временную финансовую администрацию, отстранять губернаторов от руководства. «А мы создаем ситуацию, когда региональные власти не напрягаются, потому что, если все будет плохо, федеральный центр поможет», — говорит эксперт.

Ранее Минфин РФ и сам предлагал ставить вопрос о доверии губернаторам тех регионов, которые руководство довело до предбанкротного состояния.

«У нас есть такой механизм, когда в случае роста кредиторской задолженности в субъекте вводится режим временной администрации. Предлагаю в таком случае, если администрация региона допускает невыполнение своих обязательств, увеличение

кредиторской задолженности, ставить вопрос о доверии губернатору со стороны президента Российской Федерации. По сути, доведение региона до банкротства — это серьезное основание для того, чтобы говорить о квалификации руководителя», — сказал Силуанов в апреле прошлого года.

Впрочем, большинство экспертов уверены, что большой спешки в рубке этого гордиева узла нет.

«Долги у ряда регионов действительно большие, и у некоторых приближаются к уровню доходов без учета поступлений федерального бюджета, а у ряда — превышают. Но сам по себе большой долг далеко не всегда свидетельствует о близости к банкротству», — говорят эксперты «РИА Рейтинг».

По их мнению, важно смотреть временную структуру долга и график выплат. «Если долг большой, но длинный во времени, то вряд ли можно говорить о скором банкротстве. Многие регионы живут с огромными долгами многие годы, но дефолтов не было», — отмечают они.

Уравнение, в котором много долгов, мало доходов и дорогие заимствования, налицо. Подходов к решению, как мы видели, хватает. Но решить проблему надо так, чтобы завтра она не вернулась, став еще острее.

Принцип известен: в кризис финансовые балансы у всех превращаются в дисбалансы — и у регионов, и у компаний, и у семей, и у государств. И выход из кризиса, в частности, состоит в расшивании долгов. Если этого не сделать, экономике, региону, компании, семье не подняться. И в расшивании долгов тоже есть универсальный путь: долги берет на себя государство, а потом уже от них избавляется. Опыт Греции и ЕС касается всех. Необходимо, чтобы регионы переходили в безубыточный режим условно с чистого листа, а их долги дисконтируются и частично списываются.

Использована статья Ланы Самариной, «Прайм»

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться