Законодательная экспертиза

Законодательная экспертиза

Бюджет 21 Май 2013, 14:28
Законодательная экспертиза

По различным экспертным оценкам, ежегодный ущерб, причиняемый в результате хищений бюджетных средств, составляет порядка 1 трлн. руб. Учитывая криминальную привлекательность бюджетных средств, рост ежегодного бюджетного финансирования и изменения, внесенные в УК РФ Федеральным законом № 207-ФЗ, эксперты в области уголовного права прогнозируют в ближайшие два-три года увеличение ущерба до 3 трлн. руб.

В этой связи ряд представителей экспертного сообщества считает необходимым внести изменения в Уголовный кодекс РФ, позволяющие иначе квалифицировать мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, если объектом хищения стали бюджетные средства. Предусматриваемые санкции, соразмерные со степенью общественной опасности данных преступлений, — до десяти лет лишения свободы, увеличение срока давности до десяти лет, а также возможность заключения под стражу фигурантов по уголовным делам.

Необходимо напомнить, что согласно вступившему 10 декабря 2012 года в силу Федеральному закону № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в действие введена статья 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности». Учитывая, что основное число хищений бюджетных средств при государственных закупках совершаются предпринимателями в сговоре с должностными лицами, данное обстоятельство приводит к квалификации указанных деяний по статье 159.4 УК РФ.

Максимальный размер наказания по ст. 159.4 УК РФ в виде лишения свободы срок до одного года, в случае если деяние совершено в крупном размере (свыше 1,5 млн. руб.) до трех лет, а в особо крупном (свыше 6 млн. руб.) до пяти лет. Санкции по данной статье существенно ниже предусмотренных аналогичными составами за мошеннические действия в иных сферах экономической деятельности (максимальный размер наказания в виде лишения свободы по аналогичным составам — десять лет).

Как считают специалисты, сохранение действующей редакции ст. 159.4 УК РФ не позволяет назначать соразмерные наказания за факты хищения бюджетных средств, также не позволяет стимулировать виновных лиц, уверенных в назначении в отношении них наказаний, не связанных с лишением свободы, к заключению досудебных соглашений о сотрудничестве (существующая практика расследования уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств показывает, что в случае заключения таких соглашений подозреваемые и обвиняемые дают показания в отношении своих сообщников).

По данным территориальных органов МВД России, в период действия данной нормы были выявлены неоднократные факты квалификации хищений бюджетных средств по ст. 159.4 УК РФ, переквалификации со ст. 159 УК РФ на ст. 159.4 УК РФ. В ряде случаев, где сумма ущерба по делам не превышала 6 млн. руб., преступные деяния были квалифицированы (переквалифицированы) на ч. 1, ч. 2 ст. 159.4 УК РФ, которая относится к категории небольшой тяжести (срок давности составляет всего два года).

В то же время эксперты обращают внимание, что до принятия Федерального закона № 207-ФЗ хищения бюджетных средств в размере более 250 тыс. руб. квалифицировались по ч. 3 и ч. 4 ст. 159 УК РФ и относились к категории тяжких преступлений (срок давности по которым составлял 10 лет).

Таким образом, на практике имеют место неоднократные случаи прекращения ранее возбужденных уголовных дел по фактам хищений бюджетных средств и отказов в возбуждении такой категории уголовных дел в связи с истечением срока давности. В результате сложившейся ситуации в нарушение принципа неотвратимости уголовной ответственности виновные лица не привлекаются к уголовной ответственности, а ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации, остается невозмещенным.

Борьба с расхищением бюджетных средств и коррупцией необходима. Однако прежде чем принимать окончательное решение об ужесточении действующего законодательства, нужно провести серьезную общественную экспертизу готовящихся нововведений с тем, чтобы не допустить возникновения предпосылок для каких-либо злоупотреблений.

Экспертиза нужна не только на стадии подготовки законодательных инициатив (Минэкономразвития уже производит оценку регулирующего воздействия многих правительственных инициатив), но и в самом судебном процессе. Сегодня экспертиза приобретает важнейшее значение как с точки зрения разрешения экономических споров в арбитражных судах, так, и в уголовном процессе, изучающем сложные экономические взаимоотношения.

«Финансовая газета» предлагает всем заинтересованным членам экспертного сообщества высказаться по данной теме. Надеемся, что конструктивное обсуждение действующей законодательной базы, актуальной практики правоприменения и выдвигаемых инициатив внесет свой вклад в формирование в России правового государства.

Свои материалы вы можете направлять в редакцию по электронной почте, указанной на сайте. Наиболее интересные материалы будут опубликованы на сайте издания.

Редакция

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться