Несварение денег

Бюджет 23 Июн 2013, 12:00
Несварение денег

«Неприятие» гособоронзаказа

Президент Владимир Путин, оглашая Бюджетное послание правительству, поддержал предложение Минфина о частичном переносе расходов на госпрограмму вооружений исходя из готовности предприятий «принять» деньги и иметь соответствующую производственную и технологическую базу под исполнение контрактов по поставкам техники и вооружений. «Речь не идет об уменьшении госпрограммы вооружений, речь идет о том, что эти закупки будут осуществляться в более поздние сроки», — пояснил президент.

На госпрограмму вооружений до 2020 года государство намерено направить порядка 20 триллионов рублей.

В свое время именно из-за разногласий по вопросам увеличения расходов на оборону с тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым потерял свой пост предыдущий глава Минфина Алексей Кудрин.

Нынешний Минфин уже согласовал с Минобороны перенос части расходов по государственной программе вооружений на более поздний срок, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. «Мы работаем с Министерством обороны и в принципе уже нашли компромисс по переносу», — сказал он

журналистам, пояснив, что речь идет о том, чтобы перенести часть бюджетных расходов, запланированных на эти цели на 2014–2016 годы, на 2017–2018 годы. При этом срок исполнения программы — 2020 год — останется неизменным.

Осознав, что российские оборонные предприятия просто не в состоянии «принять» значительные средства, правительство почему-то решило, что деньги можно освоить на инфраструктурных проектах.

Стоит ли разбивать копилку?

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов в конце апреля поставил под сомнение необходимость накопления нефтегазовых доходов в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния и заявил, что его министерство предлагает ежегодно направлять из ФНБ около 200–400 миллиардов рублей на инфраструктурные проекты. В частности, РЖД рассчитывают в 2013 и 2014 годах привлечь по 40 миллиардов рублей средств ФНБ путем размещения облигаций.

Эта идея получила продолжение в Бюджетном послании Путина: «Нам нужно использовать дополнительные механизмы стимулирования экономического роста, в том числе за счет развития инфраструктуры. Речь идет о том, чтобы направить на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов ресурсы Фонда национального благосостояния и пенсионные накопления».

Он добавил, что необходимо обеспечить безусловную сохранность, мультипликативность и возвратность этих средств. Кроме того, должен работать единый, понятный механизм отбора проектов и предоставления ресурсов. Каждый из проектов должен проходить независимый технический аудит и экспертизу с участием бизнес-сообщества.

По словам главы государства, одновременно с этим необходимо создавать новые инструменты привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры, использовать механизмы частно-государственного партнерства.

По словам Путина, это является непростой задачей, так как возвратность этих средств должна быть обязательной, а проекты — доходными. В мире достаточно фондов, которые готовы направить средства на такие цели, а «Россия в состоянии предложить эти проекты», — считает Путин.

Все здорово. Но вспомним «неприятие» промышленностью оборонных денег. Это касается, увы, не только оборонного комплекса. Для реализации многих инфраструктурных проектов отечественным предприятиям попросту не хватает мощностей.

Характерный пример: как пишут «Ведомости», московское метро будут строить азербайджанцы и белорусы. Этой весной компания «Мосинжпроект», на 100% принадлежащая городу, создала два СП с «Минск-метростроем» и «Евраз-Строем».

Московские власти обещают в полтора раза увеличить протяженность линий метро. Объем инвестиций равен примерно 1 трлн рублей. Но столичные чиновники неоднократно заявляли, что российские подрядчики с такими объемами не справятся. Исполняющий обязанности заместителя мэра Марат Хуснуллин заявил «Ведомостям», что фактически столичное правительство мобилизовало метростроителей со всего СНГ. Подробностей при этом чиновник не уточнил.

К 2020 году планируется проложить 145,5 километра туннелей, построить семь электродепо и 67 станций. В итоге общая протяженность линий составит около 450 километров, а число станций увеличится до 249. «Суммарно потребность в финансировании ключевых проектов со стороны государства оценивается примерно в 0,5–0,8% ВВП», — пояснил Белоусов. Исходя из прогнозируемого объема ВВП РФ на текущий год в 67,5 триллиона рублей, в денежном выражении это составит 340–540 миллиардов рублей.

Министр добавил, что финансирование этих проектов предполагает как частные, так и федеральные средства — речь идет также о ресурсах Фонда национального благосостояния и средствах пенсионных накоплений. «Но там, где речь идет о бюджетных средствах, соответствующее увеличение должно быть компенсировано экономией по другим накоплениям», — заметил он.

И все бы хорошо, да вот беда: деньги, как выясняется, — еще не все. Освоить их (не растащить, а именно конвертировать в те же инфраструктурные объекты) самостоятельно российская промышленность зачастую не может. И ее надо к этому приучать. Совсем не обязательно сразу к макропроектам и соответствующим деньгам.

Дмитрий Рогозин однажды сравнил отечественную военную промышленность с «блокадником», которого, чтобы спасти, надо постепенно возвращать к жизни и дозировано кормить, то есть финансировать.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться