Медведев предлагает первый секвестр Путина

Медведев предлагает первый секвестр Путина

Бюджет 23 Сен 2013, 00:04
Медведев предлагает первый секвестр Путина

Секвестр Германович

По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, по незащищенным статьям бюджета РФ в 2014–2016 годах могут быть сокращены на 5–10%: «Мы серьезно сокращаем — от 5 до 10% — расходы по незащищенным статьям бюджета. Но практика показывает, что ситуация, когда это делается в оперативном порядке, — всегда выбор главных распорядителей бюджетных средств в пользу текущих расходов и в ущерб расходам инвестиционного характера». Он отметил, что серьезное снижение доли расходов инвестиционного характера, которое в таком случае неизбежно, — это принципиальное изменение многих механизмов, в том числе экономического роста. В связи с этим правительство должно максимально тщательно отобрать приоритетные направления работы.

Сейчас власть всеми силами избегает аналогии с секвестром бюджета, который страна наблюдала в конце девяностых годов. Необходимости проведения секвестра бюджета в России сейчас нет, однако некоторые расходы могут быть сокращены, заявил президент РФ Владимир Путин в интервью «Первому каналу» и агентству Ассошиэйтед Пресс. «Секвестр — это грубое урезание всех расходов без исключения на определенную величину вне зависимости от приоритетов. Такое иногда случается в экономиках мира и связано это с какими-то резкими изменениями экономической конъюнктуры и негативными тенденциями в экономике. Такой ситуации у нас сейчас нет, у нас же не минус, а у нас небольшой, но все-таки рост, по сравнению с прошлым годом», — сказал Путин.

Вместе с тем он отметил необходимость подготовки нового прогноза социально-экономического развития страны, на основе которого расходы могут быть сокращены в зависимости от выбранных приоритетов.

«Я думаю, что в чем-то придется и сократиться. Но это должно будет предложить само правительство в ходе работы над бюджетом», — сказал президент РФ.

Министр финансов Антон Силуанов заявил в эфире канала «Россия 24», что Минфин предлагает в 2014–2015 годах равномерно сократить все расходы бюджета РФ на 5% практически по всем министерствам и ведомствам, кроме обязательных социальных расходов.

«Мы предлагаем сделать бюджетный маневр, — сказал Силуанов. — Расходы в целом урезаться не будут, потому что согласно бюджетным правилам расходы, утвержденные в трехлетнем бюджете, а это касается 2014–2015 годов в первую очередь, не уменьшатся. Поэтому с учетом новых целей и задач мы предлагаем бюджетный маневр, в первую очередь за счет равномерного сокращения всех расходов, за исключением тех расходов, которые имеют обязательный характер, такие как пенсия, стипендия и так далее. Мы предлагаем сократить расходы на 5% практически по всем без исключения министерствам и ведомствам. Такой единый подход позволит собрать пул средств, который потом будет направлен на приоритеты, которые определит правительство».

Снижение расходов федерального бюджета РФ по всем направлениям, кроме социальных, фактически является секвестром. Что же касается перераспределения расходов в другие сферы экономики, то это предложение выглядит несколько лукаво. Ведь сокращение бюджета происходит из-за того, что денег, которые первоначально планировалось потратить, попросту нет, а значит, и перераспределять нечего.

Идею 5% сокращения расходов бюджета поддержал глава правительства Дмитрий Медведев. По его словам, серьезные риски связаны с ухудшением финансового положения российских компаний, снижением их инвестиционной активности. Совершенно понятно, что лишних денег не будет, их вообще не бывает, а уж тем более в таких условиях, косвенно подтвердив тезис, что перераспределять нечего.

Поэтому властям, по мнению Дмитрия Медведева, придется пойти на сокращение расходной части бюджета менее чем на 5% по всем статьям, кроме защищенных. В ряде случаев эти сокращения могут быть больше.

Предложение сократить расходы бюджета на 2014 год более чем на 5% лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал беспрецедентным. «Это означает, что если не поддержать сегодня реальный сектор экономики, сельское хозяйство, высокие технологии, то они в ближайшее три-пять лет будут окончательно уничтожены, — уверен он. — Нужна политика наполнения бюджета, нужно прекратить разворовывание тех сумасшедших средств, которые достаются от продажи нашего сырья на внешнем рынке».

«Единая Россия» готова взбунтоваться против премьера Дмитрия Медведева, своего лидера. Председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский выступил против бюджетного секвестра правительства. niann.ru, flickr.com by maiak info

«Единая Россия» готова взбунтоваться против премьера Дмитрия Медведева, своего лидера. Председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский выступил против бюджетного секвестра правительства. niann.ru, flickr.com by maiak info

На этом фоне высказывания представителей «Единой России» с учетом того, что партию возглавляет премьер-министр Дмитрий Медведев, стали несколько неожиданными.

«Единая Россия» выступает против непродуманного и резкого сокращения расходных статей бюджета, заявляет председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский: «В „Единой России“ выступают против огульного сокращения расходов бюджета. Мы за то, чтобы все социальные обязательства были выполнены и все социальные расходы были закреплены в бюджете». Руденский считает, что сокращение может быть точечным, и есть резервы для сокращения, особенно по госзакупкам. «Нужно говорить больше не о сокращении расходов, а об увеличении доходов», — отметил он. Для этого, по его словам, у нас сегодня есть все — резервный фонд и фонд национального благосостояния, достаточно квалифицированные кадры».

«Слава богу, это пока не кризис»

Для того чтобы определить основные направления, связанные с перераспределением и сокращением расходов, в середине сентября президент Владимир Путин провел совещание «О бюджетных проектировках на 2014–2016 годы». Рассматривались ключевые аспекты формирования федерального бюджета и внебюджетных фондов на предстоящий период.

«Впервые этот бюджет верстается по программному принципу. Все-таки опять мы находимся на этапе изменения международной мировой экономической конъюнктуры, которая так или иначе сказывается на нас, — пояснил президент. — Слава богу, это пока не кризис. Будем надеяться, что ситуация не разовьется в кризис, потому что на некоторых ведущих мировых площадках и в Северной Америке, и в Азии, и в Европе мы все-таки отмечаем элементы стабилизации экономики. В конечном счете это отразится и на нас как на части мировой экономики. Но мы должны давать трезвые оценки происходящей ситуации и должны скорректировать наши доходы и расходы в соответствии с прогнозом экономического роста, который складывается на данный момент времени. По-другому мы просто поступить не можем».

Вместе с тем, по его словам, «мы обязаны исходить из того, что бюджет, который готовит правительство, должен быть бюджетом развития. Особенность как раз и заключается в том, что мы должны проявить осторожность и исходить из реалий сегодняшнего дня, но все-таки не забывать о долгосрочных целях экономического развития страны».

В текущем году состоялась целая серия совещаний по реализации крупных инфраструктурных проектов. И власти, наконец то, пришли к выводу, что в стране нужно развивать инфраструктуру, потому что «у нас в этом отношении очень и очень много проблем».

По словам президента, в стране уже накоплены определенные резервы — это и на экспертном уровне, и на административном, и у нас есть возможности развивать и Транссиб, и БАМ, и ЦКАД в Центральном регионе, а также высокоскоростное движение. Причем пришла пора не просто рассуждать, а уже приступать к реализации этих проектов: «В общем эти инфраструктурные, долгоиграющие, чрезвычайно важные для будущности всей нашей экономики проекты нельзя забыть».

Обсуждение задач федерального бюджета коснулось и бюджетов субъектов федерации. Российские регионы сейчас находятся в достаточно напряженном состоянии: над ними висит необходимость исполнения тех же самых требований, изложенных в майских указах прошлого года. Кроме того, у них отмечается сокращение части доходов по отдельным видам налогов, которые приходятся на региональную часть. И все это тоже необходимо учитывать.

Примерно в том же ключе на заседании правительства выступил и глава кабинета министров Дмитрий Медведев. «В нынешних непростых условиях — условиях волатильности на основных мировых рынках, замедления экономического роста в нашей стране и во многих других странах — нам придется действовать в рамках ряда ограничений. В соответствии с прогнозными оценками, которые проводило Минэкономразвития, велика вероятность дальнейшего сокращения внешнего спроса. Хотя есть и прогнозы, что все-таки в будущем году мировая экономика и, в частности, европейская экономика, что особенно важно, будет чувствовать себя несколько лучше. Тенденции пока разнонаправленные», — заявил премьер-министр.

Федеральный бюджет сверстан на основе государственных программ. На такой же программно-целевой принцип должны постепенно переходить региональные и муниципальные бюджеты. При этом, по мнению Медведева, во главу угла должна ставиться цель качественно улучшить управление самими финансами.

Еще одно очень важное направление — рационализация и повышение эффективности бюджетных расходов. Речь идет и об оптимизации системы государственных закупок, и о более четком исполнении федеральных программ. За счет Фонда национального благосостояния стране предстоит реализовать три крупных инфраструктурных проекта. При этом важно, чтобы соблюдалось основное условие: все проекты в конечном счете должны давать экономическую отдачу, создавать мультипликативный эффект и рано или поздно выходить на самоокупаемость.

И еще, как отметил Дмитрий Медведев, критически важно ужесточить контроль над издержками. За последнее время они существенно выросли, причем, когда это происходило на фоне роста экономики, это имело определенные объяснения, но рост издержек недопустим в условиях экономического спада. Поэтому правительство предлагает принять решение по корректировке роста тарифов инфраструктурных монополий и не индексировать соответствующие тарифы в 2014 году, а в 2015–2016 годах оставить индексацию на уровне инфляции. Это решение потребует согласованных действий, потому что, по словам премьер-министра, при этом не должны существенно пострадать инвестиционные планы инфраструктурных монополий.

Хронический дефицит

Если говорить в цифрах, то в 2014 году плановый дефицит бюджета должен составить 0,6 ВВП, в 2015 году — около 1% и в 2016 году — 0,6% ВВП.

«Нам удалось в этих проектировках учесть основные параметры указов президента, касающиеся обязательств федерального уровня. Удалось также включить приоритеты, обозначенные президентом, в том числе инфраструктурные, поддержки восточного полигона, проект по высокоскоростному движению, реализации указов в части социальной сферы», — заявил по итогам совещания министр финансов Антон Силуанов.

Антон Силуанов отметил, что дефицит будет уточняться по сравнению с ранее одобренными параметрами 0,4 — 0,6 — 0,6% ВВП: «Мы с Минэкономразвития уточнили макроэкономический прогноз, изменились доходные позиции, поэтому дефицит будет находиться в диапазоне от 0,6% ВВП в 2014 и 2016 годах до около 1% в 2015 году». Как видно из цифр, ухудшение ситуации с дефицитом бюджета продлится ближайшие два года.

По словам Силуанова, исполнение указов президента и определенных им приоритетов потребовало дополнительных ресурсов. По предложению министерства президент согласился изыскать эти дополнительные ресурсы внутри бюджета, не меняя параметров бюджета по расходам.

Антон Силуанов отметил, что ресурсы будут найдены за счет оптимизации расходов на госзакупки и другие расходные позиции без учета таких публично-нормативных обязательств, как пенсии, стипендии, обслуживание госдолга: «Действительно, всем придется „поджиматься“: и бюджетникам, и естественным монополиям — по сути, это коснется всех тех, кто осуществляет государственные закупки».

В целом, по словам министра, объем перераспределяемых средств составит от 100 млрд рублей до 300 млрд рублей ежегодно.

Какие расходы решит сократить правительство, пока можно только гадать. Скорее всего, под нож пойдут инвестрасходы, а также на более поздний срок будут перенесены некоторые затраты на госпрограмму вооружений (ГПВ).

Часть расходов ГВП будет перенесена на более поздние сроки. «По вопросу ГПВ нам удалось с министром обороны договориться о переносе части закупок на более поздние сроки», — сказал глава Минфина Антон Силуанов.

По словам министра, рассматривается вопрос о дальнейшей оптимизации этих расходов. «Мы продолжим эту работу», — подчеркнул он.

На заседании правительства министр экономического развития Алексей Улюкаев рассказал, что за восемь месяцев кассовые расходы на выполнение ФЦП «Чистая вода» составили 0,4%, «Безопасность полетов» — 1%, «Информационное сообщество» — 1,1%, «Развитие туризма» — 7,8%. Соответственно и реализацию этих программ могут оставить до лучших времен. В общем, чтобы дальше ужиматься, возможности у правительства есть.

Силуанов сообщил также, что правительство России планирует увеличить программу заимствований в 2014—2016 гг. для покрытия дефицита бюджета. При том, что трехлетний бюджет будет дефицитным, он не предполагает использования средств Резервного фонда. Недостаток средств планируется компенсировать за счет средств от приватизации, а также заимствований с внутреннего и внешних рынков. «Источники финансирования дефицита бюджета ненамного увеличиваются, поэтому будем осуществлять за счет заимствований», — пояснил министр.

Долгосрочная стратегия

Минфин России предлагает разрабатывать долгосрочную бюджетную стратегию каждые 6 лет не менее чем на 12 лет. Об этом говорится в проекте поправок в Бюджетный кодекс, подготовленном министерством и размещенном на едином портале раскрытия правовой информации. При этом согласно законопроекту в стратегию могут вноситься ежегодные уточнения с учетом утверждаемого Правительством РФ долгосрочного прогноза социально-экономического развития и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без изменения периода ее действия.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, «исходя из целесообразности расширения периода долгосрочного бюджетного планирования проектом предусматривается, что Бюджетная стратегия разрабатывается на восемнадцатилетний период (каждые 6 лет)». То есть Бюджетная стратегия, формируемая в настоящее время, будет разработана на период до 2030 года.

По истечении последующих шести лет следующая Бюджетная стратегия будет распространяться на период до 2036 года. Тем самым минимальный период долгосрочного бюджетного планирования в целях формирования этой стратегии будет составлять 12 лет и это, по мнению авторов, позволит обеспечить планирование предельных расходов на реализацию государственных программ Российской Федерации на весь срок их действия».

Министр финансов Антон Силуанов осваивает амплуа «господин Нет». natnik

Министр финансов Антон Силуанов осваивает амплуа «господин Нет». natnik

Также Минфин подготовил изменения в Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», которые уточняют сроки разработки и утверждения прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу. Согласно поправкам, прогноз разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет.

«Долгосрочное бюджетное планирование позволит перейти к полноценному использованию программно-целевых методов управления за счет повышения предсказуемости и стабильности расходов на реализацию государственных (муниципальных) программ», отмечается в пояснительной записке. Согласно проекту Минфина бюджетные стратегии России и субъектов РФ должны утверждаться на срок не менее 12 лет.

Устанавливается несколько этапов разработки проектов бюджетной стратегии. Проект формируется финансовым органом на основе проекта долгосрочного прогноза социально-экономического развития, а затем направляется для одобрения в высший исполнительный орган государственной власти. После этого проекты подлежат представлению в законодательные органы власти. Уточнение бюджетных стратегий осуществляется без изменения срока их действия.

Долгосрочное бюджетное стратегическое планирование может оказаться эффективным. Но есть одно «но». Единицей счета этих стратегических сроков неслучайно выбраны 6 лет. Это срок, на который избирается президент РФ. Но где гарантия, что следующий президент будет следовать бюджетной стратегии своего предшественника? Вряд ли единственной формой смены первого лица нашего государства будут вариации на тему «операции Преемник». Этот механизм работает с момента отставки первого президента России Бориса Ельцина, но, как показали события на Болотной площади в Москве, да и состоявшиеся выборы московского мэра, срок годности этого механизма если вовсе не прошел, то близок к исчерпанию. А значит, в стратегиях возможны весьма резкие повороты.

Ту же мысль можно повернуть по-другому. В долгосрочные стратегии необходимо заложить принципы, которые не должны устаревать: соотношение роста доходов и расходов бюджета и темпов роста экономики; приоритеты модернизации экономики,

под которыми в первую очередь следует подразумевать расходы на развитие человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение) и инфраструктуру. Эти принципы должны стать незыблемыми независимо от того, кто будет президентом России.

Фактически эти принципы должны закладываться уже сегодня, но, увы, пока этого не происходит: ножницы, урезающие 5 или больше процентов расходов по каждому ведомству, — это далеко от закладывания принципов бюджетной стратегии.

Но в предложениях по новой бюджетной стратегии есть и однозначно позитивные идеи. Это прежде всего объединение бюджетного послания президента с его посланием Федеральному Собранию. Пока в этих документах есть очевидные расхождения: бюджетное послание, как правило, поддерживает идеи Минфина о сбалансированности бюджетных расходов, о бюджетном правиле и следовании ему, в послании же Федеральному Собранию часто провозглашаются цели, достижение которых принципы бюджетного послания нарушает. В едином документе этого не должно быть, а значит, оно станет более выполнимым и лишится противоречий.

Любопытно, что президент РФ Владимир Путин в бюджетном послании 2013 года заявил, что начиная с этого года все уровни управления — федеральный, региональный, муниципальный — должны публиковать так называемые бюджеты для граждан. В них в доступной и понятной форме будет отображаться, куда и в каком объеме направляются бюджетные ресурсы, какие результаты планируется достичь и какие на самом деле достигнуты. Это позволит гражданам самостоятельно сделать выводы об эффективности расходов, целевом использовании средств и вообще об эффективности работы государственного аппарата.

Если бы такая популяризация бюджета проходила несколько лет назад, то это, безусловно, вызвало бы положительный отклик большинства граждан — ведь расходы тогда росли по всем статьям. Теперь ситуация изменилась, и такое нововведение уже вряд ли может вызвать оптимизм. Ведь сокращение расходов они смогут увидеть не только на бумаге, но и почувствовать в кошельке.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться