Пенсионная формула

Бюджет 04 Ноя 2013, 10:30
Пенсионная формула

Правительство РФ предложило ряд изменений в пенсионную систему, которые вызвали негативную реакцию населения, участников рынка и экспертного сообщества. В частности, правительство предлагает создать стимулы к более позднему выходу на пенсию, сократить долю обязательной накопительной части пенсионных отчислений, а также отказаться в 2014 году от перевода этих отчислений в негосударственные пенсионные фонды до их акционирования.

«Ожидается, что в долгосрочной перспективе расходы на пенсии и дефицит пенсионного фонда будут увеличиваться относительно размеров ВВП, что будет создавать растущее давление на государственные расходы», — говорится в докладе рабочей группы МВФ по итогам визита в Россию.

МВФ ранее рекомендовал российскому правительству повысить пенсионный возраст и увеличить минимальную продолжительность стажа, необходимого для получения прав на пенсию. Эксперты Фонда уверены, что без этих изменений ежегодные расходы на пенсии к 2030 году будут составлять примерно 3% ВВП. Но правительство отказалось от этой идеи.

«Каждый переведенный рубль будет уменьшать необходимость в трансфертах из федерального бюджета в размере один к одному. Это „пространство“ в рамках бюджета, вероятно, будет заполняться другими расходами в рамках бюджетного правила», говорится в докладе рабочей группы. Рекомендации МВФ не являются обязательными для российского правительства.

Несмотря на критику, глава Минтруда Максим Топилин рассчитывает, что новая пенсионная формула утверждена в окончательном варианте, и пенсия по этой формуле будет рассчитываться уже с 1 января 2015 года.

«С точки зрения пенсионной формулы, мы надеемся, что это окончательный вариант. Эта система должна заработать с 1 января 2015 года», — заявил Топилин в Госдуме на заседании фракции «Единой России».

При этом он согласен с тем, что тема пенсионной реформы еще требует дальнейшего обсуждения.

Правда от калькулятора

Главным новаторством пенсионной формулы является то, что страховая часть трудовой пенсии будет рассчитываться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах.

Пенсионный коэффициент — это показатель, который оценивает каждый год трудовой деятельности гражданина. Он равен соотношению зарплаты человека, с которой за него уплачивались взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) в конкретном году, к максимальной заработной плате, с которой работодатели по закону уплачивают взносы в систему пенсионного страхования, с так называемого предельного годового заработка (568 тыс. рублей в 2013 году).

На пенсионном калькуляторе, размещенном на сайте Пенсионного фонда, можно рассчитать и сравнить различные варианты пенсий. Рассмотрим, к примеру, два варианта: расчет пенсии для мужчины, родившегося в 1968 году (т. е. после 1967 года), и для мужчины, родившегося в 1958 году (до 1967 года).

Итак, перед нами два человека с разницей в возрасте в десять лет. Оба, допустим, имеют трудовой стаж 35 лет и среднюю по московским меркам зарплату — 60 тыс. рублей. И каждый из них планирует выйти на пенсию сразу же после достижения пенсионного возраста. Стоит отметить, что работодатели всех граждан 1966 года рождения и старше в настоящее время не отчисляют за них страховые взносы на формирование пенсионных накоплений, а значит, пенсионные накопления у этих людей не формируются (тариф — 0%).

В итоге по новой пенсионной формуле количество пенсионных коэффициентов для мужчины 1958 года рождения составит 306,29, а размер страховой пенсии 21 347,81 рублей. Если же проводить расчет на основе нынешних показателей (с использованием того же калькулятора, размещенного на сайте Пенсионного фонда), то тогда получится, что размер пенсии для данного человека должен составлять 17 561,09 рублей, или на 22% меньше.

Теперь посмотрим, что будет происходить с пенсией того мужчины, который на десять лет моложе и который решил отчислять 2% в накопительную часть своих будущих выплат.

Количество пенсионных коэффициентов по новой пенсионной формуле для него составит 268,13, а размер пенсии достигнет 21 48,39 и будет состоять из страховой части (19 137,86 рублей) и накопительной части (2210,53 рублей).

Если же человек с теми же самыми данными будет отчислять в накопительную часть 6%, то в этом случае количество пенсионных коэффициентов по новой пенсионной формуле для него составит 191,81. А итоговый размер пенсии составит 21 349,54 рублей в месяц, то есть всего лишь примерно на рубль больше. Правда, формироваться эта пенсия будет по-другому: накопительная часть составит 6631,58 рубля, но зато страховая уменьшится до 14 717,96 рублей.

Вот и получается, что, если ориентироваться на методику расчетов, предлагаемую самим Пенсионным фондом, разницы между двумя вариантами формирования пенсионных накоплений в конечном счете не существует.

Тогда попробуем посмотреть, как правительство решило стимулировать россиян к более позднему выходу на пенсию. Предположим, что мужчины, описанные выше, решили поработать еще по 5 лет после достижения пенсионного возраста и без обращения за назначением трудовой пенсии.

В итоге для человека, родившегося в 1958 году, размер пенсии ориентировочно должен составить 35 047,32 рублей в месяц. Получается весьма значительная прибавка почти в 14 тыс. рублей ежемесячно. А для человека, родившегося в 1968 году, при отчислении в накопительную часть 2% — 34 385,12. Разница всего примерно 650 рублей.

Выбор тарифов

Впрочем, в ближайшее время нас ждут еще некоторые нововведения. Правительство РФ приняло решение с 2014 года сократить до нуля с нынешних 6% отчисления в накопительную часть пенсии для «молчунов», то есть тех, кто не воспользовался правом выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда. При этом их перечисления в страховую часть автоматически увеличатся.

Если ориентироваться на «пенсионный калькулятор», представленный на сайте ПФР, то для конечного потребителя — пенсионера в финансовом плане это не играет никакой роли.

Гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2013 году предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив тариф на формирование страховой части пенсии с 10 до 14%.

Если граждане, которые никогда не подавали заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании (УК) или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), желают, чтобы с 2014 года часть их пенсионных отчислений по-прежнему направлялась на формирование накопительной части трудовой пенсии (в размере 6% от тарифа), им следует в течение 2013 года подать соответствующее заявление о выборе УК либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Для граждан, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе УК, включая ГУК «Внешэкономбанк», либо НПФ, и оно было удовлетворено, с 2014 года на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа, а на страховую часть пенсии — 10% тарифа. В то же время эта категория граждан имеет возможность с 2014 года формировать свои пенсионные накопления через ГУК «Внешэкономбанк» по тарифу 2%, увеличив отчисления на страховую часть пенсии в ПФР до 14%. Для этого необходимо подать соответствующее заявление о выборе любого инвестиционного портфеля ГУК «Внешэкономбанк» с пометкой 2%. В настоящее время новые формы заявлений разрабатываются и находятся на утверждении в профильных министерствах.

Еще один законопроект, внесенный в Госдуму, запрещает с 1 января 2014 года создание новых НПФ в форме некоммерческих организаций. При этом все НПФ, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), должны акционироваться до 1 января 2016 года, а все остальные НПФ — до 1 января 2017 года.

Представители пенсионных фондов признают преимущества и целесообразность акционирования, которое позволит повысить прозрачность фондов и привлекательность для инвесторов. Кроме того, по прогнозам экспертов, это поможет облегчить процесс слияний и поглощений таких организаций, поскольку для учредителей будет понятен принцип входа/выхода и передачи вклада между ними.

В то же время, по мнению участников рынка, «правила игры» на пенсионном рынке все-таки не должны меняться так часто. Изначально законопроектом предусматривалась возможность преобразования НПФ в акционерные общества, но эта норма не была закреплена как обязанность. Однако по мере подготовки документа выполнение такого требования стало обязательным для фондов, осуществляющих деятельность по ОПС.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться