Коррупция по понятиям

Бюджет 10 Ноя 2013, 13:49
Коррупция по понятиям

Наиболее коррумпированной сферой, как и прежде, признается власть на местах, причем с каждым годом респонденты все чаще указывают на подверженность местной власти этой проблеме (с 28 до 39% за пять лет). Вторая группа наиболее коррумпированных, с точки зрения опрошенных, сфер — ГАИ (ГИБДД) и федеральная власть. Но если о коррумпированности ГАИ говорят уже чуть реже (с 33 до 27%), то федеральную власть упоминают, напротив, чаще (в 2008 году — 15%, сейчас — 26%). Вместе с тем именно федеральные власти год от года все активнее декларируют намерения по борьбе с коррупцией.

Власть определила направления главного удара по коррупции

В конце октября президент России Владимир Путин провел заседание Совета при президенте по противодействию коррупции. По его словам, за последнее время был предпринят целый ряд шагов по минимизации коррупционных рисков на всех уровнях госуправления, расширен круг должностных лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах и имуществе. Декларировать доходы теперь должны все руководители муниципальных и госучреждений, а также госкомпаний.

«С этого года введен контроль и за крупными расходами должностных лиц. Высокопоставленным чиновникам запрещено владеть и пользоваться иностранными счетами, вкладами и финансовыми инструментами. Соответствующие законы были приняты в декабре 2012 года и в мае 2013 года. 5 апреля текущего года принят новый закон, который изменил правила проведения госзакупок, начиная от этапа планирования и заканчивая этапом контроля деятельности заказчиков и их должностных лиц», — отметил Владимир Путин.

Широкое распространение получила практика антикоррупционной экспертизы законов, что должно позволить снижать коррупционные риски, заранее исключать противоправные, двусмысленные нормы, открывающие лазейки для самоуправства и злоупотребления чиновников. Также постепенно внедряются четкие административные регламенты предоставления госуслуг, ограничиваются возможности для всякого рода проверок и другого необоснованного вмешательства в деятельность коммерческих организаций.

«Мы должны и дальше последовательно двигаться по этому пути, хорошо понимая: чем лучше деловой климат, чем эффективнее и оптимальнее административные процедуры, тем меньшее поле создается для коррупции и тем больше возможностей для роста экономики, для развития страны в целом», — считает президент.

По данным МВД, которые привел президент, количество выявленных преступлений коррупционной направленности в этом году сократилось. Если в первом полугодии 2012 года их было зарегистрировано более 34 тысяч (если точнее — 34 049), то в первом полугодии 2013 года — 29 501.

По словам Владимира Путина, никакой самоуспокоенности быть не должно — с учетом скрытого, латентного характера коррупционных преступлений: «И потом, конечно, нужно на статистику внимательно смотреть. Я надеюсь, что прокуратура за этим внимательно наблюдает».

Число привлеченных к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть — на 32%. За первую половину текущего года за получение взятки осуждено почти 700 человек. Однако только 8% взяточников получили реальные сроки лишения свободы. Большинство же были приговорены к штрафам, которые, по словам главы государства, «преступники не платят, находя всевозможные нормативные лазейки».

По мнению президента, стране нужна более эффективная работа по искоренению коррупции в системе госуправления. И начаться она должна «на дальних подступах» — с отбора кандидатов на ту или иную должность. Любой гражданин, который хотел бы занять чиновничью должность, должен четко понимать, что его работа будет неразрывно связана с жесткими антикоррупционными требованиями, с определенными ограничениями, которые он будет обязан строго соблюдать.

Отдельно Путин напомнил о необходимости жесткого пресечения коррупции внутри правоохранительных органов и судебной системы. По его словам, проявления коррупции в структурах, призванных обеспечивать правопорядок, ощутимо подрывают доверие общества к власти и проводимой государством политике.

«Анализ прокурорской и следственной практики и результатов независимых исследований показывает, что ряд сфер особенно подвержены коррупции. Прежде всего это жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок и оценка размера компенсации при ликвидации последствий стихийных бедствий, строительство и ремонт разного рода объектов. За выгодные заказы с предпринимателей здесь, по данным наших институтов, в том числе института МВД, требуют возврата денег, или так называемые откаты, в 30, а подчас и в 50 процентов. В некоторых регионах «тарифы» на взятки и откаты хорошо известны и даже меняются с учетом инфляции. Конечно, можно было бы над этим посмеяться, если бы это не было так печально», — посетовал президент.

Новые понятия

За несколько дней до заседания президентского Совета по противодействию коррупции глава комитета по безопасности Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер по противодействию коррупции». В нем предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей, предусматривающей в том числе штраф до одного миллиона рублей или лишение свободы на срок до 15 лет за хищение бюджетных средств или финансовых активов госкомпаний и корпораций.

Документ вводит дополнительный контроль за расходами чиновников, подозреваемых в коррупционных преступлениях. «Учитывая актуальность этого законопроекта, очень рассчитываю на то, что согласительные процедуры предоставления отзывов правительством займут максимально короткие сроки. Во всяком случае позволю высказать свое личное мнение о том, что правоохранители и общество заинтересованы в том, чтобы этот закон появился как можно быстрее», — цитирует Яровую агентство ИТАР-ТАСС.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер по противодействию коррупции», как указано в пояснительной записке, направлен на совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией. Прежде всего проектом закона вводятся понятия «коррупционное правонарушение» и «коррупционное преступление», а также определяется круг деяний, относящихся к коррупционным.

Подобный подход, в частности, вызван повышенной общественной опасностью взяточничества, считают его авторы. Следует отметить, что, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, общий ущерб от коррупционных преступлений в 2012 году составил 20,8 млрд рублей.

По словам Александра Буксмана, первого заместителя Генерального прокурора РФ, в структуре преступлений коррупционной направленности 24% — это служебные подлоги документов, чуть меньше 20% — мошенничество, которое совершается с использованием служебного положения. Согласно приведенной им информации 17% коррупционных преступлений — это растраты с использованием служебного положения, 9% — взяточничество и 6% — злоупотребление полномочиями. При этом лишь 30% осужденных за коррупционные преступления приговариваются к реальному лишению свободы.

Предлагаемые законопроектом изменения дают понятия коррупционному правонарушению и коррупционному преступлению, а также закрепляют перечень коррупционных преступлений, который состоит из 41 пункта. Выделение составов в данном перечне осуществлено с учетом наличия факта использования физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства, а также в корыстных или иных личных интересах.

Еще одним нововведением законопроекта является установление дополнительного основания для осуществления контроля за расходами должностных лиц. В частности, в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении коррупционного преступления, одновременно будет запускаться проверочный механизм соответствия расходов данного лица его доходам.

Как считают авторы законопроекта, поскольку хищение бюджетных средств посягает не только на отношения собственности, но и на охрану интересов государственной власти, необходимо серьезное ужесточение ответственности за такое преступление.

В частности, согласно законопроекту за хищение бюджетных средств в особо крупном размере (свыше 6 млн рублей) организованной группой или при исполнении государственного контракта по государственному оборонному заказу предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет со штрафом в размере от трех до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет.

Для выявления полного перечня лиц, участвовавших в хищении, а также для повышения прозрачности системы государственных закупок законопроектом вносятся изменения в законодательство в части обязательного включения в текст соответствующего государственного контракта сведений о производителе товаров и основаниях перехода права собственности на товар от производителя к поставщику и субподрядчиках. Авторы законопроекта уверены, что это позволит выявлять всех посредников и делать выводы об эффективности расходования бюджетных средств. Дополнительно устанавливается административная ответственность за неисполнение обязанности по указанию данных сведений.

В целом, по мнению разработчиков нового закона, предлагаемые изменения позволят обеспечить реализацию дополнительных мер по противодействию коррупции в Российской Федерации, обеспечивающих в том числе неотвратимость наказания за коррупционные преступления.

Неравенство форм собственности

В своевременности и необходимости подобных нововведений вряд ли кто-нибудь сомневается. Однако данный законопроект вступает в противоречие с Конституцией.

Дело в том, что в статье 8 Основного закона страны указано:

«2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Это означает, что, вводя меры по защите бюджетных средств, власти должны вводить аналогичные меры и по защите частного капитала.

Авторы законопроекта в пояснительной записке обосновывают особый порядок защиты госсредств следующим образом: в результате хищения бюджетных и финансовых средств государственных корпораций (компаний) причиняется существенный вред интересам неограниченного круга лиц, общественным и государственным интересам, законопроектом предлагается введение самостоятельной уголовной ответственности за хищение бюджетных и финансовых средств государственной компании, государственных корпораций. Но это не что иное, как обоснование неравенства перед законом разных форм собственности, чего Конституция не допускает.

«Следует подчеркнуть, что хищение бюджетных средств в основном осуществляется в рамках договорных отношений в сфере поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», говорится в сопроводительных материалах к законопроекту.

Государством ежегодно направляются огромные бюджетные средства на реализацию социальных, инфраструктурных, экономических проектов. В 2012 году объем заключенных контрактов составил свыше 6 трлн рублей, а в 2013 году — свыше 4 трлн рублей, в том числе государственный оборонный заказ — 2 трлн рублей. Исходя из этого установление самостоятельной уголовной ответственности за хищение бюджетных средств (в том числе с повышенной ответственностью за хищение бюджетных средств при исполнении государственного или муниципального контракта, а также оборонного заказа) имеет большое значение для борьбы с коррупцией и обеспечения государственных и общественных интересов. Но фактически получается, что введение разного подхода к государственным и частным средствам объясняется или принципиальной установкой на то, что госсобственность не ровня частной собственности, или интересами борьбы с коррупцией, то есть по большому счету компанейщиной.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться