С небес на землю

Бюджет 17 Ноя 2013, 12:34
С небес на землю

Мнение Татьяны Голиковой особенно ценно, так как фактически она является крупнейшим специалистом в нашей стране по бюджету и межбюджетным отношениям.

В Министерстве финансов РФ Татьяна Голикова работала с первого дня его создания — с момента его реорганизации из соответствующего министерства союзной республики СССР. В течение шестнадцати лет — до 2007 г. — Голикова делала успешную карьеру в Минфине, последовательно занимая должности ведущего экономиста, главного экономиста, начальника отдела, заместителя руководителя бюджетного департамента. В 1998 г. она была назначена руководителем этого департамента. Уже через год, в 1999 г., Голикова заняла пост заместителя министра финансов России, потом первого замминистра.

В министерстве Голикова занималась вопросами разработки федеральных бюджетов, на разных стадиях развития российской экономики она принимала участие в подготовке как дефицитных, так и профицитных бюджетов, а незадолго до окончания ее работы в Минфине и подготовке первого в РФ трехлетнего бюджета (на 2008—2010 гг.).

Недостижение

Прежде всего в заключении Счетной палаты ставится диагноз нынешнему состоянию российской экономики. «Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в истекшем периоде 2013 года характеризуются замедлением экономического роста, более низким уровнем мировых цен на нефть марки „Юралс“ по сравнению с 2012 годом, ослаблением курса рубля к доллару США и продолжением оттока капитала из страны».

В материалах к законопроекту номинальный объем ВВП на 2013 год предусматривается в размере 67 588 млрд рублей, что на 1073 млрд рублей, или на 1,6%, выше предусмотренного в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (66 515,0 млрд рублей), уровень инфляции — 6% (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года), что на 0,5 процентного пункта выше целевого параметра инфляции (5,5%) соответственно. Темп роста ВВП предусматривается на уровне 101,8%, что на 1,9 процентного пункта ниже принятого в расчетах к Закону № 216-ФЗ.

По мнению Счетной палаты, существуют риски недостижения в 2013 году прогнозируемого роста ВВП (101,8%), связанные с излишне оптимистичной оценкой темпов роста инвестиций в основной капитал, ослаблением потребительского спроса, обусловленным замедлением роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы, снижением прироста потребительского кредитования.

Исходя из сложившейся динамики макроэкономических показателей в январе — сентябре текущего года для достижения ожидаемого на 2013 год темпа роста ВВП (101,8%), промышленного производства (100,7%), инвестиций в основной капитал (102,5%) в октябре — декабре 2013 года среднемесячные значения указанных показателей должны составить 103,3, 102,5 и 114,2% соответственно, что с учетом внутригодовой динамики по этим показателям представляется достаточно затруднительным.

Ранее Счетная палата в заключениях на проект федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, на проект федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и в оперативном докладе о ходе исполнения федерального бюджета за январь — сентябрь 2013 года уже отмечала наличие рисков недостижения в 2013 году прогнозируемых темпов роста ВВП и инвестиций в основной капитал, что подтверждается текущей динамикой указанных показателей.

Инфляция

Другой важный макроэкономический показатель, на котором сосредоточились в Счетной палате, — это инфляция. Сложившийся уровень инфляции в октябре 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года (по оценке Счетной палаты -5,3 -5,4%) свидетельствует о том, что целевой показатель инфляции в 2013 году (5,5%) будет превышен.

Счетная палата в аналитических записках о ходе исполнения федерального бюджета за соответствующие периоды 2013 года неоднократно отмечала наличие рисков

превышения запланированного на 2013 год целевого уровня инфляции. «В достижении ожидаемого уровня инфляции на 2013 год (6%), представленного в материалах с законопроектом, существуют риски, связанные с ослаблением курса рубля к доллару США и евро, а также с возможным повышением уровня цен на продовольственные товары в конце текущего года из-за потери части урожая на Дальнем Востоке в результате наводнений», отмечает Счетная палата.

Ключевые налоги падают

По данным оперативного доклада о ходе исполнения федерального бюджета за январь — сентябрь 2013 года, представленного Счетной палатой Совету Федерации и Государственной Думе, доходы федерального бюджета исполнены в сумме 9,6 трлн рублей, или 74,6% законодательно утвержденного объема, расходы — 9,0 трлн рублей, или 66,9% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, профицит составил 596,6 млрд рублей.

Несмотря на превышение доходов федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 2,3%, неисполнение налога на прибыль организаций составило 186,0 млрд рублей, или 41,8% прогноза на год, НДС на товары, реализуемые и ввозимые на территорию Российской Федерации, — 1482,4 млрд рублей, или 36,2%, акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, — 168,4 млрд рублей, или 33,5%.

В пояснительной записке к законопроекту изменений в закон о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в качестве фактора, влияющего на уменьшение поступления НДС, указывается изменение структуры налоговой базы НДС (снижение суммы начисленного налога с 48,14 до 46,08% ВВП). При этом обоснования этого снижения не представлены, что затрудняет анализ достоверности вносимых изменений в прогнозируемый объем указанных поступлений, подчеркивают эксперты Счетной палаты.

По-прежнему отмечаются невысокий уровень исполнения расходов федерального бюджета, неравномерность исполнения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам классификации расходов, ФЦП и отдельным главным распорядителям средств федерального бюджета, что приведет к исполнению значительных бюджетных ассигнований в конце года и негативно скажется на эффективности использования бюджетных средств.

Законопроектом предусматривается изменение основных характеристик федерального бюджета на 2013 год: доходы федерального бюджета увеличиваются на 40,5 млрд рублей, или на 0,3%, и составят 12 906,4 млрд рублей. Общий объем увеличения доходов федерального бюджета складывается за счет увеличения нефтегазовых доходов на 546,4 млрд рублей, или на 9,2%, и сокращения ненефтегазовых доходов на 505,9 млрд рублей, или на 7,3%. Дополнительные доходы федерального бюджета в сумме 40,5 млрд рублей направляются на сокращение дефицита федерального бюджета на 2013 год, который уменьшится и составит 480,9 млрд рублей.

В заключении Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов отмечалась сохраняющаяся высокая зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2013 году первоначально прогнозировалась на уровне 46,1%, в январе — сентябре текущего года она составила 49,7%. Согласно представленным одновременно с законопроектом материалам доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2013 году увеличится до 50,1%.

Получается, что коллегам Татьяны Голиковой приходится лишь констатировать: зависимость нашей экономики от нефтегазового сектора не только не снижается, а вопреки призывам правительства только лишь растет.

Внутренние карманы

Любопытно, но, по данным Счетной палаты, в расчетах ряда доходов федерального бюджета заложен уровень прогноза поступления доходов ниже уровня их фактического поступления за январь — сентябрь 2013 года.

Так, объем доходов от проведения товарных интервенций из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия превысил за январь — сентябрь 2013 года объем поступлений, предусмотренных законопроектом, на 376,7 млн рублей, или на 5,7%, поступлений задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам — на 192,7 млн рублей, или на 54,4%, прочих поступлений от использования имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), — на 189,3 млн рублей, или на 119,4%.

По расчетам Счетной палаты, основанным на оперативных данных Федерального казначейства, общий объем превышения фактического поступления за январь — сентябрь 2013 года ряда доходов над показателями, учтенными в доходах федерального бюджета в расчетах к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», составляет 915,6 млн рублей.

Бюджетом предлагается перераспределение бюджетных ассигнований на общую сумму 327,1 млрд рублей, в том числе за счет сокращения расходов по отдельным направлениям в сумме 114,5 млрд рублей и по предложениям главных распорядителей в пределах общего объема расходов в сумме 212,6 млрд рублей, более половины которой приходится на Минобороны России — 74 257,1 млн рублей (34,9%) и Минтранс России — 34 604,1 млн рублей (16,3%).

Счетная палата отмечает увеличение в 2,7 раза общего объема перераспределяемых бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей по сравнению с законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в мае текущего года (79 798,9 млн рублей).

В 2010 году объем перераспределяемых бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей составлял 24,7 млрд рублей, в 2011 году — 80 млрд рублей, в 2012 году — 316,3 млрд рублей, в 2013 году он составил с учетом законопроекта 290,4 млрд рублей.

В целях повышения прозрачности законопроектов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете Счетная палата полагает необходимым, чтобы в представляемых к законопроектам материалах в обязательном порядке отдельно отражались изменения бюджетных ассигнований за счет сокращения расходов федерального бюджета и перераспределения бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей по кодам бюджетной классификации расходов.

Дисциплина исполнения

Счетная палата отмечает, что сложившаяся начиная с 2010 года практика двукратного внесения изменений в бюджет текущего финансового года (в мае и октябре) обусловлена в значительной степени перераспределением бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета, которые не могут быть изменены путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, несмотря на достаточное количество оснований для ее корректировки, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете (в соответствии с проектом федерального бюджета на 2014 — 2016 годы — 43 основания). По мнению специалистов Счетной палаты, данная практика не способствует повышению качества управления государственными финансами как на уровне Минфина России, так и особенно на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета, поскольку не способствует формированию достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проекта федерального бюджета, на что Счетная палата неоднократно обращала внимание в заключениях и материалах.

Колесо туризма крутится

Колесо туризма крутится и беззаложенных в бюджет расходов.  Дмитрий Медведев посетил выставку «Интур-маркет – 2013». Второй справа – Александр Радьков, глава Ростуризма, исполнение расходов по которому в январе–сентябре 2013 года составило 31,6%. ИТАР-ТАСС

При рассмотрении объемов перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета необходимо учесть уровень исполнения расходов федерального бюджета за истекшие периоды.

Как отмечается в материалах Счетной палаты, анализ динамики расходов федерального бюджета за январь — сентябрь 2012 года, за 2012 год в целом, а также за январь — сентябрь текущего года свидетельствует, что имеются существенные риски неисполнения расходов федерального бюджета по ряду главных распорядителей средств федерального бюджета с низким уровнем исполнения за указанные периоды.

Так, по Ростуризму исполнение расходов за 9 месяцев 2012 года составило лишь 18,4%, за январь — декабрь 2012 года — 93,8%, за январь — сентябрь 2013 года — 31,6% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями; по Ространснадзору — 58, 93,5 и 60% соответственно. При этом законопроектом изменения бюджетных ассигнований по указанным главным распорядителям не предусматриваются.

По Росавтодору исполнение расходов за 9 месяцев 2012 года составило 60,3% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, за январь — декабрь 2012 года — 89,4%, за январь — сентябрь 2013 года — 58,8%; по Минкультуры России исполнение составило 60,9, 96,2 и 54,8%; по Минэнерго России — 55,6, 99,6 и 60,2%; по Минпромторгу России — 60,1, 98,8 и 61,2%; по Росжелдору — 75,1, 88,8 и 64,6% соответственно. При этом бюджетные ассигнования по указанным главным распорядителям увеличиваются.

На первый взгляд, антикризисное перераспределение бюджетных средств, которое было предложено правительством, выглядело вполне логично. Однако, основываясь на заключении Счетной палаты, которая глубоко проанализировала основной финансовый документ страны на ближайшую перспективу, ситуация кажется довольно грустной. Риски неисполнения бюджета и недостижения планируемых показателей очень высоки.

Но самое главное: бюджет вообще не предполагает серьезных изменений в экономике, как это было в начале 2000-х годов. А это значит, как и предполагают многие эксперты, нас может ждать стагнация на долгие годы.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться