Время и деньги

Бюджет 22 Дек 2013, 10:55
Время и деньги

10 декабря «Ведомости» написали о поручении Владимира Путина, по которому из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделяется до 200 млрд рублей под управление Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Интересно в этом поручении не то, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, по собственному признанию, о нем «не знает», а сама заложенная в эту схему идея. Она не первый раз бороздит умы российских чиновников во власти.

«Ведомости» сенсации не сообщили. О том, что ФНБ больше не неприкосновенный резерв, известно давно, как и о том, на какие инвестиционные проекты его предполагается пустить. По сути, ФНБ выполняет функции федерального бюджета. Бюджет-2013 фактически прошел секвестирование, но очевидно, что господдержка прежде всего инвестиционных проектов не должна останавливаться, от этого зависят как перспективы экономики, так и в значительной мере ее текущее состояние — пока в России живы только те крупные инвестиционные проекты, в которых активно участвует государство. Федеральный бюджет от инвестиционных расходов в значительной мере освобождается, но эти расходы перекладываются с бюджета на резервные фонды.

Кто-то скажет: что в лоб, что по лбу. С точки зрения решения задачи сокращения госрасходов это, действительно, не слишком впечатляющая хитрость. Но дело не в одном перекладывании денег из одного госкармана в другой.

Если речь идет о совершенно другом механизме расходования госсредств, выделяемых на инвестиции, а именно об этом свидетельствует поручение президента о подключении к проектам РФПИ, то принятое решение вполне рационально.

Есть, например, олимпийские проекты. На которые государство сначала мобилизует крупные компании, прежде всего государственные, потом сталкивается со срывом сроков строительства и перерасходом средств. Скандалы, одни госкомпании сменяют другие, менеджеры проштрафившихся оказываются под следствием или за границей, другие госкомпании выполняют в конце концов задачу и даже заслуживают высочайшей благодарности. Прекрасный пример — олимпийский трамплин, который героически достраивал Сбербанк.

В олимпийской экономической истории есть и детективные сюжеты, и трудовой героизм. Нет одного — медалей за эффективность. Картина мало в чем меняется, когда за олимпийские стройки берутся частные гиганты. Владимир Потанин, как известно, возглавил кампанию за предоставление олимпийским строителям налоговых и иных льгот — иначе стройки могут быть возведены (сроки начала Олимпиады неотвратимо приближаются), но использование сооруженных проектов после Олимпиады из-за страшной дороговизны становится практически невозможным. Это наглядные пособия на тему эффективности бюджетных расходов.

Совсем другие перспективы если не открывает (соответствующего практического опыта пока нет), то, во всяком случае, обещает подключение к инвестиционным проектам РФПИ. Да, это еще одна гос­компания, еще один госпосредник. Но его задача — привлекать к выбранным проектам иностранные инвестиции в объеме не ниже выделяемых государством. Изначально за РФПИ закрепляется соучастие в реализации только прибыльных проектов.

Чем сегодня располагает РФПИ? Есть зарезервированный фонд аж в $10 млрд, есть активно создаваемая инфраструктура привлечения инвестиций, есть отобранные 11 инфраструктурных проектов — от электроэнергетики до водоснабжения и от железных дорог и портов до метро, есть, наконец, поручение президента и уже не зарезервированные, а реальные 200 млрд рублей. Ура?!

РФПИ теперь должен показать себя в деле. До сих пор из бюджета он получил 62,6 миллиарда рублей ($1,9 млрд). Из этой суммы в проекты инвестировано меньше половины — $0,85 млрд. Вместе с соинвесторами объем вложений составил $3,5 млрд.

Конечно, руководители РФПИ могут вдохновляться тем, что они первопроходцы. Но на самом деле это не так.

Что модернизировать экономику можно, только активно привлекая иностранные инвестиции, — азбука, которую освоил еще Советский Союз, у которого были, однако, поводы и для опоры на собственные силы. Вопрос в том, как их привлекать. Инвестиционный климат — это, конечно, правильно, но, во-первых, уж очень долгая эта сказка, а во-вторых, как говорится, врачи то же люди, они цветы не едят.

Иностранные инвестиции надо привлекать гос­участием и госгарантиями — эту вполне здравую идею в России пытались реализовать еще в начале 1990-х годов, которые славны не только ценами, приватизацией и малиновыми пиджаками.

2 февраля 1993 года указом президента Бориса Ельцина была создана Государственная инвестиционная корпорация (Госинкор). Задачи Госинкора без сегодняшней гораздо более четкой регламентации в принципе были теми же, что и у РФПИ — привлекать к приоритетным проектам иностранные инвестиции. Госинкор должен был предоставлять госгарантии, для чего он, по крайней мере по тексту указа Ельцина, был изрядно оснащен. Предписывалось выделить в качестве взноса государства в уставный фонд Госинкора имущество на сумму $1 млрд, а также денежные средства в размере $50 млн и 200 млрд руб. для предоставления гарантий инвесторам.

Однако самым резонансным в истории Госинкора было его учреждение. Дальше — тишина. Изредка прерываемая сообщениями о создании, например, в 1996 году «Госинкорхолдинга», в который в свое время входили «Интурист-холдинг», Гута-банк, издательский дом «Строительная газета», кондитерская фабрика «Рот-Фронт». Привлечение иностранных инвестиций отошло на второй план, потом, как и следовало, появились следователи, потом Госинкор был бесславно и тихо ликвидирован президентом Владимиром Путиным.

Попытка Госинкора не удалась. У РФПИ гораздо больше шансов.

И дело не в гарантиях, выделенных в управление деньгах и не в проектах. В людях.

Первым главой Госинкора был бывший глава администрации Бориса Ельцина Юрий Петров. Ельцин ему доверял. Но Петров не мог организовать профессиональную работу по привлечению иностранных инвестиций.

Во главе РФПИ совсем другие, современные молодые люди. Генеральный директор фонда Кирилл Дмитриев — просто лицо с обложки журнала, скажем, Forbes, в котором умеют не только считать чужие деньги. 39 лет, окончил Стэнфордский университет с наивысшим отличием, степень магистра получил в Гарвардской школе бизнеса и опять с наивысшим отличием (Baker Scholar). Работал в крупнейших западных инвестиционных банках, никогда не работал в российских госструктурах. Его команда — это не команда Юрия Петрова. Хотя своеобразную перекличку с российскими 1990-ми и приватизацией услышать можно. Одним из директоров РФПИ является выпускник Международного института экономики и финансов ВШЭ, успевший поработать в «Газпром нефти» и «Лукойле» Анатолий Браверман, сын Александра Бравермана, бывшего первого зампреда Госкомимущества (с 1997 года), в 2008 году возглавившего Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.

Новое время — новые люди. И старые задачи. Да и риски прежние, в том числе и искушение поддаться лоббизму, который РФПИ, конечно, испытывает. Что возьмет верх в молодой команде РФПИ — сухой профессионализм или азарт молодости — покажет ближайшее время.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться