Трудный бюджет

Бюджет 30 Сен 2014, 15:52
Трудный бюджет

«Мы знали гораздо более худшие времена»

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал бюджет РФ на 2015–2017 годы трудным и тяжелым, однако приемлемым. «Хотя это тяжелый, трудный бюджет, но он приемлем для нашей страны. Скажем откровенно, мы знали гораздо более худшие времена, — заявил Медведев в интервью телеканалу „Россия 24“. — Мы сформировали сложный бюджет в условиях выросшей инфляции. Это справедливо в условиях отсутствия ликвидности на западных рынках, в условиях слабых темпов роста — все это, безусловно, сказывается на самой структуре бюджета». Он подчеркнул, что бюджет тем не менее бездефицитный, основан на инфляционном таргетировании и позволяет «в полной мере финансировать расходы по социальным обязательствам».

Законопроект о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов был одобрен правительством страны с предельным уровнем дефицита на следующий год 0,6% ВВП, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов. Доходы бюджета в 2015 году согласно законопроекту составят 15,082 триллиона рублей (19,4% ВВП), расходы — 15,513 триллиона рублей (20% ВВП), дефицит — 430 миллиардов рублей. Бюджетные параметры рассчитаны исходя из прогноза роста российской экономики в 2015 году в 1,2%, инфляции на уровне 5,5%, среднегодового курса доллара в 37,7 рубля.

Правительство не планирует пополнять Резервный фонд в следующем году. На конец 2015 года его объем прогнозируется в 3,543 триллиона рублей. Объем ФНБ на конец 2015 года, как ожидается, достигнет 3,194 триллиона рублей, при этом ненефтегазовый дефицит российского бюджета в следующем году составит 10,5% ВВП.

На 2016–2017 годы дефицит бюджета по отношению к ВВП прогнозируется на том же уровне — 0,6%. При этом доходы бюджета ожидаются в 15,726 триллиона рублей (18,9% ВВП) и 16,439 триллиона рублей (18,3% ВВП) соответственно, расходы — 16,203 триллиона рублей (19,5% ВВП) и 16,983 триллиона рублей (18,9% ВВП).

Темпы роста российской экономики в 2016 и 2017 годах прогнозируются на уровне 2,3 и 3% соответственно. Рубль, согласно прогнозу, ослабнет до 38,7 рубля и 39,5 рубля за доллар соответственно, инфляция замедлится до 4,5 и 4%. Цена на нефть Urals на все три года прогнозируется на одном и том же уровне — 100 долларов за баррель.

Наиболее существенным в 2015 году по сравнению с нынешним годом окажется рост расходов на национальную экономику (плюс 610 млрд руб., или 0,9 п. п. ВВП), на общегосударственные вопросы и национальную безопасность.

России нужен другой баланс бюджета, при котором доля расходов на экономику, образование и здравоохранение будет выше, чем траты на оборону и трансферт Пенсионному фонду, считает министр экономического развития России Алексей Улюкаев.

«Нам нужен другой баланс бюджета: сбалансированный бюджет, который сводится без дефицита, но в котором доля расходов на экономику, образование, здравоохранение и культуру в три раза меньше, чем расходы на оборону, безопасность и трансферт Пенсионному фонду — я не могу назвать такой бюджет сбалансированным. Это абсолютный дисбаланс», — сказал Улюкаев, выступая на завтраке Сбербанка в рамках экономического форума в Сочи. Выступая на заседании правительства, в ходе которого рассматривался бюджет, Дмитрий Медведев отметил, что впервые работать над проектом федерального трехлетнего бюджета, пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей нашей экономики. Правительство было вынуждено корректировать и так достаточно напряженный бюджет, закладывая дополнительные средства на поддержку отечественных компаний, предприятий, особенно в тех отраслях, которые подверглись наиболее сильным ограничениям.

Макроэкономические установки

В целом макроэкономические параметры, которые закладывались в основу нынешнего бюджета, существенно отличаются от тех, которые определили бюджет 2014–2016 годов. Прогноз учитывает ряд неблагоприятных факторов, связанных с изменением внешнеэкономической ситуации, в том числе резкое ограничение доступа к финансовым ресурсам и ограничение поставок высокотехнологичного оборудования. И, конечно, были учтены неблагоприятные внутренние условия, включая замедление темпов экономического роста, сокращение инвестиционного и потребительского спроса, ускорение инфляции и сохраняющийся отток капитала. «Главная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, — это высокая степень неопределенности в отношении того, насколько быстро будет восстанавливаться доверие, интерес бизнеса к инвестированию, как будет расти потребительский рынок, какие шаги будут предпринимать наши партнеры», — считает Дмитрий Медведев.

медведев

Основная статья расходов по-прежнему социальная поддержка граждан и оказание социально значимых услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры. На эти цели направляется 57% средств федерального и регионального бюджетов. На выплату пенсий, различных пособий, субсидий и компенсаций только в федеральном бюджете на три года предусмотрено более 2,5 трлн рублей.

По словам премьер-министра, к 2017 году расходы по направлениям «образование», «здравоохранение» и «социальная политика» превысят уровень 2014 года. Будет продолжено и повышение зарплат бюджетникам — педагогическим, медицинским, социальным работникам, научным сотрудникам. Предусмотрено продолжение оказания поддержки региональным бюджетам, которые несут основную финансовую нагрузку по исполнению майских указов президента.

«На ближайшие годы мы сохраняем бюджетное правило, которое в настоящее время позволяет контролировать увеличение бюджетных расходов, а также обеспечивает нашей бюджетной системе необходимый запас прочности при возможных колебаниях цен на нефть. Объем резервного фонда в следующем году должен составить около 3,5 трлн рублей, в 2016 и 2017 годах — вырасти до 3,6 трлн и 3,7 трлн рублей соответственно, — заявил Медведев. — Расходная часть бюджета выстроена в соответствии с приоритетами работы правительства в рамках госпрограмм. Проведена серьезная оптимизация расходов, хотя дело это неприятное, тяжелое. Все члены правительства принимали в этом непосредственное участие и помнят, как трудно находить согласованные, компромиссные решения».

На заседании правительства премьер-министр специально подчеркнул, что финансирование программ, которые имеют принципиальное значение для экономического роста нашей страны и для обеспечения граждан, правительство старается сохранить на прежнем уровне. Среди таких приоритетов он назвал строительство транспортной, энергетической инфраструктуры, региональное развитие и развитие сельского хозяйства.

«В результате сокращения расходов мы планируем удерживать объем государственного долга на экономически безопасном уровне — менее 15% ВВП. Я думаю, всем понятно, насколько это важно в настоящий момент. Всю эту работу нужно будет продолжать, в постоянном режиме контролировать качество исполнения государственных программ. По тем, которые не работают или выполняются с низкой эффективностью, естественно, будем принимать необходимые решения. По нововведениям доложат министры. Их немного. Надеюсь, они не испугают бизнес и не создадут дополнительные проблемы для развития экономики. Я считаю, что это тоже сбалансированная позиция, важная для того, чтобы мы старались все-таки помогать инвестиционному климату», — считает глава правительства.

Сценарии развития

Как обычно, при разработке нынешнего бюджета рассматривалось несколько сценариев дальнейшего развития ситуации. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, базовый прогноз исходит из более консервативных представлений о развитии макроэкономической динамики, а второй вариант, так называемый умеренно оптимистический, — из несколько лучших объективных обстоятельств и более активной экономической политики.

«Оба варианта исходят из достаточно позитивных представлений. Мы закладываем в прогноз предположение о том, что новые санкционные режимы не вводятся и действие имеющихся санкций заканчивается в 2015 году. При этом, безусловно, сохраняются высокие геополитические риски, что для инвесторов в условиях высокой неопределенности означает дополнительную премию за риск и снижение склонности к инвестированию. Тем не менее в период с 2016 по 2017 год мы ожидаем сокращения объема оттока капитала и выхода его на более приемлемый уровень — 20–30 млрд долларов в год», — пояснил Улюкаев.

Кроме того, прогноз исходит из представления о более высоких темпах мирового экономического роста, чем это было достигнуто ранее, прежде всего за счет восстановления роста американской экономики и сохранения высоких темпов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, притом что экономики Европы будут развиваться достаточно медленными темпами. По словам Улюкаева, в своих оценках МЭР исходит из того, что цена основного экспортного товара — нефти в текущем году составит 104 доллара за баррель, а на три следующих года останется на уровне 100 долларов.

«Мы понимаем, что есть высокие риски, связанные с восстановлением объемов мирового предложения нефти со стороны Ливии, Ирака, Ирана, с увеличением запасов и возможным уменьшением спроса, связанным с ожидаемым замедлением темпов роста в странах, которые являются крупными потребителями нефти и нефтепродуктов. Тем не менее до сих пор этот вариант прогноза все еще ниже, чем консенсус-прогноз основных мировых аналитиков инвестиционных банков, и нам представляется реалистичным предположение о сохранении тенденции на ближайший период», — добавил министр.

Как ожидается, в нынешнем году ВВП страны вырастет на 0,5%. «Почему мы считаем возможным в прогнозе 2015 года повысить наши ожидания до уровня 1,2%, а соответственно в 2016–2017 годах — 2,3–3%? Прежде всего мы ожидаем увеличения инвестиционного роста. Для 2015 года это прежде всего государственные капиталовложения, а также капиталовложения компаний с государственным участием, таких как „Газпром“, „Транснефть“, „Роснефть“ и некоторые другие, — рассказал Алексей Улюкаев. — Мы учли и строительство крупномасштабного газопровода „Сила Сибири“, некоторые другие проекты, в том числе те, которые будут финансироваться за счет средств Фонда национального благосостояния, такие как реконструкция БАМа и Транссиба, Центральная кольцевая автодорога и т. д. Начиная с 2016 года мы ожидаем также восстановление инвестиций частного капитала на основе роста уверенности и большей прозрачности в макроэкономике и геополитических отношениях. При этом инфраструктурные компании в этот период будут инвестировать, видимо, менее активно. Это во многом связано с завершением инвестиционных программ в электроэнергетике. В целом рост инвестиций составит 1,6% в 2016 году и 2,9% в 2017 году».

По словам Улюкаева, прогноз инфляции на 2015 год составляет 5,5%. Он несколько повышен по сравнению со сценарными условиями, в частности связан с более высоким прогнозом по продовольственным ценам. При этом министерство исходит из того, что в течение года инфляционная динамика будет резко замедляться, особенно во втором полугодии, и среднегодовые значения будут снижаться.

Изменение прогноза по инфляции оказывает влияние на прогноз реальных заработных плат, реальных доходов, следовательно, потребительского спроса населения, оборота розничной торговли и потребительских услуг. Эти прогнозные значения также вследствие увеличения инфляции понижены. Тем не менее ожидается, что будет восстанавливаться рост реальной заработной платы до 2,8% в 2016 году и 4,6% в 2017 году, соответственно среднегодовой розничный оборот ускорится до темпов свыше 3–3,2%.

Что касается внешней торговли, то ожидается сохранение той динамики, которая существует в настоящее время. «Величины экспорта мы предполагаем примерно такими же. Что касается импорта, наиболее чувствительного к изменению курсовых соотношений, то в текущем году мы ожидаем сокращение импорта в реальных значениях примерно на величину 8%, а в последующем полагаем, что он немножко восстановится, до уровня 1,2–2,2% роста, что означает высокий уровень положительного торгового сальдо (более 160 млрд долларов) на протяжении всего рассматриваемого периода. Кроме того, это означает также и положительное сальдо текущего счета платежного баланса», — пояснил Алексей Улюкаев.

При прогнозе тарифов на услуги естественных монополий правительство исходило из того, что индексация тарифов не должна превышать уровень индекса потребительских цен. При этом, поскольку прогноз по инфляции повышен, предлагается и более высокая индексация, как базовый вариант для 2015 года — это 7,5%.

На оптовом рынке электроэнергии рост цен может составить примерно 10,5% по 2015–2016 годам и несколько меньше — 9–9,5% по 2017 году. При этом эксперты МЭР исходят из того, что более высокий темп роста оптовых цен на генерацию связан с вводом новых генерирующих объектов по договорам о предоставлении мощностей, а также переносом сроков по исполнению этих договоров. «Кроме того, мы исходим из принятого решения о том, что акционерное общество „Газпром“ будет иметь право предоставлять дисконт к регулируемой оптовой цене начиная с 2015 года», — добавил министр.

ulukaev

Головная боль Алексея Улюкаева: где взять инвестиции для поддержки экономики. ИТАР-ТАСС


Индексацию тарифов на услуги теплоснабжения предлагается ограничить в 2015 году на уровне 7%, в 2016-м — 5,5%, в 2017-м — 4,2%. Эта индексация несколько ниже, чем уровень инфляции предшествующего года. МЭР связывает эти предложения с отсроченным эффектом от нулевой индексации по газу в 2014 году, что дает хороший разрыв между ценой газа как основной издержки для теплоснабжающей организации и ценой тепла.

Индексация тарифов на железнодорожные перевозки в 2015 году тоже заложена на уровне 7,5%. Однако не для всех естественных монополий. Дмитрий Медведев согласился с Владимиром Якуниным, и для тарифов РЖД установлена планка в 10%.

Все это предусматривает базовый вариант экономического развития. Что же касается умеренно оптимистического варианта, то он основан на более активной экономической политике. Здесь предполагаются дополнительные меры стимулирующего характера, связанные с увеличением расходов бюджета на финансирование новых инфраструктурных проектов и иных крупных проектов, на дополнительное финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния, за счет дополнительного роста кредитования наиболее важных секторов экономики, а также тех сегментов, которые оказались уязвимыми в связи с введенными санкциями, за счет развития проектного финансирования, за счет дополнительной капитализации российских коммерческих банков.

«При условии принятия этих и других мер поддержки несырьевого экспорта мы ожидаем, что государственные капитало­вложения с учетом средств Фонда национального благосостояния увеличатся с уровня примерно 2% в базовом варианте до 7,4% в среднем за три года во втором варианте. Мы предполагаем, что ежегодный рост кредитного портфеля российским заемщикам, предприятиям увеличится в 2015–2017 годах в этом варианте до 15–17%. За счет всех источников, таким образом, рост инвестиций составит уровень между 3 и 5,5% в расчете на год», — рассказал Алексей Улюкаев.

Таким образом, сравнение второго варианта с первым показывает, что начиная с 2015 года в условиях проведения этих дополнительных мер, связанных с государственными капиталовложениями и развитием кредитования, поддержки экспорта и некоторых других, ВВП начиная с 2015 года будет ускоряться и в среднем составит 3,3%, а к 2017 году ускорится до 4,3%. Разница в темпах роста ВВП между вариантам, по словам министра, составляет в среднем 1,4%.

В том, что бюджет страны будет одобрен парламентом в необходимые сроки, сегодня нет никаких сомнений. Президент РФ Владимир Путин попросил депутатов Госдумы в сложившихся экономических условиях «бережно отнестись» к проекту бюджета, работа над которым «шла непросто»: «Я хочу обратиться к руководителям фракций. Прошу вас относиться к этому очень бережно, потому что ситуация требует от нас повышения финансовой и бюджетной дисциплины, улучшения структуры расходов, рачительного отношения к бюджетным средствам, сокращения неэффективных расходов, повышения эффективности бюджетного регулирования экономики в целом».

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться