Новый бюджет

Бюджет 15 Мар 2015, 10:50
Новый бюджет

Во вступительном слове на заседании правительства глава кабинета Дмитрий Медведев отметил, что необходимость корректировки бюджета уже очевидна. «Всем понятно, почему приходится заниматься корректировкой бюджета. Мы принимали его в совершенно других условиях. Хотя это было относительно недавно, тем не менее условия даже за этот период существенным образом изменились. Бюджет — это один из основных инструментов экономической политики и он должен соответствовать новой экономической ситуации, когда резкое изменение мировых цен и замедление экономического роста усугубились введением санкционных ограничений. Он должен отвечать на те вызовы, с которыми сталкивается экономика, и обеспечивать макроэкономическую стабильность. И, конечно, соответствовать правительственному плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики, т. е. так называемому антикризисному плану. Поэтому пересмотр бюджетных расходов сегодня абсолютно необходим». При этом, как отметил премьер, в нынешнем году раздел «Социальная политика» не сокращается, а даже увеличивается — почти на 6%.

Реальный прогноз

По словам министра финансов Антона Силуанова, сделан новый прогноз, который учитывает изменение сценария социально-экономического развития на 2015 год, а также исходит из цены на нефть в 50 долларов за баррель (в два раза ниже, чем в предыдущих оценках). Темпы экономики снижаются на 3%, курс рубля к доллару пересчитан с 37,7 рубля за доллар до 61,5 рубля.

«Сегодня данный сценарий может показаться несколько консервативным, учитывая, что в настоящее время стоимость нефти находится на уровне примерно 58 долларов за баррель. Однако необходимо отметить и сохраняющиеся риски на нефтяном рынке, где продолжает наблюдаться ситуация с превышением предложения нефти над спросом и отмечается быстрый рост ее запасов. Поэтому оценки разных экспертов находятся в диапазоне от 40 до 60 долларов за баррель. Мы учитываем в бюджете и в прогнозе 50», — пояснил министр финансов.

По его словам, в макросценариях снижается оценка объема доходов бюджета с 15,1 трлн рублей до 12,5 трлн рублей, или на 17,5%. Ключевой фактор — это изменение оценки нефтегазовых доходов, которые по ожиданиям снизятся на 2 трлн рублей.

Снижение мировых цен на нефть и природный газ привело к падению объема доходов на 4,1 трлн рублей. При этом ослабление курса частично компенсировало снижение уровня доходов, но эта компенсация составит 2,3 трлн рублей. Оценка ненефтегазовых доходов снижена на 596 млрд рублей, что вызвано в первую очередь снижением поступления дивидендов, снижением объемов утилизационного сбора, экологического сбора, введением льготных ставок по налогам, в том числе по НДС, и т. д. В целом ожидаемая оценка доходов бюджета подтверждена Министерством экономического развития и главными администраторами доходов.

Основные параметры федерального бюджета.jpg

«По итогам двух месяцев мы видим снижение доходов на 8%, а с учетом разовых факторов снижение произошло за два месяца текущего года к соответствующему периоду прошлого года на 10%. При этом необходимо учитывать, что расчет поступлений по экспортным пошлинам в январе велся исходя из стоимости нефти 71 доллар за баррель, НДПИ — 61 доллар за баррель, а НДС учитывался по итогам IV квартала, когда ситуация с доходами была не такая уж и плохая. Поэтому во II квартале мы можем столкнуться с дальнейшим снижением доходов, что, собственно, учитывает наш годовой прогноз», — говорит министр финансов.

При определении расходной части бюджета правительство учитывало сразу несколько ключевых моментов. Первое — это поручение президента о сокращении расходов федерального бюджета не менее чем на 5% в реальном выражении. Учитывая ожидаемое среднегодовое значение инфляции в текущем году в размере 15,8%, предельная величина расходов бюджета определена на уровне 15 215 млрд рублей.

Поступления основных налогов в федеральный бюджет в январе 2014

«Для достижения заданного уровня расходов, сокращенного на 5% в реальном выражении, мы применили оптимизационные меры по сокращению госпрограмм на 10%. При этом внутри программ каждое министерство и ведомство проводило оптимизационные мероприятия, точечно настраивая те или иные расходы исходя из их приоритетности. Это первое, основное оптимизационное мероприятие. Надо нам около 900 млрд рублей», — говорит министр финансов.

Одна из мер в расходной части, которая учтена в бюджете текущего года, — это сокращение на 10% численности федеральных государственных гражданских служащих и работников на должностях, не являющихся должностями федеральной службы. Такой проект указа уже подготовлен.

«Дефицит бюджета составит по итогам 2015 года, по нашим прогнозам, 2760 млрд рублей, или 3,8% ВВП. Если бы мы не применяли меры оптимизационного характера, дефицит составил бы 5,2% ВВП», — сообщил на заседании правительства Антон Силуанов.

В этих условиях основным источником финансирования дефицита становятся средства Резервного фонда. По итогам текущего года предлагается израсходовать 3170 млрд рублей из порядка 5 трлн, находящихся там по состоянию на начало текущего года. При этом правительство будет просить парламент предоставить право использования до 500 млрд рублей из того же источника в случае возникновения потребности в ходе исполнения бюджета.

Такое масштабное сокращение Резервного фонда однозначно скажется на объеме так называемой подушки безопасности, которая по итогам года может сократиться до 2 трлн рублей.

На пресс-конференции Антон Силуанов сообщил журналистам, что правительству «необходимо очень серьезно задуматься»: «Задача бездефицитного бюджета в 2017 году требует неувеличения практически в номинале объемов расходов, которые мы имеем сегодня. Напомню, что в трехлетнем бюджете у нас каждый год расходы росли на триллион рублей. Поэтому задача — в этом году принять решения, которые бы корректировали наши обязательства с учетом новых возможностей бюджета, с учетом необходимости непроедания Резервного фонда, потому что это можно сделать за год-полтора и остаться через два года без резервов. Считаю, что такая политика неоправданна. И мы вполне можем и должны в первую очередь поработать с нашими обязательствами».

Оборонный бюджет

Согласно оперативному мониторингу экономической ситуации в России, подготовленному коллективом экспертов Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, федеральный бюджет в январе оказался менее «нефтяной» и более «оборонный». Как отмечается в исследовании института, вполне предсказуемо доходы федерального бюджета в январе 2015 г. сократились за счет сокращения поступлений от НДПИ и внешнеэкономической деятельности. Обозначилась тенденция снижения поступлений от налога на прибыль и акцизов. В то же время существенный рост расходов бюджета по сравнению с январем 2014 г. обусловлен опережающей динамикой кассового исполнения расходов на национальную оборону: в январе 2015 г. оно составило 21,7% годового плана против 5,5% в январе 2014 г. Рост расходов (опережающее кассовое исполнение) наблюдается также по разделам «национальная экономика» и «социальная политика». «Динамика доходов свидетельствует в пользу решения о 10%-ном секвестировании расходов бюджета, вместе с тем отказ от сокращения оборонных расходов (на фоне секвестирования всех прочих) значительно усилит несбалансированность политики расходов», говорится в материалах экспертов института экономической политики.

Расходы федерального бюджета за январь 2014

По их словам, ситуация с исполнением федерального бюджета в январе 2015 г. оказалась значительно хуже по базовым параметрам, чем в январе 2014 г.

Доходы бюджета снизились даже в номинальном выражении (почти на 8 млрд руб.) по сравнению с январем 2014 г., при этом снижение произошло за счет нефтегазовых доходов, поступления которых оказались почти на 95 млрд, или на 2,1% ВВП, ниже в результате более чем двукратного падения мировых цен на нефть (106,7 долл./барр. в январе 2014 г. и 46,1 долл./барр. в январе 2015 г.)

Поэтому, по мнению специалистов Гайдаровского института, сокращение инвестиций (в первую очередь замораживание новых объектов) и отказ от сокращения социальных обязательств выглядят достаточно логично. При этом эффективность оборонных расходов вызывает серьезные вопросы. По данным экспертов, доля секретных расходов в бюджете уже сейчас на порядок превышает мировые аналоги.

Курс на изоляцию

Как отмечают специалисты, экономическое взаимодействие России с внешним миром сокращается под влиянием санкций и контрсанкций, снижения инвестиционного, а затем и общего внутреннего спроса, а также ухудшения ценовой конъюнктуры. При этом серьезно сокращается торговое взаимодействие со странами не только дальнего, но и ближнего зарубежья. Импорт продовольственных товаров из стран санкционного списка пока не удалось вполне заместить ни продовольственными товарами других стран, ни собственным производством. Более успешным в целом ряде товарных групп выглядит опыт импортозамещения украинских товаров, импорт которых резко упал во втором полугодии 2014 г.

Сокращение объемов импорта продолжилось в январе 2015 г., в результате январские объемы импорта из стран дальнего зарубежья составили 40% к январю 2014 г. При этом импорт продовольственных товаров упал на 42%, мяса — в 4 раза, в том числе импорт свинины — более чем в 11 раз (до 9,9 млн долл. с 110,4 млн долл. в январе 2014 г.), импорт молочных продуктов — почти в 5 раз (до 40,1 млн долл. со 186,1 млн долл. в январе 2014 г.), алкогольных и безалкогольных напитков — почти в 2 раза, аналогичными темпами снижался импорт химической, текстильной и машиностроительной продукции.

golikova

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: «Моя позиция в том, что параметры, которые предлагались как по прогнозу социально-экономического развития, так и по бюджету, нереалистичны. Мы предупреждали об этом ещё в сентябре»

При сохранении этих тенденций импорт в 2015 г., вероятно, сократится на 40% по сравнению с 2014 г., а падение экспорта в стоимостном выражении может составить 25–30%, говорится в материалах гайдаровского института.

На этом фоне вполне естественно выглядят данные о том, что 45% руководителей промышленных компаний в феврале считают неопределенность общей экономической ситуации в стране реальным препятствием для развития их бизнеса. При этом число предпринимателей, которые связывают сложности ведения бизнеса с экономической неопределенностью, последнее время устойчиво растет. Еще в конце прошлого года доля таких оценок составляла 39%, а в первой половине 2014 года — не больше трети. Эти данные приводятся в новом информационно-аналитическом материале Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ об основных факторах, ограничивавших деятельность предприятий и организаций базовых отраслей экономики в 2014 году. Так что федеральный бюджет в его нынешнем обновленном виде можно, скорее, назвать бюджетом выживания, чем бюджетом развития.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться