Проект бюджета показал настоящий смысл увеличения НДС и пенсионного возраста

Проект бюджета показал настоящий смысл увеличения НДС и пенсионного возраста

Для финансирования даже всех новых проектов бюджетная комиссия уже расписала деньги на будущие три года. Проект бюджета выглядят стабильным даже в условиях слабеющего рубля и дешевой нефти.
Бюджет / Сергей Сильченко 06 Сен 2018, 23:00
Проект бюджета показал настоящий смысл увеличения НДС и пенсионного возраста

Бюджетная комиссия правительства на основном заседании 5 сентября утвердила основные положения бюджетной конструкции на 2019–2021 годы. Свои документы представили Минэкономразвития прогноз до 2024 года, Минфин основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, Минтруда и Минздрав параметры бюджетных фондов.

При этом, в документах Минфина и Минэкономразвития уже учтены повышение пенсионного возраста и налога на добавленную стоимость (НДС) с 2019 года, все расходы по нацпроектам, другие принципиальные решения по вопросам бизнеса, например, закон о наилучших доступных технологиях.

Начиная с нынешнего года, баланс бюджета составлен с профицитом. При этом расходы на пенсионную систему стабильны и наполнены, в Фонд национального благосостояния (ФНБ) дополнительно направлено 8,5 трлн руб., бюджеты регионов фактически бездефицитные при сокращающихся в реальном выражении федеральных отчислениях, озвучен приоритет финансирования развития транспортной инфраструктуры. А расчетная цена на нефть снижена до 58 долл. за баррель к 2021 году.

Теперь главный вопрос, зачем правительству повышать НДС и снижать темпы роста ВВП в 2019 году, если при такой бюджетной конструкции российская экономика без труда переваривает общие налоговые льготы, которые по данным Минфина составляют 3,2 трлн руб. в год.

Доходы бюджета в будущем году составят 19,95 трлн руб., в 2020 году – 20,2 трлн руб., в 2021 году – 20,96 трлн руб. Расходы запланированы в 2019 году на уровне 18,05 трлн руб., в 2020 году – 19 трлн руб. и в 2021 году – 20,02 трлн руб. То есть бюджет полностью сбалансирован уже с текущего года.

«Фонда развития» (ранее «Инфраструктурный фонд») за три будущих года пополнится на 8,5 трлн руб. при заложенной в бюджет расчетной цене на нефть, потому что даже с учетом планового увеличения бюджетного дефицита до 2024 года на 0,5% ВВП «бюджетное правило» будет выполняться беспрекословно.

Цена на нефть в базовом варианте прогноза Минэкономразвития заложена в 2019 году на уровне 63,4 долл. за баррель, в 2020 году – 59,7 долл., в 2021 году – 57,9 долл. В консервативном варианте к 2021 году цена на нефть опускается до 43 долл. за баррель.

Курс рубля в прогнозах министерства заложен на уровне 64 руб. за доллар на следующие три года и 67 руб. до 2025 года. То есть в ближайшие три года страну ждет небольшой рост и постепенное накопление с сохранением стабильности. Минэкономразвития рассчитывает на инфляцию в 2019 году на уровне 4,3% с пиком 5% в январе, на уровне 3,7% в 2020 году и 4% – в 2021 году.

При этом даже при консервативном варианте прогноза рост ВВП снижается всего до 1% в 2019 году, а восстанавливается до 2,5% уже в 2021 году. В базовом прогнозе рост экономики в 2019 году сохраняется на уровне 1,3% из-за налоговой нагрузки после увеличения НДС, а к 2021 году уже 3%.

Бюджетное финансирование нацпроектов запланировано в достаточном объеме, хотя к началу сентября правительством одобрены лишь социальные проекты и лимиты всех программ, тогда как допрасходы еще даже не расписаны.

Кстати, как пишет газета, в документах к заседанию бюджетной комиссии есть любопытная справка о том, чьи решения привнесли в новый 3-летний бюджет дополнительные расходы. Президент Владимир Путин добавил в расходную часть бюджета менее 390 млрд руб. в год, премьер-министр Дмитрий Медведева – на 1,3 трлн руб. в год, по решениям Совета по стратегическому развитию при президенте допрасходы составят в интервале 680–780 млрд руб. в год.

Прогнозы Минэкономразвития с расчетами Минфина и утвержденная бюджетная конструкция во всем свете демонстрирует отсутствие потребности в увеличении НДС. «Основные направления» Минфина показывают стоимость налоговых льгот и преференций в размере 3,1 трлн руб. в 2019 году и 3,3 трлн руб. в 2021 году, из которых большая часть является льготами по НДС, а еще треть – в «нефтянке». В этой ситуации увеличение налоговой нагрузки вообще непонятно.

Кроме того увеличение пенсионного возраста уже учтено в 3-летнем бюджете до 2021 года и дополнительной выгоды не несет. Зачисления в Пенсионный фонд в будущем году составят 3,4 трлн руб., в 2021 году – 3,35 трлн руб., при этом бюджетное финансирования пенсионного страхования до 2021 года снизится с 1,1 трлн руб. до 0,9 трлн руб. То есть озвученное увеличение возраста выхода на «заслуженный отдых» никакой необходимости в ближайшем будущем не несет и вполне могло быть растянуто лет на десять, начиная, например, с 2020 года.

А в целом, снижение воздействия на экономику нового НДС и постепенный прирост эффекта от нацпроектов в условиях волатильности рынков с учетом прогнозируемой Минэкономразвития слабой динамики ВВП на 2019 год, а дополнительно снятие давления на рынке труда за счет увеличения пенсионного возраста – вот озвучиваемые цели принятых в последнее время правительственных решений.

Однако есть и негласные цели. Как то ограничение расходов госмонополий, потребность в экономическом росте, а не мимикрирующей под него экономии средств. Прирост активного населения в экономику. Ограничение инфляции до 2021 года и сдерживание тарифов ниже уровня роста цен.

В общем, в этом году правительству помогала нефть с ее увеличившейся ценой, поэтому оно не особо обращало внимание на ослабший рубль в своих прогнозах в проекте 3-летнего бюджета.

Однако на момент написания статьи рубль пробил психологическую отметку в 80 руб. за евро, а в отношении к доллару вплотную подошел к 70 руб. к 16:20 встав на уровень 69,13 руб. за доллар. При этом ранее глава Минэкономразвития заявлял, что долгосрочных причин для ослабления рубля министерство не видит.

Теперь посмотрим, поможет ли нефть и сопутствующие факторы Кабмину в будущем году, и сбудутся ли планы Минфина и прогнозы Минэкономразвития в следующие трехлетку. А может быть, всё сложится даже лучше в будущие 6 лет?

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться